Наргиза Мухаматжановна Завьялова
Организация образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с применением STEM-технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Мы все привыкли к технологиям. Они считаются неотъемлемой частью нашей жизни. В дошкольных образовательных учреждениях, школах и институтах педагоги уже ведут занятия по робототехнике, конструированию, моделированию и проектированию, чтобы подрастающее поколение уже с раннего возраста развивало свои технические способности, которые в будущем могут способствовать выбору профессии и улучшению качества жизни.
Публикация «Организация образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с применением STEM-технологий» размещена в разделах
Современные технологии являются базовой составляющей современной образовательной системы. Их использование позволяет педагогам научить подрастающее поколение справляться с возможными трудностями взрослой жизни, быть приспособленными к реалиям современного мира, уметь самостоятельно добывать информацию и обрабатывать её.
Благодаря появлению STEM-образования в дошкольных учреждениях, подрастающее поколение получает дополнительные практические навыки и умения, которые, несомненно, преобладают в современном мире. Разнообразные занятия помогают раскрыть творческий и технический потенциал ребенка. Все задания и пособия подобраны и разработаны в соответствии с возрастом и способностями детей дошкольного возраста.
STEM-образование - это система обучения, которая включает в себя исследование базовых принципов точных наук: естественные науки, технологии, инженерное искусство, математика. Обучающие понимают логические связи происходящих событий, принципы логики и во время конструирования собственных моделей открывают для себя новые знания и навыки. Комплексный подход во время занятий способствует развитию любознательности и вовлечению в образовательный процесс.
Обучение STEM-образованию детей дошкольного возраста ориентировано на ФГОС ДОО. Это позволяет развить познавательный интерес у дошкольников к различным видам проектной и экспериментально-исследовательской деятельности.
В процессе применения STEM-технологий педагоги в обучение интегрируют разные виды искусства и технологий, таким образом создавая новые мультфильмы и интерактивные игра. Родители дошкольников, видя продукт деятельности детей, понимают, что во время занятий дети получают дополнительные актуальные знания, удовлетворяя родительскую потребность в качестве образования. Каждый раз на занятиях обстановка меняется, появляются необычные материалы и технологии, у детей появляется возможность выбора заняться тем, что ему действительно интересно. Для дошкольников необходимо организовать такую обстановку и ситуацию, чтобы дети не только закрепляли ранее полученные знания, но и самостоятельно добывали новые.
Применение STEM-технологий в образовательном процессе :
• Конструктивные занятия с использованием роботов-конструкторов и различных робототехнических устройств. Различные задания в игровой форме способствуют у детей развитию логики и алгоритмического мышления. Дошкольники учатся быстро решать практические задачи одновременно приобретая для себя базовые знания программирования.
• Экскурсионные мероприятия для изучения окружающей среды. Совместные полевые работы с дошкольниками дают возможность детям изучить структуру листьев, провести анализ воды, понаблюдать за насекомыми. Это помогает им проникнуться особой любовью к восхитительным творениям и осознать свою ответственность перед ними.
• Игровые занятия. Возможен вариант организации увлекательных мероприятий в форме подвижных игр, танцев и развлечений. Это позволяет детям лучше развивать коммуникативные навыки, пополнять словарный запас, осваивать грамматические особенности построения речи, учиться проектировать новые уникальные модели.
Ведущее направление STEM обучения — это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Это помогает им приобретать необходимые математические, филологические и инженерные навыки. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства.
STEM-технологии развивают :
• любознательность;
• познавательную активность;
• инженерные навыки;
• навыки работы в команде;
• навыки анализа и синтеза.
Образовательные модули :
1. «Дидактическая система Ф. Фребеля»
Данный модуль состоит из двух блоков, каждый из которых состоит из мягких напольных модулей. Они помогают организовать перемещение ребёнка с ограниченной площади стола в просторное пространство помещения. Занимаясь с Дарами Фрёбеля, мышление ребёнка становится гибким, подвижным, появляется навык оперировать наглядными образами.
2. «Экспериментирование с живой и неживой природой»
Дошкольники знакомятся со свойствами воздуха, воды, объектами живой и неживой природы, оптическими явлениями. Дети наблюдают за опытами, которые проводит педагог, а также учатся самостоятельно изучать свойства окружающего мира.
3. «LEGO - конструирование»
Интеллектуальное и творческое развитие дошкольников достигается путём реализации образовательных принципов «LEGO Education». Перед обучающимися в процессе занятий с LEGO возникают локальные задачи, в процессе решения которых приобретаются необходимые знания и навыки.
4. «Математическое развитие»
Данный модуль характеризуется комплексностью. Педагоги могут использовать данный модуль как дополнение обязательной части образовательной программы, а также в рамках кружковой деятельности. Данный модуль включает: пособия и методические разработки для получения дошкольниками знаний геометрической, арифметической и логической направленности.
5. «Робототехника»
Пожалуй, самый востребованный модуль в реалиях современного мира. Дети поколения Z с раннего возраста «дружат» с техникой, поэтому от развития данных навыков зависит дальнейшая автоматизация будущих поколений. В
6. «Мультстудия «Я творю мир»
В данном модуле дошкольники постигают освоение информационно-коммуникационные, цифровые и медийные технологии путём создания детьми мультипликационных мультфильмов.
Все модули нацелены на разрешение задач, при комплексном решении которых педагоги реализуют цели STEM-образования : развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечение в научно-технического творчество детей дошкольного возраста. Дети путём самостоятельной добычи знаний, умений и навыков приобретают их более осознанно, нежели чем через показ педагогом.
С появлением в дошкольном образовании STEM-технологий игры и занятия для дошкольников стали более интересными, разнообразными и продуктивными; возросла внутренняя мотивация к самостоятельной деятельности путём проб и ошибок. Наука, даже на её первоначальных этапах, стала интересна детям, захватывает их интерес до тех пор, пока ребёнок не увидит и не получит результат собственных действий. В качестве результата действий дошкольник получает конкретный и реальный продукт своих действий, что не может не приносить удовольствие и заинтересованность в дальнейшем творческом и познавательном поиске.