Соловьева Светлана
Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации ФГОС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Соловьева С. А.
МБДОУ детский сад №53 г. Белгорода
В старшем дошкольном возрасте детям присущи живой интерес к окружающему миру и жажда познания его. С введением ФГОС дошкольного образования одним из ориентиров является любознательность. Ребенок задает вопросы, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Дети - это исследователи окружающего их мира, который открывается через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Л. С. Выготский [1, с. 84].
Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации ФГОС в ДОУ» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
При правильной организации учебного процесса формируется кругозор дошкольников и обеспечивается видение целостной картины мира. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка. Разноплановое развитие детей зависит от их познавательной активности. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Это важно ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих исследований. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как основные черты детского поведения. Естественное состояние ребенка- это исследовательская, поисковая активность. Он настроен на познание мира, он хочет его узнать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное, новое. Известный швейцарский психолог Ж. Пуаже писал, что стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств природы человека. Если потребность в исследовательской деятельности остается неудовлетворенной, это может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и даже нервным заболеваниям. Однако, и общество, и педагоги, и родители считают себя вправе ограничивать исследовательскую деятельность малыша. Это многочисленные запреты: «не лезь», «не тронь», «не делай», невнимание к детским вопросам и твердое убеждение в том, что то-то и то-то ребенку знать еще рано.
Каждый ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически всегда. Это его постоянное состояние: рисовать на обоях, рвать бумагу, наблюдать за насекомыми на прогулке, разбирать игрушки. Изучая и анализируя работы отечественных педагогов Н. Н. Подьяковой, А. П. Усовой, Е. А. Панько, можно говорить, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития»[2,с. 124]. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности детей. Познавательно-исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, желание поставить задачу и получить результат.
Задача педагога не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. В познавательно- исследовательской деятельности роль педагога существенно отличается от той, что он занимает в учебной модели. По мнению Н. А. Коротковой, «организовать действительно познавательно-исследовательскую деятельность возможно лишь приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера по деятельности» [3,с. 59]. Таким образом, организация познавательно- исследовательской деятельности, прежде всего, связана со значительной перестройкой стиля поведения педагога и принятия позиции партнера. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Я считаю, основной целью работы является создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка посредством экспериментальной деятельности. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой – либо сфере жизни. При организации познавательно- исследовательской деятельности с детьми в нашем дошкольном учреждении используются различные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, беседы, экскурсии, мультимидийные презентации, дидактические и развивающие игры, эксперименты и опыты. Дошкольный период является благоприятным временем для знакомства ребенка с живой и неживой природой, с явлениями и закономерностями окружающего мира. Дети, знакомясь с миром природы, непосредственно наблюдая её, могут практически с ней взаимодействовать, исследуя и экспериментируя. Актуальным методом познавательного развития детей старшего дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается, как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств и качеств предметов и материалов, связей и зависимости явлений. Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимосвязей, закономерностей. Большое внимание уделяется умению обобщать полученную экспериментальным путем информацию об объектах, самостоятельно осуществлять элементарный самоконтроль и взаимный контроль по ходу экспериментирования («Тайны, которые мы открыли»», «Всё ли верно у Незнайки» и др.)
Одним из основных условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности - организация развивающей среды. Основным требованием является обеспечение развития активной детской деятельности. В старшей группе могут быть оснащены мини-лаборатория, подвижные уголки экспериментирования. Так же в группе должна быть оборудована и стационарная зона опытно-экспериментальной деятельности, работа в которой проводится детьми самостоятельно. Материалы этой зоны распределяются по направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасс», «Резина». Для организации самостоятельной деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без контакта с семьями воспитанников. Главными задачами во взаимодействии с родителями являются: установление партнерских отношений с семьями, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях необходимо убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Анализируя опыт работы воспитателей нашего дошкольного учреждения и опираясь на практический опыт, можно сделать вывод, что достоинство познавательно- исследовательской деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи, мышления, внимания детей. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу детей, на развитие творческих способностей. Итак, на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития старших дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога. Используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, педагог обеспечивает постепенный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под. ред. Д. Б. Эльконина. - М. : Педагогика, 1984.
2. Подьяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт- М. 2000.
3. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М. 2007.
4. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития,2003.
5. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. -
Вестник образования России, 2002. - № 6.