Фомиченко Ольга
Проект по ознакомлению детей с трудом взрослых «Кто работает у нас в саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Кто работает у нас в саду».
Вид проекта: краткосрочный, информационный, творческий, игровой.
Участники: воспитатели, дети первой младшей группы, сотрудники детского сада, родители.
Актуальность:
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с различными сферами деятельности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Приобщение ребенка к миру взрослых начинается с ознакомления детей с трудом взрослых ближайшего окружения. Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Первым значимым средством является сама социальная действительность, воздействующая на ребенка, питающая его ум и душу. Главное – показать детям социальный мир "изнутри" и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире. Труд – это проявление заботы людей друг о друге. Разнообразная действительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей. Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с взрослыми, основанные на совместных действиях. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки. Приобретенные дошкольниками знания о труде позволяют детям строить собственные трудовые процессы. Личный пример взрослых — это для ребенка очень важный стимул.
Публикация «Проект по ознакомлению детей с трудом взрослых „Кто работает у нас в саду“» размещена в разделах
- Проекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Воспитывать трудолюбие, уважение к труду и трудовые навыки необходимо с ранних лет. Ознакомление с трудом взрослых и профессиями должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс. Для этого был создан проект «Кто работает у нас в саду».
Цель проекта: Дать детям конкретные знания и представления детей о труде взрослых, доступных для понимания дошкольников 2-3 лет.
Задачи:
1. Формирование представлений детей о работе сотрудников детского сада (помощник воспитателя, медицинская сестра, повар.);
2. Ознакомление детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, с орудиями труда, инструментами и результатом труда взрослых;
3. Развивитие познавательного интереса детей к труду взрослых в детском саду;
4. Развитие зрительного внимания и восприятия;
5. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме;
6. Развитие речевой и мыслительной деятельности, зрительно – двигательной координации, мелкой моторики;
7. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия в игровой деятельности, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
8. Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, желания оказывать посильную помощь.
Разработка проекта:
Воспитатели
1. Создание развивающей среды.
2. Организация работы с родителями.
3. Стимулирование художественно – эстетической деятельности детей, развитие творческого воображения.
4. Составление плана проекта, конспектов НОД, организация совместной и самостоятельной деятельности детей по теме.
5. Подбор соответствующего материала (картин, картинок, иллюстраций по теме, художественных произведений.
Родители:
1. Привлекают детей дома к посильному труду.
2. Беседуют дома с детьми о труде взрослых.
3. Читают художественные произведения по теме.
4. Развивают навыки самообслуживания.
Дети:
1. Получают элементарные представления о труде взрослых.
2. Различают сотрудников детского сада, кто кем работает.
3. Слушают доступные по содержанию стихи, песенки.
4. Эмоционально откликаются на игры, предложенные взрослым, подражают его действиям, принимают игровую задачу.
5. Знакомятся с орудиями труда. И трудовыми действиями.
6. Принимают участие в трудовой деятельности.
Ожидаемые результаты:
Дети имеют элементарные представления о труде взрослых, сотрудников детского сада.
Проявляют уважение к труду и желание помогать старшим;
Проявляют интерес к творчеству.
Обогащается словарный запас.
Проявляется самостоятельность в самообслуживании.
Итоговое мероприятие:
Оформление фотовыставки «Хорошо у нас в саду».
Реализация проекта:
Накопление информационной базы в ходе практической деятельности.
Наблюдение за трудом взрослых, сотрудников детского сада.
Знакомство с орудиями труда и трудовыми действиями.
Отражение знаний, в различных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской).
Организация непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов, направленных на трудовое воспитание.
План реализации проекта «Кто работает у нас в саду».
(первая младшая группа).
Познавательное развитие:
Цикл наблюдений: Экскурсия в медицинский кабинет, экскурсия на кухню, наблюдение за трудом младшего воспитателя.
Д/И: «Кто что делает», «Кто это», «Покажи и назови», «Узнай по вкусу», «Какой, какая», «Кто спрятался?», «Подбери чашку к блюдцу по цвету», «Что нужно Кате к обеду».
И/У: «Найди такую же картинку, «Что лежит в мешочке»;
Игра – поручение: «Принеси посуду».
Речевое развитие
Рассматривание сюжетных картин и иллюстраций «На приеме у врача», «На кухне».
Рассказ воспитателя о труде взрослых.
Рассматривание иллюстраций к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит».
Рассматривание картины «Дети обедают».
С помощью педагога составление рассказов на темы: «Что мы видели на кухне», «Что делает наша няня», «Если ты заболел».
Слушание р. н с «Колобок», рассматривание иллюстраций к сказке.
Игра – инсценировка «Вкусная каша».
Пальчиковая игра: «Мы капусту…», «На опушке дом стоит».
Чтение художественной литературы
Чтение стихотворений:
В. Лунин «Йод – хороший, йод – не злой.»
П. Образцов «Лечу куклу».
Т. Каменев «Водичка».
Б. Иовлев «У крылечка».
Н. Кончаловская «Посадила бабка в печь».
О. Кригер «На прогулку»
Чтение стихотворений о гигиене и пользе умывания:
Р. Куликова «Каждый день я мыло мою.»
«Без воды умылся котик».
Художественное – эстетическое развитие
Рисование: «Ягодки калины».
Аппликация: «Консервируем витамины» .
Слушание песенки «Я пеку, пеку, пеку.».
Социально – коммуникативное развитие
Создание игровой ситуации «У зайчика болит горло, как ему помочь. ?»
и/у: «Накроем стол к обеду», «Угостим куклу Катю чаем», «У нас порядок», «Говорящие ложки», «Угостим зайчика».
Д/и: «Кукла Катя заболела», «Проводы Кати в больницу», «Оденем куклу Катю на прогулку».
П/и: «В гости к куклам».
Хороводная игра «Каравай»
Практический этап реализация комплексного проекта «Кто работает у нас в саду» с участниками проекта.
В работе с детьми были использованы разнообразные методы обучения: Наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, игровые упражнения, изобразительная деятельность, рассматривание картин, беседы, игровые и проблемные ситуации, дидактические, подвижные, пальчиковые игры.
Во время экскурсии в медицинский кабинет дети познакомились с помещением, имеющимся здесь оборудовании, что для чего предназначено. Осмотрели рабочее место медицинской сестры, познакомились с ее работой (осматривает детей, измеряет температуру, лечит). В процессе наблюдения дети учились отвечать на вопросы. Во время экскурсии на кухню дети познакомились с работой повара, рассмотрели кухонные принадлежности, узнали их назначение, посмотрели, как повар готовит на обед компот из сухофруктов. Наблюдая за работой младшего воспитателя (чистит ковер, протирает пыль, накрывает стол, дети знакомились с орудиями труда и трудовыми действиями, учились понимать необходимость данного труда.
Рассматривая картины, дети учились понимать ее сюжет, отвечать на вопросы по картине, упражнялись в согласовании имен существительных с глаголом, обогащался и активизировался словарь детей за счет слов – названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета (цвет, размер, форма).
Свои наблюдения и полученные знания дети отображали в своих играх. Были организованы различные дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные игры.
В игре «Кукла Катя заболела» - дети узнали о том, что к больному всегда вызывают доктора, дети проявляли желание быть доктором, желание помочь больному.
В игре «Проводы Кати в больницу» - дети проявляли заботу о больной кукле.
В игре «Оденем Катю на прогулку» - дети закрепляли знания о предметах одежды, учились последовательно одевать на прогулку куклу.
В игре «Угостим зайчика» - дети учились выполнять правила культурного поведения (здороваться, садиться за стол, придвинув стульчик, не выходить из за стола, не окончив еды, благодарить за еду).
В игре «Что нужно Кате к обеду» - учились находить среди знакомых предметов посуду, нужную к обеду, закрепляли название предметов посуды.
В игре – инсценировке «Вкусная каша «- дети учились слушать стихотворение, понимать его содержание, выполнять действия согласно содержанию.
В хороводной игре «Каравай» - учились ходить по кругу, крепко держась за руки, выполнять движения за воспитателем согласно тексту.
Ознакомлению с данной темой хорошо помогли стихи, песенки: В. Лунин «Йод – хороший, йод – не злой.», П. Образцов «Лечу куклу», Т. Каменев «Водичка», С. Пшеничная «Ладушки, ладушки – мы печем оладушки», Б. Иовлев «У крылечка», Н. Кончаловская «Посадила бабка в печь», О. Кригер «На прогулку».
стихотворения о гигиене и пользе умывания:
Р. Куликова «Каждый день я мыло мою.», «Без воды умылся котик».
Свои впечатления дети отображали в изобразительной деятельности:
Рисование: «Ягодки калины». - дети учились рисовать пальчиком ягодки калины, закрепляли знания о красном цвете, используя красную краску, активизировали освоение изобразительных материалов, инструментов, развивали технические умения, зрительно – моторную координацию.
Аппликация: «Консервируем витамины» - дети закрепляли знания о фруктах, как о еде, полезной для здоровья, об их вкусовых особенностях, о том, что из фруктов готовят компот, учились раскладывать вырезанные готовые силуэты фруктов, аккуратно их наклеивать в банки.
С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместной деятельности было предложено привлекать детей дома к посильному труду, побеседовать дома с детьми о труде взрослых, почитать художественные произведения по теме, продолжать развивают навыки самообслуживания. Также родителям были предложены игры:
«Вкусная глина»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев, вкусовые ощущения, координацию движений.
Ход игры:
1. Тщательно вымойте руки.
2. Сделайте сладкую глину по рецепту: 320 мл шоколадного масла, 90 гр меда, 125 гр сухого молока.
3. Все тщательно перемешать.
4. Придумайте с ребенком, что бы вы хотели сделать: мячики, колечки, колбаски. А потом все это можно съесть.
«Сортировка фигурного печенья».
Цель: развивать понятия о форме, размере, учить находить подобное; учить сортировать предметы парами и класть на тарелочку.
Ход игры:
1. Подберите интересные м разнообразные формы печенья, разложите его на большой тарелке.
2. Приготовьте две тарелки поменьше (себе и ребенку).
3. Обсудите с ребенком формы, размер и вкус печенья.
4. Возьмите одно печенье с большой тарелки, положите себе, предложите ребенку сделать то же: найти такое же печенье и положить его себе на тарелку. Если ребенку удается сделать правильный выбор, поощряйте его.
5. Когда все печенье будет разобрано, его можно снова перемешать и начать игру сначала.
Аналитический этап: анализ эффективности работы по проекту.
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный проект помогло обогатить его содержание. Обеспечило у детей развитие любознательности, стремление узнать побольше нового. Всё это способствовало накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для их осознания, обогащения. Дети познакомились с некоторыми профессиями сотрудников детского сада.
Работа по проекту помогла развить у них самостоятельность, некоторые трудовые навыки. Дети учились обращаться с простейшими инструментами, изучали свойства различных материалов. Приобретали навыки самообслуживания, учились следить за чистотой и порядком в группе, ухаживать за цветами, помогали накрывать на столы, убирать игрушки на участке, учились выполнять простые поручения
Все свои наблюдения, новые знания и впечатления ребята выражали в рисунках и аппликациях, играх, трудовой деятельности.
Подобранные мною игры на развитие познавательной активности, игры-инсценировки, игровые упражнения дали возможность пополнить словарный запас детей, значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили самостоятельность в своих действиях, научились не только повторять за педагогом, но проявлять и выражать свои мысли самостоятельно.
Анализируя результаты проекта, я увидела, что дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, пытались самостоятельно решать проблемные задачи, если не получается, то своевременно обращались с просьбой о помощи. Реализуя проект я поставила перед собой цель- сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами.
Список литературы:
1. З. И Самойлова «Комплексно – тематическое планирование в первой младшей группе»
2. О. Э. Литвинова «Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста». С-П, Детство – Пресс, 2015 г.
3. Н. Н. Леонова «Художественное творчество освоение программы «Детство» с детьми первой младшей группы», Волгоград, «Учитель», 2016 г
4. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2008
5. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста, пособие для воспитателей детского сада под ред. Новоселовой. Москва: "Просвещение", 1984
6. Н. С. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий «1 младшая группа, Москва, «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2016 г.