Елена Подзорова
Организация образовательного процесса с использованием социо-игровых подходов
▼ Скачать + Заказать документы
Для укрепления личностного взаимодействия с детьми при организации
образовательного процесса я использую социо – игровые подходы.
Именно в условиях социо – игрового стиля возможно обучение детей умению слышать и слушать, договариваться, выдерживать условия договора, подчиняться правилу игры, общему решению, что и формирует у детей произвольность поведения, психологическую готовность к школьному обучению.
Темочки:
Главная задача воспитателей по социо – игровой технологии заключается в том, чтобы создать условия для развития приятельских отношений между детьми, для формирования в них нового состояния - состояния ровесничества.
В рамках данной технологии я ставлю перед собой задачи:
• помочь детям научиться эффективно общаться;
• сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
• способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности,
творчества;
• воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Общение детей в рамках данной технологии организую в три этапа :
• на первом этапе учу детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит, слушать и слышать партнера, формируется собственная речь);
• на втором этапе – учу организовать свое общение в микро - группе, чтобы выполнять учебную задачу;
• на третьем этапе – создаю условия общения дошкольников.
В организации образовательного процесса создаю условия,
для развития самоценных форм активизации детей, т. е. составление таких
развивающих заданий, которые приводят к самостоятельному открытию, приобщению к новому опыту, полёту мысли, фантазии, для поддержки самоценной активности детей.
Во всех видах деятельности иду от интересов и возможностей детей, создаю условия для высказывания детьми своих представлений. Надо научиться удивлять, озадачивать своих воспитанников.
Необходимо сменить свою позицию всезнающего, всеведущего судьи, оставить за собой право на ошибку. Играйте в «Незнайку». Пусть дети вас учат, доказывают, рассуждают.
Детям интереснее не узнать, а догадаться; не получить формальный ответ – а использовать свой вопрос как повод создания интересной ситуации общения.
Основной путь к освоению детьми умений и знаний педагоги прокладывают не через объяснения – а через полуобъяснения, вопросительное обращение к детям, загадки – отгадки, тайны и удивления.
Например, рассмотрим ситуацию вопросительного обращения к детям.
Задавая им вопросы типа: «Кто такие разведчики?», «Что такое суша?», не
спешите, выслушайте все детские ответы, удивитесь, попросите повторить, чтобы все
услышали, какой интересный ответ у каждого, а затем втяните их в дискуссию: то, что они услышали – это про одно и тоже или про разное? А если про «разное», то может быть так, что одним и тем же словом называют разные вещи?
И только из детских разговоров мы поймём, о чём они думают, а рассуждая с ними, мы и помогаем им присвоить общественные истины, как свои собственные.
Вторая ситуация – использование загадок – отгадок :
- О чем сегодня пойдёт речь, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки. (Дерево)
- То, что мы сегодня будем рисовать (лепить, вы узнаете, если отгадаете загадку:
На спине иголки,
Длинные и колкие,
А свернётся он в клубок –
Нет ни головы, ни ног (Ёж)
Ребята отгадывают загадку и обсуждают, как им удалось, или почему неполучилось разгадать ту или иную загадку.
Третья ситуация - таинственная.
Педагог создаёт ситуацию «тайны», прячет её в кулачок или сундучок, коробку, спичный коробок и обыграть ситуацию.
Предлагает детям догадаться и выведать тайну с помощью вопросов.
Игра «Да или нет».
Выбирается водящий, который загадывает предмет. Остальные участники задают
водящему вопросы. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».
Правило в этой игре одно: чтобы угадать, что это, нужно задавать вопросы, но
не перечислять названия – «У тебя это….?»
Можно использовать следующий алгоритм вопросов:
- Это живое? Это не живое? (одушевлённый или неодушевлённый предмет).
- Это можно увидеть в доме (на улице, в море, на реке, в лесу, в поле, в небе?
(место нахождения).
- Это что- то крупное (мелкое? (размер). И. т. д.
Игра «Пум- пум- пум»
- Сегодня мы поиграем в игру «Пум – пум- пум».
Пум - пум-пум» - так мы будем называть любой загадочный предмет.
Выбирается водящий, который загадывает предмет. Остальные участники задают
ему вопросы.
Например:
- Почему ты загадал этот «пум- пум- пум»?
- Для чего «пум- пум- пум» нужен?
- Этот «пум- пум- пум» большой или маленький? И т. д.
Игра «Тайна в кулачке»
Воспитатель шепчет каждому ребёнку слово и просит спрятать слово в кулачок.
Затем предлагает, не называя предмет, рассказать о нём, чтобы остальные
догадались, о чём речь.
Четвёртая ситуация - удивления.
При решении проблемных ситуаций педагог часто использует позицию удивления :
«Я вот всё никак не могу понять, как? почему? зачем…».
Я вот всё никак не могу понять, как оживают деревья?
Я вот всё никак не могу понять, почему осенью у листьев меняется цвет?
Я вот всё никак не могу понять, зачем ежику иголки?
Я вот всё никак не могу понять, куда летят на своих паутинках маленькие
паучки?
Я вот всё никак не могу понять, где у зайца дом?
Я вот всё никак не могу понять, умирают ли зимой деревья? И т. д.
Особый тип ситуаций составляет работа с текстом, когда произведение прочитано и начинается обсуждение.
Тема обсуждения дело тонкое, потому что необходимо сформулировать вопросы не по содержанию, а выходящие за пределы наличной ситуации.
Тогда ребё нок будет занимать по отношению к услышанному активную ответную позицию: соглашаться или не соглашаться, сравнивать, дополнять.
Например, по сказке «Зимовье» :
- В этой сказке есть главный герой?
- Как герои сказки оказались в лесу?
- По чьей воле герои сказки оказались в лесу?
- Герои в зимовье живут или зиму пережидают?
- Отчего волки не могут сами построить себе зимовье?
- Они не могут или не хотят?
- Мог ли кот вместо свиньи делать кирпичи? А наоборот?
- Герои сказки друзья или товарищи по несчастью?
После чтения басни Сергея Михалкова «Бараны» мною были предложены
следующие вопросы:
- Как вы думаете, почему произошло несчастье с баранами?
- Какие качества погубили баранов?
- Подумайте и скажите, был ли выход из создавшейся ситуации?
- Как, на ваш взгляд, следовало бы поступить баранам?
Из всех видов рассказывания детей больше всего волнует рассказ из личного
опыта.
Рассказывание на темы из личного опыта удовлетворяют потребность ребёнка в самовыражении, самоутверждении, во внимании сверстников. Поэтому педагогу необходимо создавать многочисленные ситуации, в которых он побуждает детей к высказываниям из личного опыта, используя разнообразные вопросы :
- Кто из вас видел живую белочку? Расскажите, как вы кормили в парке белочку.
- У кого- нибудь ёжик жил дома? Чем его кормили? Где он спал?
- Кому – нибудь из вас посчастливилось увидеть Деда Мороза? Какой он?
- Кто из вас был в зоопарке? Каких животных вы видели в зоопарке? и т. д.
То есть общие разговоры всех детей, вокруг какой – то темы ведутся в свободной
форме про то, кто что знает, кто что слышал или видел; кто, где бывал, кто с кем встречался.
Рассмотрим несколько ситуаций из непосредственной образовательной
деятельности по формированию коммуникативной компетентности:
Проблемная ситуация
Предлагаем детям взять по одной части разрезной картины очень внимательно рассмотреть её, стараясь всё запомнить очень хорошо.
Дело идёт к концу, нужна связка. Связка – это плавный переход от одного вида деятельности к другому. Задача воспитателя – удерживать детей во внимании, следить, чтобы не спадал интерес, вовремя привлечь заданием, игровой разминкой, либо подбросить вопрос.
Снова создаём проблемную ситуацию
Воспитатель предлагает выложить общую картину.
Дело снова идёт к концу, нужна связка.
Связка в данной ситуации – воспитатель просит внимательно рассмотреть
картинку, перевернуть её и ответить на вопросы:
- Какое время года изображено на картине?
- Сколько на картине взрослых?
- Сколько на картине девочек?
- Сколько на картине мальчиков?
-Сколько вы насчитали на картине деревьев?
- Какое дерево находится в правом верхнем углу?
- Под каким деревом сидит мальчик?
- Сколько детских глаз смотрит на вас с картины?
- Сколько детских ног можно увидеть на картине?
- Чем занимается мальчик?
- Мальчик ловит рыбу или уже поймал?
- Чем занимаются девочки?
- Что в руках у девочки в панаме?
- Что держит в руках, плывущая по реке девочка?
- Сколько косичек у девочки с цветами?
- Какой рисунок на футболке у мальчика?
- Какие цветы в букете девочки?
- Кроме девочки кто ещё плавает по реке?
-Сколько у уточки утят? И. т. д.
Дети вступают в реальный диалог и являются собеседниками.
Дело снова идёт к концу, нужна связка.
Можно предложить снова перевернуть картинку и уточнить, правильно ли они ответили на вопросы.
В заключение игры педагог предлагает взять лист бумаги и разделить его так, чтобы получилось столько частей, сколько в разрезной картине. А затем нарисовать каждому то, что было на его фрагменте.
Таким образом, мой многолетний опыт работы, изучение теоретических аспектов помогли мне выявить приёмы для развития коммуникативных навыков у дошкольников с использованием социо – игровых подходов.