Александра Обоева
Организация процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Тема адаптации детей раннего возраста к ДОУ является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой домашней обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Соблюдение режима дня, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, совершенно другая обстановка, стиль общения - становятся для малыша источником стрессовых ситуаций.
Публикация «Организация процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.
Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.
Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.
Своеобразие адаптации малыша к новым условиям обусловлены специфическими особенностями раннего возраста. Этот период является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются основные умения малыша, так необходимые для его успешного развития. В это время складываются такие доминантные качества как познавательная активность, самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности. Но их формирование требуют адекватных действий со стороны взрослых, определенных форм общения и активного взаимодействия с ребенком. Основными линиями развития детей раннего возраста являются :
- развитие предметной деятельности;
- развитие эмоционально-действенного общения с взрослыми.
Ведущая роль предметной деятельности в развитии малыша очевидна. Включение в предметную деятельность позволяет ребенку развивать культурно нормативные, специфические и орудийные действия. Использовать в своей повседневной деятельности окружающие предметы (есть ложкой, копать лопаткой, пользоваться расческой и т. д.) в соответствии с их социальным назначением.
В раннем детстве происходит интенсивное развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности, формирование целенаправленности и настойчивости действий ребенка. Большая роль при этом отводится сенсорному воспитанию, культурным практикам, разным видам игры и детского художественного творчества.
Современное научное представление о феномене адаптации основывается на трудах И. П. Павлова, И. М. Сеченова, П. К. Анохина, К. Бернара, У. Кэннона, Г. Селье и других ученых. Оно включает несколько основных тезисов, которые позволяют утверждать, что адаптация — это :
• свойство любого живого организма;
• процесс приспособления к постоянно изменяющимся условиям среды, достижение оптимального равновесия между организмом и средой;
• результат активного взаимодействия человека со средой;
• цель, которую организм избирает для себя как приоритетную и к которой он настойчиво стремится.
Таким образом, адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном) и направляется на достижение равновесия в системе «человек — среда».
Известны три основных стиля, с помощью которых человек адаптируется к окружающему миру :
• конформный стиль, когда человек постепенно привыкает к среде, пассивно принимая все ее требования и обстоятельства;
• избегающий стиль, когда человек не хочет или не может приспосабливаться к требованиям среды, пытается игнорировать их или открыто бунтует — противопоставляет себя окружению и даже вообще выходит из него;
• творческий стиль, когда человек позитивно принимает среду и при этом старается активно изменять ее условия, приспосабливая их к себе и обретая необходимый физический и психический комфорт.
Основные причины дезадаптации и ресурсы творческого стиля
адаптации детей к образовательной среде :
Рассмотрим основные причины некомфортного состояния ребенка в детском саду и выявим адаптационный ресурс творческого стиля в организации образовательного пространства на новых принципах.
Новое пространство. Важной задачей дошкольных образовательных организаций является создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно адаптироваться к детскому саду и максимально реализовать себя. Образовательное пространство призвано стимулировать моторную, сенсорную, познавательную и творческую активность ребенка, способствовать коммуникативному развитию и накоплению социального опыта. Оно является местом, которое ребенок с первых дней пребывания воспринимает как комфортное, стабильное, дружелюбное, интересное для познания и практического освоения. Для сенсорной адаптации ребенка к детскому саду должно быть обеспечено накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных, вкусовых впечатлений в процессе специальных игр-занятий и в повседневной жизни.
Для успешной адаптации ребенка к окружающему пространству важно, чтобы в начальный период посещения детского сада пространство было стабильным, иначе ребенку сложно будет к нему привыкнуть и начать ориентироваться. В последующем педагог вовлекает детей в преобразование бытового и образовательного пространства (новый способ расстановки стульев, ширм, образовательных и игровых центров; иной вариант конструкции из напольного строительного материала). Такой подход, с одной стороны, отвечает заявленным принципам, а с другой — соответствует творческому стилю адаптации.
Отсутствие родных и близких людей. Во многих детских садах в сентябре педагоги оформляют газеты с семейными фотографиями детей, например, на тему: «Где мы были летом» или «Давайте познакомимся». Педагог может посоветовать родителям принести в детский сад семейный альбом для его размещения в шкафчике ребенка. Если ребенку будет грустно, педагог утешит его напоминанием о том, что мама (папа, бабушка и другие родственники) любят малыша, днем они работают и вечером за ним придут, вот их фотографии.
Педагог — новый взрослый, который постепенно становится «близким». В первые недели адаптации педагог организует деятельность с детьми по преимуществу в форме доверительного общения, сотрудничества, сотворчества. Он вызывает интерес к себе как к носителю новой для детей информации, увлекательного содержания, позитивного стиля общения.
Чрезвычайно важен стиль общения педагога с детьми. Уважение к личности ребенка, искреннее внимание к его вопросам и интересам, готовность прийти на помощь и поддержать, ласковый и вместе с тем уверенный тон, общий мажорный настрой убеждают как детей, так и родителей лучше всяких слов о любви и заботе. Во многих детских садах России воспитатели начали осмыслять такое понятие, как имидж педагога, в котором большое значение имеет эстетический компонент. Очень ценно, что педагоги задумываются о том, как видят их не только родители, но и дети. Именно личность воспитателя, его профессионализм, готовность стать другом детей и «проводником» в мир культуры, имидж и стиль общения определяют успешность адаптации детей к детскому саду.
Четкий режим дня. Ребенок более легко привыкает к организации и регламентации своей жизни в детском саду, если эта жизнь насыщена разными делами, интересным содержанием, позитивными эмоциями. Постоянное присутствие сверстников. Ребенку сложно привыкнуть к тому, что в течение дня он находится среди других детей. Опытный педагог умело организует детей для игры, общения, художественного творчества в парах и малых группах. И при этом предоставляет каждому ребенку право побыть одному, уединиться, сделать что-то индивидуально. Для этого можно использовать невысокие, легкие ширмы, ротонды (свисающие с потолка ленты или тонкие ткани, образующие купол, подвесные зонты, игровые центры, напольный конструктор.
В период социальной адаптации важно организовать позитивное взаимодействие детей, чтобы они научились получать удовольствие от общения друг с другом. Таким образом, период адаптации чрезвычайно сложен не только для детей, но и для педагогов. Он требует особого искусства в общении с детьми и новых подходов в организации образовательного пространства.
Список литературы
1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. — М. : Наука, 1976.
2. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л. : Наука, 1988.
3. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб. : Питер, 2009.
4. Лыкова И. А., Файзуллаева Е. Д. Творческий стиль освоения среды в период адаптации. // Управление ДОУ. — 2014.
5. Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Изучение воспитателем дошкольника : подходы и методы / Г. А. Урунтаева, Е. Н. Гошева // Современное дошкольное образование : теория и практика. — 2017.