Елена Чуднова
Организация образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Организация образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей. В настоящее время российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня — разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Публикация «Организация образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС» размещена в разделах
Личность ребёнка отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Но недаром говорится: «Дети – наше будущее», и каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности стали : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.
Наша основная общеобразовательная программа – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Программа наша помогает детям овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Также она призвана обеспечить ребенку дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.
Коллективом нашего детского сада разработана основная образовательная программа ДО, с учетом особенностей образовательного учреждения БДОУ «Детский сад №148 комбинированного вида», возрастных особенностей, образовательных потребностей и запросов воспитанников и семьи.
На ее основе разработана рабочая программа наших педагогов, определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развития физических способностей, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебе, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. Программа решает задачи по воспитанию культурного, свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Я свою педагогическую деятельность проектирую, основываясь на стандарты. Если раньше образовательная деятельность осуществлялась в занятий по форме, то, с переходом на ФГОС, формы работы с детьми изменились. Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в группе. Это:
Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми :
Образовательная деятельность в режимных моментах;
Организованная образовательная деятельность;
Самостоятельная деятельность детей.
Образовательная деятельность в старшей группе осуществляется в различных видах деятельности, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области) :
Остановимся на основных особенностях работы с детьми. А этих особенностей пять
Первая.
Нам необходимо включится в детскую деятельность.
Главным методом воспитания для маленьких детей, является игра. Игра с малышом требует непременного участия нас взрослых, который не только передает им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заряжает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.
Следующая особенность.
Необходимость личной обращенности к ребенку.
Индивидуальный подход педагога к каждому ребенку нужен во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему.
Особенность третья.
Неэффективность любых вербальных методов воспитания.
Важнейшая особенность работы с детьми раннего возраста - неэффективность любых вербальных методов воспитания.
В каждом возрасте любые инструкции, объяснения, призывы к послушанию по отношению к ним оказываются бесполезными. Дети этого возраста живут только сегодня и сейчас, настоящим будем говорить. Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо более сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но мы воспитатели должны включить слова обязательно и быть в контексте реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.
Следующая особенность четвертая.
Необходимость принимать ребенка.
Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает. Мы воспитатели обязаны принять детей какие они есть.
Особенность пятая.
Необходимость эмпатии.
Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чём он умалчивает или чего даже не осознаёт.
Из всего сказанного можно сделать вывод: все эти требования необходимо соблюдать каждому дошкольному педагогу, однако относительно раннего возраста они имеют особую значимость, поскольку в этот период отношения ребенка со взрослым в воспитательном процессе выходят на первый план.
Образовательная деятельность с детьми раннего возраста осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Выбор количества детей зависит от:
- возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная)
- их интереса к данному занятию;
- сложности материала;
Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в дальнейшем.
Мы педагоги должны в образовательной деятельности на самостоятельную деятельность детей. Ребенок в 3-7 лет самостоятельно отводится 4часа. Остальное идет на (игры, подготовку к образовательной деятельности, гигиену)
Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно- пространственную среду и присмотр и уход за каждым ребенком.
Какая должна быть развивающая предметно-пространственная среда - содержательно – насыщенной,
трансформируемой;
полифункциональной;
вариативной;
доступной;
безопасной.
Поговорим о насыщенности среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
И, конечно доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность наших детей в предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Выполнение всех требований к построению воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях ДОУ, к организации развивающей предметно-пространственной среды способствует решению одного из главных принципов дошкольного образования – проживание ребенком всех этапов детства, конкретно – раннего возраста.
Организация образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с требованиями мы не можем построить без совместной деятельности родителей
Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками в воспитании образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, как строится организация образовательной деятельности в ДОУ. Вовлечение родителей в педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с воспитателем улучшает процесс позволяет значительно повысить его эффективность.