Джалаева Альбина
Познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование с детьми на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая находка участника конкурса «воспитатель года — 2019»
«Познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование с детьми на музыкальных занятиях».
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование с детьми на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому. Сегодня обществу нужна личность с активной жизненной позицией, обладающая нестандартным мышлением, способная создать новое в различных сферах жизни, умеющая творчески подходить к решению любых задач.
Китайская пословица гласит: «Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ. Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Именно в музыкальном экспериментировании выявляются следующие развивающие задачи:
- Развитие интеллектуальных и музыкальных способностей детей;
- Развитие речи детей;
- Развитие сенсорных, слуховых способностей,
- Развитие внимания, мышления, музыкальной памяти
- Расширение представлений детей о музыке через знакомство с элементарными знаниями из области физики
- Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука
- Развитие у детей желания и умения извлекать звуки из различных источников
- Развитие у детей умственных способностей
- Развитие у детей комплекса музыкальности :
1. чувство ритма,
2. ладовое чувство
3. эмоциональная отзывчивость.
4. музыкальная память
5. музыкальный слух
В экспериментальной музыкальной деятельности педагог использует различные методы для достижения результатов:
- Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.
- Наблюдения за объектом
- Просмотр иллюстраций
- Прослушивание музыкальных произведений
- Беседа с элементами дискуссии
- Познавательный рассказ музыкального руководителя
- Проведение опыта, эксперимента.
В систему музыкальной работы по экспериментальной деятельности входят следующие разделы:
- сочинительство
- изготовление простейших музыкальных инструментов
- сюрпризные моменты
- игры-эксперименты
- концерты
- фотовыставки
- развлечения
- занятия эксперименты
Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с разнообразием звуков является первостепенным вхождением ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков в общественных местах, на улице, в городе, в лесу, в поле и т. д.
Поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шум дождя изображается шумом воды из душа или стуком пальцев по бубну, шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т. п., в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых шумящих инструментов. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.
Значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо - они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.
Интерес к исследованию стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка. Исследование предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?». Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, распространяется на все сферы действительности. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Особенно это характерно для одаренных детей. Как приучить малышей думать? Это задача педагога и решается она в том случае, если обучение становится «проблемным» и содержит элементы самостоятельной исследовательской работы. Организовать обучение надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность; в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.
Общение взрослого и дошкольника строится таким образом, чтобы подтолкнуть ребенка к поиску решения той или иной задачи, пробудить в нем интерес к познанию, стремлению самостоятельно задавать вопросы, обобщать полученные представления, делать выводы. Занятия, в которых обычный предмет, обычное явление рассматривается с разных сторон, не только с точки зрения его утилитарного использования или проявления, но и с выявлением его не совсем привычных особенностей. Например, бумага «говорит», обладает способностью передавать нам привычные и узнаваемые на слух звуки окружающего мира, бывает «бумажная» музыка? Может ли «бумага» стать центральной темой занятия с детьми? На этот и подобные вопросы мировая педагогическая практика уже дала свой положительный ответ. Убедилась в этом и я применяя на музыкальных занятиях исследовательские методы, когда занятия носят названия : «Бумажный карнавал», «Осенние листья рассказывают», «История дедушки Инея», «Путешествие веселой Сосульки». Пожалуй, главное, что происходит на этих занятиях — это именно событие, связанное с путешествием и открытием, удовольствие и игрой, в которой педагог и дети равнозначны. Здесь получается обучение уже не репродуктивное, а творческая деятельность; в этом занятии присутствует все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.
Моя задача- создать такие условия для детского экспериментирования и исследовательской деятельности, где каждый ребёнок сможет самореализовать себя, найти себе дело по силам интересам и способностям.
Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенью вхождения ребёнка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков.
Исследованиям и экспериментам я, иной раз, посвящаю целое музыкальное занятие. Например, музыкальное занятие, посвящённое музыкальному инструменту- «колокольчику». На протяжении всего занятия используются разные виды деятельности : слушание, исполнительская деятельность, игра!
Дети знакомятся со строением колокольчика разнообразием звуков, издаваемых колокольчиками не только разной величины, но и сделанными из различных материалов, экспериментируют со звуками, анализируют высоту звучания и тембр, подбирают точную словесную характеристику голосов, издаваемых колокольчиками.
Дети знакомятся с колокольным звоном, разного настроения: взволнованный, тревожный, торжественный, звон - радостный, праздничный. Затем предлагаю детям изобразить звучание колокольчиков голосом:
-Дон-дон-дон-большой колокольчик;
-Дили-дили-дили- маленький.
Можно поиграть в «Жмурки» с колокольчиком.
Чаще всего исследование и эксперименты я включаю только в какую-либо часть занятия. Когда я знакомлю детей с музыкальными инструментами- бубном и приёмами игры на нём, я обращаю внимание детей на бубен, лежащий на столе. Говорю им, что это музыкальный инструмент, него есть свой голос,но сейчас он лежит на столе и молчит. Как только я возьму его в руки, он начинает радоваться и весело звенит, вот так (показ).Ребята, у моего бубна есть много друзей, они тоже хотят веселиться (дети берут в руки бубны, рассматривают их, пробуют тоже позвенеть).
Я сыграю весёлую музыку и бубны повеселятся вместе с нами.
-Ребята, а если я ударю по бубну кулачком, он на меня обидится, и рассердиться, послушайте…попробуйте тоже ударить его кулачком. Дети сравнивают звучание бубна, когда он «веселиться» и когда он «обижен».
Когда знакомлю детей с барабаном, предлагаю детям попробовать постучать по нему пальчиками, ладонями, прутиками или веточками от веника, разными палочками (деревянными, пластмассовыми).
Поддержка познавательных интересов дошкольников осуществляется с помощью создания исследовательской среды, наполненной источниками звуков новыми для них предметами и музыкальными инструментами. Я стараюсь заинтересовать ребёнка новыми предметами, развивая тем самым любознательность и познавательную активность. Например, предлагаю прислушаться к звукам деревянных предметов, окружающих детей. Слуховое внимание активизируется, обостряется чувствительность к оттенкам звучания дерева. Дети активно исследуют звуковые свойства стульев, столов, шкафов, пианино, дверей и пр. Можно предложить найти другие источники деревянных звуков в групповой или домашней обстановке. После изучения звуковых свойств, предметов из дерева можно начать исследование особенностей звучание деревянных музыкальных инструментов : деревянных ложек, ксилофонов, трещоток, деревянных коробочек, маракасов и т. д, используя игровые приёмы. В игре «Здравствуйте!» каждый деревянный инструмент в руках ребёнка приветствует остальных. При этом развивается не только тембровый, но и ритмический слух, а также фантазия и воображение. После приветствия музыкальные инструменты вступают в «Деревянный разговор»- дети разбиваются по парам и с помощью звуков, издаваемых инструментами. «рассказывают» друг другу истории. Затем можно поменяться инструментами, а можно найти другого партнёра. После «разговора» инструменты вместе с детьми танцуют, побуждая найти образные движения для передачи характера музыки.
Разнообразие музыки народов мира становится своеобразным «переходом» к активному слушанию музыки, знакомству с народными инструментами, а затем и изготовлению их своими руками. Содержательно это выглядит просто и даже примитивно, но внешне простое занятие формирует качества творческой личности.
Внутри каждого из нас живёт самый главный наш инструмент-голос. Голосом тоже можно поэкспериментировать. Для этого существуют игры с голосом: «Катание на санках с горки», «Волшебная коробочка». Наше тело- это тоже своего рода музыкальный инструмент. Оно может издавать разные звуки, так называемые «звучащие жесты» (хлопки, шлепки, притопы,щелчки и т. д). Следующий вид музыкальной деятельность и экспериментирование-это музыкально ритмические движения: упражнения, игры, танцы, пантомима, инсценирование песен.
Исследование одних звуков переходит в исследование других. Разработаны и успешно, используются циклы занятий, посвященные звукам металла, стекла, бумаги, пластика и т. д.
Знакомство со звуками природы, узнаваемые их инструментальной музыке формирует и расширяет предоставления об изобразительных свойствах музыки (голос кукушки, звук грома, звук текущей воды и прю).Игры со звуком-очень интересный вид детского экспериментирования и исследования. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным, а созданный позитивный настрой приводит к получению положительного результата. Надо понимать, что качество исполнения необязательно будет высоким, глубина выводов будет соответствовать возрасту детей, но само исследование мира звуков проходит в положительно-эмоциональной атмосфере и много значит для детей.
Почти все, что нас окружает - звучит. Звуков вокруг очень много, и все они разные: таинственно шуршит под ногами осенняя листва, резко визжат тормоза у автомобиля, шумит вода в кране, кричат дети, хлопнула входная дверь. Игры со звуком - еще один очень интересный вид детского экспериментирования и исследования. Для создания шумового оркестра можно использовать разные предметы: связки ключей, газеты, целлофановые пакеты, оберточную бумагу и т. д.
Ребенок-дошкольник по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, самостоятельный поиск новых сведений о мире, рассматриваются как важнейшие черты естественного детского поведения. Каждый ребенок должен быть включен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме и слушать музыку. Творчество, исследовательская деятельность, экспериментирование на занятиях - это реальный шаг к успеху, свободе мышления и радости получения знаний.
Заинтересовать детей и вовлечь их в творческий процесс помогут также «сказки-шумелки», которые с большим удовольствием озвучиваются детьми с помощью музыкальных, шумовых инструментов и звукоподражания. Взяв в руки инструмент, ребёнок преображается, светится от счастья и радости, становится почти волшебником!
Значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо - они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.
"Рождение музыкальных инструментов"
Е. Н. Егорова
Однажды человек на берег вышел,
Морскую раковину подобрал,
Поднёс её он к уху и услышал
Шум волн: как будто бы за валом вал
Накатывает на песок прибрежный.
Задумался, находку покрутив,
В её отверстие подул он нежно
И услыхал приятный вдруг мотив.
Ещё раз дунул - энергично, сильно,
Чтоб громкий, резкий отзыв получить.
Так выучился звучно и красиво
На раковине человек трубить
В дни праздников, в сражениях, в дороге…
С тех пор минуло много тысяч лет.
Изобретён из кости, глины, рога
Народом каждым свой был инструмент.
Волынку сделали из козьей кожи,
Из дерева - кларнет, зурну, фагот…
Из меди трубы стали делать позже,
И медь, блестя на солнышке, поёт
В оркестре духовом великолепно,
Когда идёт торжественный парад.
И в залах, и в садах для нас волшебно
Мелодии воздушные звучат.