Татьяна Гребенюк
Организация детского театра в условиях дошкольного образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел 1.
Автор проекта: Гребенюк Татьяна Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Предмет: музыка
Стаж педагогической деятельности: 9 лет
A-mail : Tanya.muz.kz@mail.ru
Предметная область: творчество
Ключевые слова: актёр, творчество, импровизация, развитие речи, культура
Актуальность: Современная программа образования требует максимальной активизации творческого потенциала дошкольников. Ничто так не раскрывает этот потенциал лучше, как сказки. Они побуждают ребёнка к творческой деятельности, импровизации сначала в сотворчестве с родителем, воспитателем, а затем и самостоятельно, где дети учатся искусству драматизации и развивают правильное произношение и выразительность речи. В настоящее время, исходя из наблюдений специалистов-дефектологов, речевые проблемы встречаются у 80% детей, приходящих в ДОУ. По мнению специалистов сказки не только развивают, а ещё и знакомят с окружающим миром и ненавязчиво воспитывают. Сюжеты сказок воздействуют на восприятие, развивают воображение ребёнка. Одновременно прививают ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. К тому же театр – это синтез искусств.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Оригинальность идеи проекта состоит в том, что дети начинают путь к детскому театру с двух лет (настольный и пальчиковый театр, а заканчивают к 6 годам постановкой спектакля собственного сочинения, придумывая к нему костюмы, атрибуты, афиши, песни, танцы. Безусловно, это проходит под контролем музыкального руководителя. Он – наставник. В подготовке спектаклей поощряется помощь родителей детям (их совместная работа).
Цель:
- формирование креативных и творческих качеств личности в процессе развития коммуникативной и языковой способностей ребёнка средствами театральной деятельности;
- развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
- раскрытие ценности сотворчества детей и родителей.
Задачи:
1. создание эмоционального комфорта.
2. формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчиняя сказку основной мысли.
3. Формировать представление о театре, его профессиях, актёрском искусстве.
4. Ознакомление с правилами поведения в учреждениях культуры.
Участники: дети дошкольного возраста с 2 до 6 лет, музыкальный руководитель, преподаватель ИЗО, воспитатели, логопед, языковеды.
Описание: 2-3 года: настольный и пальчиковый театр (линейный сюжет сказок, потешки, стихи) – развитие монологической и диалогической речи. Музыкальные игры.
3-4 года: театрализованные игры, миниатюры, малые драматизации (линейные сказки и их вариации).
4-5 лет: драматизации, театрализованные игры, вариации сказок, театр песни и танца. Кукловождение.
5-6 лет: спектакли, мюзиклы, театрализованные игры, театр песни и танца, собственные постановки, сочинение песни.
Используется технология проектной деятельности: игровая, творческая. По характеру содержания включает ребёнка и его семью, общество и его культуру. По характеру контактов осуществляется внутри группы и ДОУ. По продолжительности долгосрочный проект. Использование ИКТ: презентации, видеоматериал, подбор музыкального оформления. Здоровьесберегающая технология: сказкотерапия, музыкотерапия, ритмопластика.
Раздел 2.
Целевые ориентиры.
Ожидаемые результаты:
1. Научится проявлять эмоции в роли, оформлять мысль небольшого объёма, вести диалог в различных игровых ситуациях.
2. Участвовать в обсуждении прослушанного произведения; осознавать сущность поведения героев. Самостоятельно делать выводы, ориентироваться в нравственном содержании литературных произведений.
3. Создавать собственный текст мини-сказок, песен, костюмы, атрибуты.
4. Сформирует волевые черты характера, реализует творческие потребности, пополнит и активизирует словарь, улучшит речевую память.
Мониторинг результативности (эффективности) можно проводить по следующим индикаторам и методам:
Может водить куклу и вести монологическую и диалогическую речь от лица куклы. (наблюдение)
Эмоционально передаёт характер персонажа (наблюдение)
Движется в соответствии с образом персонажа (наблюдение)
Может придумать собственный вариант развития сюжета сказки (эксперимент)
Называет театральные профессии (опрос)
Применяет все культурные навыки поведения в театре (наблюдение)
Использует элементы одежды, придуманные им, или совместно с родителями для выбранного персонажа. (наблюдение)
Участвует в разработке афиши и изготовлении атрибутов. (эксперимент)
Придумывает мини-сказки (эксперимент)
Придумывает слова к песне эксперимент
Применяет полученные навыки в свободной деятельности (наблюдение)
Передаёт образ персонажа в импровизации мелодии на музыкальном или шумовом инструменте (эксперимент)
Критерии оценки:
3 балла: выполняет
2 балла: не всё выполняет
1 балл: не выполняет
Эксперимент проходил в группе «АБВГдейка» с 2012 по 2016 учебный год обучения. Количество детей: 27 человек. В процессе обучения были выявлены 6 человек с опережающим уровнем развития. 80% детей повысили речевой и музыкальный уровень до высокого. Эксперимент показал эффективность данного проекта. Дети стали раскрепощёнными, имеют в активном словаре большой запас слов. Могут излагать мысль и логически её завершать, рассуждать. Проявляют высокий интерес к театру и музыкальному исполнительству. Многие дети поступили в музыкальную школу и школу искусств на отделения: вокальное, театральное, инструментальное.
Раздел 3.
«Сказка каждому нужна, сказка каждому важна…».
Каждый музыкальный руководитель в своей деятельности, так или иначе, обращается к театральной деятельности дошкольников. Ведь это самый яркий и интересный способ развития творческих и речевых способностей детей. Исходя из потребностей речевого развития дошкольников, в детском саду-ясли «Айглек» в 2012 году педагогическим советом был принят долгосрочный проект «Рождение сказки». Почему мы выбрали сказку? Потому что именно сказка может ненавязчиво воздействовать на детей и развивать их психологические, речевые и творческие способности. На сегодняшний день я руковожу данным проектом.
Таким образом, весь педагогический коллектив начал единую последовательную работу. В первую очередь, были проведены мастер-классы и семинары по сказкотерапии и театрализованной деятельности дошкольников, где у педагогов раскрывался их актёрский и режиссёрский потенциал. Далее были освоены способы изготовления различных видов театра, начиная с настольного и заканчивая бутафорией драматического театра.
После этого началась тесная работа с родителями. Во всех групповых комнатах были с помощью родителей обновлены и дополнены уголки сказок. Были изготовлены ширмы для самостоятельных обыгрываний сказок детьми. На занятиях по лепке и изодеятельности изготавливались детьми куклы настольного театра, чтобы на уроках развития речи дети могли пофантазировать с новыми персонажами сказки.
Самое главное, в этой деятельности важно было учесть физиологические особенности восприятия сказок. Дети сначала учатся через потешки, поговорки, пословицы и скороговорки сопоставлять речь с движениями. Это ярко используется в ритмических, пальчиковых играх. Сказки следует использовать лишь с линейным сюжетом, который легко проследить. Например «Колобок». В силу этих особенностей, в первой младшей группе мы начали театральную деятельность с показа настольного театра. Дети с удовольствием водили игрушки по столу и пытались повторить слова героя сказки. А во время пропеваний потешек, выполняли простые действия мелкой или крупной моторики, или пластические движения: зайчик прыгает, медведь переваливается с ноги на ногу и т. д.).
Со второй младшей группы мы начинаем вводить элементы драматизации. Используем простые этюды, фрагменты известных сказок. Изучение сюжетной линии сказки проходит на всех занятиях. Например: Сказка «Лиса и заяц». Сначала воспитатель выразительно читает эту сказку детям, меняя тембр голоса в зависимости от персонажа. Затем, используя иллюстрации к сказке, либо игрушки настольного театра, дети пытаются вспомнить и воспроизвести текст сказки. На уроке изодеятельности, дети пытаются изобразить в рисунке полюбившихся персонажей. На занятии казахского языка дети учатся правильно произносить названия животных и птиц из сказки. Далее на уроках музыки дети изучают пластику движений, поют песенки о главных персонажах сказки, придумывают новых персонажей (кто ещё пытался испугать лису). При этом можно предложить изобразить тех же персонажей на любом им знакомом музыкальном или шумовом инструменте (импровизация мелодии).
В группах среднего возраста дети в театрализованных играх изучают жесты, мимику, пластику, речевое дыхание. Уже сами пытаются сочинять простые сказки, рассуждать о поступках главных героев. Можно с ними пофантазировать: если бы персонаж сказки был не злым, а добрым, как наша сказка бы прозвучала? (Дети придумывают новый поворот сказки).
В нашем саду практикуется показ авторских сказок детского театра другим возрастным группам. Например, на одной неделе сказку сочиняет и готовит к показу средняя группа, а на следующей неделе сказку готовит к показу старшая группа. Причё м сказки могут быть разного вида: от настольного до драматического. В это время очень важна работа логопеда по постановке звуков, интонации речи.
Дети старшей и средней группы сами продумывают оформление сказки, костюмы. Педагог их может лишь скорректировать в каком-либо направлении. Часто в подготовке костюмов нам помогают родители.
При постановке детского авторского спектакля важно дать детям самим придумать, что будет на сцене из бутафории и с чего начнутся действия персонажей на сцене. Педагог лишь должен позаботиться о том, чтобы сцена не была излишне перегружена.
Исходя из опыта работы, я могу с уверенностью сказать, что это работа очень продуктивна. Дети, изначально психологически зажатые, раскрываются порой удивительно интересно и вырастают к старшему возрасту в настоящих «звёздочек» своей группы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Первая авторская сказка наших ребят. Премьера спектакля состоялась в апреле 2016 года.
Весёлые приключения в лягушачьем царстве.
Шла по лесу лягушка и нашла семечко. Решила она посадить его. И выросло из семечка яблоня. Сорвала лягушка яблочко, откусила кусочек и превратилась в клоуна. Сорвала ещё яблочек и начала ими жонглировать.
Из-за яблони вышла фея и начала танцевать ча-ча-ча.
Тут собрались ребята и начали петь смешную песенку «Дело было в январе».
В лесу неподалёку от лягушачьего дворца, жили лягушка с лягушонком и лисом, которого когда-то спасли солдаты лягушачьего царства в болоте. Однажды кто-то на пороге их дома оставил корзинку с конфетами. Увидел корзинку лис и побежал скорее звать лягушку.
Лис. Пойдём скорее домой, там такое-такое!
Прибежали они домой, а от конфет одни фантики остались.
Лис. Куда делись конфеты, ничего не понимаю.
Заходят они в дом и видят, сидит лягушонок и рот утирает рукой.
Лягушка. Ну, хоть одна конфеточка осталась? Давай поищем.
Искали-искали. Вдруг лис что-то почувствовал под ногой.
Лис, поднимая ногу. Смотри, конфета!
Разворачивают фантик, а там семечко.
Лягушка. Давай его посадим у нас перед домом.
Пошли во двор, посадили зёрнышко в землю.
Лис. Водой нужно полить. Поливает. Другое дело!
Лягушка. Пока дерево растёт, пойдём по лесу прогуляемся.
Шли они по лесу, видят полянка с цветами.
Лягушка. Давай настрижём цветов. Дома в вазу поставим.
Смотрит лис в свой рюкзак, а там дыра. Пока они по лесу гуляли, всё выпало. Искали они, искали… Не могут найти. Вдруг видят, выходит к ним маленький волшебник.
Волшебник. Я попробую вам помочь. Но я только учусь. Сейчас ваши вещи окажутся дома! Эники-беники, фуфты-муфты, абакум!
Лиса и лягушка поблагодарили волшебника и побежали домой. Смотрят, а все вещи лежат в сундучке и лягушонок на нём сидит и ножками болтает. Обрадовались лиса и лягушка, и с лягушонком весело затанцевали.
Жарко стало всем от танца, выбежали они на улицу, а там… Бо-о-ольшое конфетное дерево выросло, до самых облаков.
Лис. Вот это да! Теперь нам конфет на весь год хватит! И гостей угостить сможем.
Лягушка несёт корзинку с конфетами и говорит зрителям.
Лягушка. Угощайтесь все!