Алена Яковлева
Организация образовательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Наше дошкольное учреждение реализует программу «Радуга», цель программы - это сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни, своевременное и полноценное психическое развитие и воспитание, предоставление каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Одна из главных задач: создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.
Публикация «Организация образовательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
К определению понятия «здоровье» ключевым становится принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов. В соответствии с ним Всемирная организация здравоохранения трактует понятие «здоровье» как такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие.
Комплексная система оздоровительной работы в дошкольном учреждении должна в принципе соответствовать «пирамиде здоровья общества». Фундамент этой пирамиды составляет психическое здоровье общества, которое, в свою очередь, является фундаментом его физического здоровья. Психическое и физическое здоровье вместе образуют фундамент социального здоровья, вершиной которого является нравственное здоровье.
Наши воспитанники, дети дошкольного возраста, еще только, если можно так выразиться, «учатся» нравственности. И она не может в полной мере служить основой их здоровья. Поэтому Вера Алямовская предлагает несколько иную «пирамиду здоровья воспитанников дошкольного учреждения» выстраивает её таким образом. Поскольку в дошкольное учреждение изначально принимаются в психическом плане здоровые дети, то фундамент пирамиды это обеспечение психологического благополучия ребенка. Затем идут надстройки: обеспечение физического здоровья, обеспечение ментального здоровья, обеспечение духовного здоровья и, наконец, обеспечение нравственного здоровья как вершина этой пирамиды.
Каждое направление оздоровительной системы «пирамиды здоровья дошкольника» обеспечивается через реализуемую программу и условия пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Обеспечение психологического благополучия реализуется через среду пребывания, общение взрослых с детьми, организацию режимных моментов, совместную образовательную деятельность, досуг.
В нашем дошкольном учреждении созданы «уголки уединения» – это зоны для психологической разгрузки.
Уголки «Моё настроение», «Мир моих эмоций» «Мешочки настроения» «Веселые перчатки» - в них воспитатель может отследить эмоциональное состояние каждого ребенка, а ребенок учится осознавать свое эмоциональное состояние.
Игры «Коробочка примирения» - это один из способов примирения после ссоры.
«Раз, два, три – в окошко посмотри!» - это вид эмоциональной гимнастики для детей.
«Зеркальный кубик» - он служит для отработки мимической реакции, передачу эмоций через вхождение в образ героя – персонаж.
9 «Коврик эмоций», «Калейдоскоп эмоций» и «Забавные гномики» - знакомят детей с разнообразием человеческих эмоций.
«Доска чемпионов», «Наша гордость», «Стул именинника», «Уголок именинника» - направлены на формирование положительной «я-концепции», развитие самосознания и самооценки.
Компонент «Здравствуйте, я пришел» - размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых.
Игры с водой являются прекрасным закаливающим средством, но еще большее значение они имеют для профилактики психоэмоционального напряжения.
Игры с песком и крупой развивают речь и воображение детей, помогают детям справиться со страхами.
«Машина времени» - помогает ребенку в осознании себя на разных возрастных этапах.
«Сухой дождь» - снимает психологическое и физическое напряжение.
Сюжетная игра – это основной вид деятельности дошкольника, в игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.
Обеспечение физического здоровья - это организация питания, закаливания, обучение движениям, создание условий для активизации самостоятельной деятельности детей, лечебно-профилактической работы, а также система приобщения к культурным традициям спорта. Цель этого направления пирамиды здоровья – воспитание и культивирование привычек и потребности в здоровом образе жизни.
В ДОУ созданы уголки «Здоровья», «Растишка», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» - благодаря им ребенок осваивает практические навыки личной гигиены, правильного питания, двигательной активности, внедряет знания о здоровом образе жизни и навыки в игру.
Физкультурно-игровая – в ней созданы условия для беспрепятственного удовлетворения естественной потребности в движении.
Уголок «Какие мы разные», «Я и мой папа», «Я и моя мама» - создан для формирования устойчивых представлений о своей половой принадлежности, для создания целостного позитивного «образа Я» мальчика/девочки, для обогащения представлений ребенка о тех ролях, которые в обществе играют мальчики и девочки, мужчины и женщины, для формирования эмоционального положительного отношения к себе и другим как к представителям определенного пола.
Обеспечение ментального здоровья детей реализуется через развитие предприимчивости (способность искать нестандартные методы решений, выдумывать свои способы и средства деятельности, понимать, что такое мастерская работа, и стремиться «стать мастером»). Развитие логического и бескорыстного мышления; способностей к коллективной мыслительной деятельности и индивидуальной рефлексии.
Созданы творческие уголки «Я молодец, я научился», «Я умею, я люблю, хочу научиться», «Наши руки не для скуки», выставки индивидуальные и коллективные, тематические – это демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества.
Уголки экспериментирования – в них ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Портфолио ребенка – формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни.
Детское коллекционирование «Сокровищницы» - в процессе ребенок учится систематизировать и изучать собираемые предметы.
Проекты «Исследователи почвы», «Династия музыкантов» - способ самостоятельного поиска ответа на возникшую проблему, средство интеллектуально-творческого развития детей.
«Желанница», «Кукла желаний» - ребенок может доверить самое сокровенное, пришив пуговицу или завязав узелок на кукле он загадывает свое желание.
Духовное здоровье воспитанников формируется в ходе приобщения детей к сокровищницам культуры и искусства. Прежде всего, дети знакомятся с народными ремеслами, культурой и традициями своего края, специфику ремесел других регионов.
В группах созданы уголки народного быта – знакомят дошкольников с различными формами культуры, поддерживают у детей интерес к познанию жизни своих предков, формируют нравственно-патриотические чувства и развитие художественно-творческой активности детей.
Выставка «Чугунное кружево» - знакомит детей со своеобразной отраслью русской художественной промышленности, в которой, искусство художника-скульптора органично сливается с искусством мастера-исполнителя.
Обеспечение нравственного здоровья личности направленное на становление у детей начало этического сознания и формирование предпосылок философского мировоззрения.
«Мои дела и достижения», «Панорама добрых дел», Деловые хлопоты» «Дежурство» - воспитывают чувства уважения к людям: доброжелательность, желание совершать добрые поступки.
В совместной образовательной деятельности педагоги нашего ДОУ используют здоровьесберегающие технологии, а в самостоятельной деятельности создают условия для их применения. Здоровьесберегающие технологии подразумевают обеспечение оптимальных физических, интеллектуальных и эмоциональных нагрузок на ребенка в ходе образовательного процесса, психологическую безопасность детей, а также приобретение ими элементарных знаний о строении и функциях своего организма.
К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся, такие технологии как :
Динамическая пауза (физминутки, пальчиковые игры, логоритмическая гимнастика, телесные игры) - предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности.
Минутки здоровья – (массаж, самомассаж, гимнастика для глаз).
Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.
Хороводные игры – в игре ребенок может проявить свою индивидуальность, реализуя себя через речь, мышление, социальные контакты.
Релаксационные упражнения – состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
Бодрящая гимнастика – её цель сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус.
Технология эстетической направленности – привитие детям эстетического вкуса через музыкальные произведения, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, красоту природы.
Дорожка здоровья - обучение правильной ходьбе, формирование правильной осанки.
К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся :
Физкультурное занятие – оно нацелено на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.
Утренняя гимнастика – важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно – сосудистой и дыхательной систем.
Физкультурные праздники и досуги – приносят радость, дают душевную и физическую разрядку.
Мы стараемся, чтобы микросреда нашего дошкольного учреждения отвечает не только санитарно-гигиеническим требованиям, но также и требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, экологии социальных отношений взрослых с детьми в коллективе сверстников.