Ольга Фролова
Организация предметной среды в ДОУ как средства развития детей
Совершенствование современной системы дошкольного образования связывается в ДОУ с идеями: понимания дошкольного детства как основосоздающего и самоценного периода жизни человека; гуманизации системы отношений ребенок – окружающий мир; ориентации образования на обеспечение условий личностного развития дошкольников, приобретение ими на этой ступени личностного опыта.
Публикация «Организация предметной среды в ДОУ как средства развития детей» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Противоречия между социальным заказом дошкольному образованию и сегодняшним состоянием системы, между реальными ДОУ и идеальными представлениями о нем детей, педагогов и родителей выводят специалистов на поиск технологий реализации дошкольного образования, условий, стимулирующих развитие ребенка как субъекта разных видов деятельности.
Значимым аспектом в контексте этих поисков является решение проблемы оптимизации среды развития ребенка в дошкольном учреждении, семье, социуме в целом. На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда, воспитание и другие факторы. Однако, среда, окружающая ребенка с первых дней его жизни, стимулирует, тормозит или остается нейтральной по степени влияния на физическое, психическое, социальное, личностное развитие ребенка.
Среда, являясь по данным психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др., мощным фактором развития человека, рассматривается как окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия.
Психолого-педагогический словарь дает следующее определение среды : "Среда – совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью" (8; С. 420). Различается внутренняя и внешняя среда. Внешняя среда – это вид среды, окружающей человека, в которой отличают физическую и социальную. Среда внутренняя определяется состоянием организма и проявляется во взаимозависимости различных систем организма и их взаимодействии с личностью при психосоматическом взаимодействии. Как отмечает П. И. Пидкасистый, во взаимодействии личности со средой изменения личности могут отставать от изменения среды, что создает противоречия, требующие учета в воспитательном процессе.
?Что же такое развивающая среда? Раскроем содержание этого понятия.
По определению В. А. Петровского, развивающая среда – это специальным образом организованное окружающее пространство ребенка, способное оказывать позитивное влияние на самообучение и саморазвитие ребенка (6; С. 5).
М. Н. Полякова отмечает, что развивающая среда – естественная, комфортабельная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами (7; С. 25).
"Развивающая предметная среда, - указывает С. Л. Новоселова, - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка". К основным элементам этой среды С. Л. Новоселова относит: архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии, игровые, спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы; тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения (7; С. 10).
Стеркина Р. Б. рассматривает среду развития ребенка как комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, эргономических (эргономика – наука, смысл которой состоит в обеспечении проектирования человеческой деятельности в предмете и его функциональных свойствах; на основании данных эргономике осуществляется дизайнерское проектирование, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении. Названные условия призваны удовлетворять жизненные (витальные) потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того, они должны отвечать его духовным и социальным потребностям – познавательным, эстетическим, общекультурным, потребности в общении с другими людьми (9; С. 425).
В. А. Ясвин, анализируя влияние среды на обучение и развитие ребенка, приходит к понятию "образовательная среда", трактовка которого является родственной изучаемому нами понятию. Он пишет: "Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а так же возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственном предметном окружении" (14; С. 14). Это определение соотносимо и с понятием развивающая среда. Однако, заложенный в нем смысл развития личности по социально заданному "образцу", во многом нивелирует значимость саморазвития субъекта, включенного в данную среду. Смысл развивающей среды заключен в ее стимулирующем, активизирующем деятельность ребенка косвенном воздействии на личность (организуемым специалистами) мира предметов, игрушек, обстановки и т. д. Цель этой среды (динамичной, активной, воспитывающей, обучающей, развивающей) – развивать ребенка как субъекта присущих ему видов деятельности, как субъекта, взаимодействующего с окружающими людьми и миром вещей для самопознания и познания окружающего. Она не несет прямого, "кричащего" эффекта воздействия, а созданными условиями стимулирует разнообразную деятельность. Этот эффект является важнейшим условием физического, психического и личностного развития дошкольника. Исследования П. Ф. Лесгафта показали, что среда выступает как основополагающий системный фактор, регулирующий проявление генетически обусловленных особенностей ребенка.
Активизация психолого-педагогических исследований в области теории и практики создания развивающей среды в образовательных учреждениях и семье (в России) связано с 60-ыми годами 20 века. Между тем, неверным было бы утверждение об отсутствии в дошкольной педагогике исследований, обосновывающих условия оптимизации воспитания, обучения и развития детей в более ранний период (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. И. Флерина, Е. В. Водовозова, Н. К. Крупская, А. В. Запорожец, А. П. Усова и др.).
Термин "предметно-развивающая среда" появился в словаре педагогов в конце 80-х годов 20-го столетия, но проводимые в рамках проблемы исследования начались значительно раньше. В 1960 году создается НИИ дошкольного воспитания, 1968 году здесь разрабатываются системы дидактических пособий, развивающих игрушек для детей раннего (С. Л. Новоселова) и дошкольного (Н. Н. Поддъяков) возраста. Дальнейшая работа по проектированию игрушек, мебели для дошкольников продолжается в 70-е годы в сотрудничестве НИИ дошкольного воспитания с ВНИИ игрушки, кафедрой мебели МВХПУ и др. Наряду с наглядными компонентами развивающей среды, разрабатываются новые принципы ее формирования в семье и дошкольных учреждениях (Г. Г. Локуциевская, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Парамонова, С. Л. Новоселова, Н. Т. Гринявичене, Е. В. Зворыгина и др.). Во второй половине 80-х годов выстраивается концепция и система "Компьютерный игровой комплекс". Новые информационные технологии, вошедшие в практику дошкольного образования, привлекли внимание к изучению возможностей и потребностей этого возраста, привели к поиску вариантов создания предметной среды как развивающей системы.
На европейском Западе, по данным Т. В. Фуряевой, поиски новых вариантов создания предметно-развивающей среды соотносятся с 70-80-ми годами 20-го столетия. Первой поисковой моделью явился экспериментальный детский сад "Иесвекан", созданный по инициативе профессоров Х. и Л. Эрлер. Он был создан в качестве педагогической мастерской для студентов, получающих профессиональное образование. Многие новации в оформлении групп и других помещений для детей, продуманные на базе этого учреждения нашли применение в практике детских садов Германии и других европейских стран. В середине 80-ых годов учеными, профессорами В. Мальке, Н. Шварте была разработана целостная концепция пространственного оборудования детского сада. В проектировании развивающей среды сегодня западные специалисты исходят из идей: детский сад – жизненное пространство детей, в котором необходимо обеспечить условия для игры в малых группах, интенсификацию двигательной активности в режиме дня, создание активных положительно-эмоциональных переживаний (13; С. 150-151).
Современная ситуация в российском дошкольном образовании характеризуется достаточно четким пониманием специалистами значимости создания среды развития детей дошкольного возраста, выделяются различные подходы и принципы ее организации (О. Артамонова, С. Л. Новоселова, В. А. Петровский, Н. Н. Поддъяков, М. Н. Полякова, С. А. Смирнов и др.). В середине 90-х годов 20 века создается концепция развивающей предметной среды, обосновывающая значимость ее создания и возможностей проектирования для разных возрастных этапов дошкольного детства. Научные разработки в этом направлении актуализировали поиск путей практического решения проблемы в условиях дошкольных образовательных учреждений, семьи и других институтов социализации личности.