Марина Рындина
Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в старшей группе в условиях введения ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель : Рындина Марина Митрофановна;
МАОУ «ОК «Лицей №3»
отделение дошкольного образования «Детский сад «Теремок»
г. Старый Оскол, Белгородской области
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на
сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация предметно-развивающей среды в старшей группе в условиях введения ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Организация развивающей среды с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
В результате проведенной нами аналитической деятельности обозначился ряд проблем:
- предметная среда в группе не в полной мере отвечает требованиям ФГОС;
- не в полной мере представлены качественный и количественный состав необходимых игрушек и пособий;
- присутствует дисбаланс в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми в самостоятельной деятельности.
В итоге решили обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда в условиях введения ФГОС ДО должна организовываться так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.
Активный сектор (занимает у нас самую большую площадь в группе, включает в себя:
-центр игры
-центр двигательной деятельности
-центр конструирования
-центр музыкально театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
-центр книги
-центр отдыха
-центр природы
Рабочий сектор: занимает 25% всей группы, так как там размещено оборудование для организации совместной деятельности.
- центр познавательной и исследовательской деятельности;
- центр продуктивной и творческой деятельности;
- центр правильной речи и моторики.
Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Очень нужны материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран.
Мы знаем, что среда, окружающая детей нашей группы должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья каждого их них.
В последнее время нами также используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды группы, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды.
Создавая предметно-развивающую среду воспитателям необходимо помнить :
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы участников образовательного процесса и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Особенности построения предметно-развивающей среды в старшей группе.
В соответствии с рассмотренными принципами в нашей группе была создана следующая предметно-развивающая среда.
Театральный уголок – важный объект развивающей среды. Именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театральном уголке размещены ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра.
Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. В нем подобраны и размещены растения, требующие разных способов ухода, приготовлено необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.
В природном уголке также уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, гармонично расставленные на полках.
Творческий уголок. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.
Строительный центр. Практичность его состоит в том, что легкие перегородки-тумбы легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.
Центр науки или исследовательский центр, представляет собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. На полочках для детского исследования размещены самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.
В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр.
Атрибуты к играм подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Имеющийся игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Ее увеличение оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Литературный центр (уголок уединения) в группе располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Хотя он отделен от других зон легкой шторкой, ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Этому способствуют комфортное кресло, коврик на полу, мягкие игрушки.
Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
Мини-музей "Русская изба" – хранитель традиций, уникальный и незаменимый проводник в мир истории и культуры. Он представляет собой комнату русского быта, воспроизводящую жилое деревенское помещение с подлинными предметами старины. Наша задача – ввести детей в особый мир русской культуры и быта путем его действенного познания.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая наша работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в группе, а также развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Литература:
1. Власова С. С. Как в семье заложить ростки для развития гармоничной личности ребенка. Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции. (Г. Челябинск, июнь 2014 г.) – Челябинск: Два комсомольца, 2014. - с. 169-171.
2. Пашкевич Т. Д., Петрусевич В. В. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ// Управление ДОУ, 2010. №3.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».