Рокина Лариса
Консультация «Организация предметно-развивающей среды в подготовительной к школе группе»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Публикация «Консультация „Организация предметно-развивающей среды в подготовительной к школе группе“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
реализацию различных образовательных программ;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает :
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает :
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает :
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
ДОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
Вид помещения. Функциональное использование Оснащение
Групповая комнаты : разнообразная детская деятельность Мебель, игры и игрушки, настольно-печатные игры, полный предметный аспект, мебель и оборудование, пособия.
Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница»
Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения
Дидактические материалы по математике, развитию речи, обучению грамоте
Календарь погоды
Физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи
Различные виды театров
Конструкторы различных видов
Книжный уголок
Уголок для изобразительной детской деятельности
Природный уголок
Спальное помещение:
- дневной сон;
- гимнастика после сна. Кровати, постельное белье, спальные принадлежности, оборудование для гимнастики и закаливания.
Раздевальная комната:
- информационно-просветительская работа с родителями. Информационный уголок
Выставки детского творчества
Наглядно – информационный материал
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ
ЦЕНТР
1. Мячи резиновые, мячи пластмассовые (разного размера);
2. Бубен большой и маленький;
3. Скакалки;
4. Кегли (большие и маленькие);
5. Кубики, флажки, «косички»;
6. Кольцеброс;
7. Дидактический материал «Спорт»;
8. Ворота, для прокатывания мяча;
9. Мешочки с песком;
10. Обручи разных размеров;
11. Гимнастические палки;
12. Массажные дорожки и коврик;
13. Флажки, погремушки, ленты.
ЦЕНТР ПРИРОДЫ
1. Комнатные растения;
2. Природный материал;
3. Паспорт комнатных растений, календарь природы;
4. Инвентарь для ухода за комнатными растениями;
5. Вазы для цветов;
6. Дидактические игры по экологии;
7. Альбом «Времена года»;
8. Наборы картин: «В мире растений», «Живая природа».
ЦЕНТР ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
1. Инвентарь для ухода за комнатными растениями: тряпочки, палочки для рыхления, лейки, салфетки для протирания пыли, кисточки, пульверизаторы, клеёнки большие и маленькие;
2. Инвентарь для мытья игрушек и стирки кукольной
одежды: тазики, бельевая верёвка, прищепки, мыло,
фартуки клеёнчатые.
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА
1. Материал для рисования: альбомы, гуашевые краски, простые и цветные карандаши, мелки, пастель, баночки для воды, трафареты для рисования;
2. Материал для лепки: пластилин, стеки, индивидуальные клеёнки;
3. Материал для ручного труда: клей ПВА, кисти для клея, ёмкость под клей, салфетки, цветная бумага и картон, белый картон, гофрированная бумага;
4. Образцы по аппликации и рисованию;
5. Виды живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, художественные картины;
7. Нетрадиционная техника рисования: печатки, рисование крупами, набрызг, трафарет.
ЦЕНТР ОБЖ и ПДД
ЦЕНТР ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ЦЕНТР РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
1. Тематическая подборка детской художественной литературы;
2. Портреты писателей и поэтов;
3. Дидактические игры по развитию грамматического строя речи.
УГОЛОК СТРОИТЕЛЬНО- КОНСТРУКТИВНЫХ
ИГР
1. Конструктор мелкий и крупный «Лего»;
2. Пластмассовый напольный конструктор;
3. Мозаика;
4. Пазлы;
5. Игрушки со шнуровками и застёжками;
6. Небольшие игрушки для обыгрывания построек: фигурки людей и животных, макеты деревьев;
7. Транспорт мелкий, средний, крупный: машины легковые и грузовые.
ЦЕНТР «МЫ ИГРАЕМ»
Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» :
1. Накидки пелерины для кукол и детей;
2. Набор парикмахера;
3. Журналы причёсок.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» :
1. Касса, весы, калькулятор, счёты;
2. Кондитерские изделия;
3. Хлебобулочные изделия;
4. Корзины;
5. Предметы-заместители;
6. Овощи, фрукты.
Сюжетно-ролевая игра «Больница» :
1. Медицинские халаты и шапочки;
2. Набор доктора;
3. Ростомер;
4. Кукла «Доктор»;
5. Телефон;
6. Баночки.
«Аптека» : Вата, бинты, лекарства, градусники, мерные ложечки, пипетки, стаканчики, шпатели.
Сюжетно-ролевая игра «Семья» :
1. Комплект кукольной мебели;
2. Игрушечная посуда: кухонная, чайная, столовая;
3. Куклы, одежда для кукол;
4. Коляски;
5. Комплект пастельных принадлежностей для кукол;
6. Гладильная доска, утюги.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
1. Дудочки;
2. Погремушки;
3. Гитара;
4. Гармонь;
5. Бубен;
6. Микрофон;
7. Дидактический материал «Музыкальные инструменты»;
8. Атрибуты для ряженья: шляпы, бусы, сарафаны, юбки, косынки.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
1. Ширма маленькая для настольного и кукольного театра;
2. Кукольный театр;
3. Настольный театр;
4. Театр на фланелеграфе;
5. Шапочки;
ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.