Елена Чеснокова
Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы.
1сл. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Познавательно-исследовательская деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
2 сл Целью познавательно-исследовательской деятельности –является развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, формирование умений комплексно обследовать предмет, что и соответствует требованиям ФГОС-это
3 сл. -Развитие любознательности и познавательной мотивации;
-Формирование познавательных действий, становление сознания;
-Развитие воображения и творческой активности;
-Формирование первичных представлений об объектах окружающей среды, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.
4 сл. Напомню вам, что для развитии познавательно- исследовательской деятельности в средней группе стоят следующие задачи:
- Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью сенсорных эталонов.
- Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
- Учить понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым.
Создание позитивной и дружеской атмосферы в группе, формирование умения работать в коллективе
5 сл.
Для реализации перечисленных задач и для достижения поставленной цели, в группе был создан уголок опытного экспериментирования в котором находится оборудование для экспериментирования.
7 сл.
Также подобрана соответствующая литература:
Познавательные книги, атласы, тематические альбомы, серии картин с изображением природных сообществ, схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов, схемы для работы с коллекциями собранными детьми и тд.
8-9-10сл. Работа с коллекциями
Очень важно для выполнения опыта или эксперимента соблюдать структуру исследовательской деятельности :
11сл.
• Постановка исследовательской задачи;
• Распределение детей на подгруппы;
• Выполнение эксперимента (под руководством педагога);
• Наблюдение результатов экспериментов;
• Формулировка выводов;
12-13 сл.
В ходе исследовательской деятельности мы начали с самого простого – посадки лука. В процессе работы с детьми бала проведена беседа о том, какие условия нужно создавать растениям для лучшего роста. Дети сами стали задавать вопросы для чего мы проделываем те или иные действия. Одновременно было решено несколько задач. Мы закрепили ранее полученные знания о свойстве воздуха, воды и света.
Знания, полученные в ходе образовательной деятельности, дети усваивают лишь в том случае, если они подкреплены практикой. Во время экспериментов дети обследуют предметы с помощью всех анализаторов и пытаются с помощью воспитателя сделать элементарные умозаключения
14-15 сл.
В нашей группе на начальном этапе, проводились самые простые и доступные опыты для детей средней группы это опыты с водой и воздухом и изучение свойств воздуха и воды.
Перед каждым опытом или экспериментом мы с ребятами обязательно повторяем правила безопасности:
-Начинать опыт только с разрешения;
-Проводить опыты только в присутствии взрослого;
-Если хочешь что-то сделать сначала спроси;
-Сыпучие материалы брать только ложкой;
-При проведении опыта не трогать глаза, лицо руками;
-Нельзя вещества предметы, с которыми проводится эксперимент пробовать на вкус, брать в рот;
(Любая исследовательская работа должна всегда начинаться с повторения правил безопасности)
1.
2. Свойства воды «Определи воду на вкус»
выяснить имеет ли вкус вода ;
И сделать вывод, что вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества которое в неё добавлено.
16-17-18сл.
3. «Определить какого цвета вода»
-выяснить имеет ли цвет вода.
И сделать вывод, что вода не имеет цвет, а принимает цвет того вещества которое в неё добавлено.
19-20-21 сл.
3. Эксперимент «что плавает, а что тонет»
Выяснить, почему одни предметы остаются на поверхности воды, а другие тонут.
22-23-24 сл.
4. «Научи яйцо плавать»
Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
25 сл. «Как погасить свечу»
Опыт показывает, при каких условиях пламя гаснет. Это происходит потому, что попавший в баночку кислород выгорает и пламя гаснет, а значит, процесс горения заканчивается, так как он возможен только при наличии кислорода. Огонь гаснет, если нет воздуха. Удивительно, но огонь дышит.
26-27-28-29-30 сл.
При проведении опытов и экспериментов мы пользуемся карточками схемами последовательного выполнения действий.
31 сл.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей
формируются интеллектуальные и личностные качества такие как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.
А также грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют:
-Овладению детьми средствами познавательной деятельности;
-Способами действий;
-Обследованию объектов;
-Расширению познавательного опыта;
32 сл.
Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.