Татьяна Дутова
Организация ННОД в старшей группе. Тематический досуг с элементами познания «Этикет от «А» до «Я»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей старшей группе «Цыплята»
тематический досуг с элементами познания по теме :
«Этикет от «А» до «Я»
Автор конспекта ННОД : Дутова Татьяна Васильевна, воспитатель МБДОУ № 27 «Алёнушка» общеразвивающего вида
Тема : «Страна вежливых слов»
Публикация «Организация ННОД в старшей группе, Тематический досуг с элементами познания „Этикет от „А“ до „Я“» размещена в разделах
- Вежливость, день вежливости. Сценарии развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Цель: закрепить знания об этикете дошкольников в вежливых и добрых словах и их применении в жизни.
Задачи НОД:
Образовательная:
- продолжать развивать интерес к познанию этикета;
- закреплять и систематизировать знания детей о вежливых словах;
- создавать и организовывать игровые ситуации для умелого применения различных форм приветствий;
- учить находить правильные решения в различных ситуациях.
Развивающая:
- способствовать развитию любознательности;
- совершенствовать умение работать в подгруппе;
- выслушивать собеседника;
- формировать понимание необходимости и желание выполнять нормы и правила
поведения;
Воспитательная:
- воспитывать и прививать детям хорошие манеры;
- умение приветливому и дружескому взаимоотношению между взрослым и детьми.
Ход НОД
Дети выходят на ковёр.
Воспитатель: Сегодня к нам в группу пришли гости.
Гости дорогие, важные такие у нас сидят, да на нас всех глядят.
Воспитатель: «Доброго утра» скажем гостям, «ЗДРАВСТВУЙТЕ». И пусть это пожелание будет добрым и искренним.
Дети (хором) : Доброе утро гости дорогие. Здравствуйте!
Воспитатель: ребята, а давайте мы сегодня отправимся с помощью волшебного зонтика в «СТРАНУ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ»
Раз, два, три - полетели! Ой, ребята, что-то не так, почему наш зонтик не взлетает? Наверное, мы забыли что-то сказать! Какое волшебное слово-просьбу мы знаем? Что говорим, когда что-то хотим попросить?
(Выслушать ответы детей - это слово "пожалуйста").
Воспитатель: Правильно, ребята, надо сказать слово "пожалуйста" вместе, дружно хором. Наш зонтик готов к полету - (Звучит музыкальное сопровождение) – волшебство.
"В волшебную страну попасть легко.
Не надо ехать далеко, зажмурь глаза и сделай шаг,
Теперь в ладоши хлопни так, один хлопок, ещё хлопок –
Мы прибыли, открой глаза, дружок! "
-Ребята, мы очутились на «ПОЛЯНЕ ПРИВЕТСТВИЙ».
Приветствую детей на разных языках:
• Альто рово…
• Доброго ранку…
• Вуся улаты…
• Бон жюр…
• Гутен морген…
Вы поняли, ребята, что я вам сказала?
Я вас приветствовала на разных языках.
Ребята! В Москве есть необычный, интересный музей, где собраны приветствия народов разных стран. И мне хочется показать Вам несколько картинок приветствия.
1. В Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди.
2. Японцы – кланяются.
3. Лапландцы, жители Крайнего севера – трутся носами.
4. Филиппинцы – филиппинцы пожимают руку, могут похлопывать друг друга по спине, в знак уважения могут взять ладонь посетителя и прижать её к своему лбу.
5. Тибетцы, здороваясь, высовывают язык.
Представьте, если мы высунем язык при приветствии, то вряд ли захотят поздороваться с нами в следующий раз. А для тибетцев – это вежливая форма приветствия.
Воспитатель: А замечали ли Вы, как здороваются Россияне?
6. Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатие.
- А как ещё можно поздороваться? (Выслушать ответы детей - кивком головы, взмахом руки, говорят "доброе утро", "добрый день", "привет").
Что мы желаем человеку, когда говорим “Здравствуйте!”?
(Люди желают друг другу здоровья, добра).
-Интересное слово "ПРИВЕТ». Кому можно сказать такое слово-приветствие? (Друзьям, товарищам, близким людям.)
1 ребё нок: Соня Ин.
"Если скажет друг-ПРИВЕТ!
Я в ответ - ЗДОРОВО!
Тут ничего плохого нет,
Подходят оба слова!
Воспитатель: ПРИВЕТСТВИЕ - это одно из самых важных правил этикета.
2 ребё нок: Кирилл Б.
Что такое этикет?
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? Как есть?
Как звонить? Как встать? Как сесть?
Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути.
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них дает ответ
Этот самый ЭТИКЕТ.
Ребята, в «Стране Вежливых Слов» много интересного, и можно найти все ответы на вопросы этикета.
Поиграем в игру: «Театр настроения»
На столе картинки. Подберите эмоциональные выражения, подходящие для масок настроения.
Отправляемся дальше.
-Ребята, мы очутились на «ЦВЕТОЧНОЙ ПОЛЯНЕ». Смотрите, здесь растёт необычный цветок (на магнитной доске выложен цветок) - что-то в нём не так. (Он без лепестков, некрасивый, наверное, увядает.)
-Как же нам его оживить (Отогреть, полить, нарисовать лепестки).
-Действительно, давайте мы возьмём по одному лепестку, и прикрепим их к цветочку. Только прикрепить лепесток нужно, называя любое "ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО". (Дети называют слова –
1. Яркое солнышко встало опять «ДОБРОЕ УТРО!» Должны мы сказать.
(ОРАНЖЕВЫЙ ЛЕПЕСТОК)
2. Говорить друзьям не лень, улыбаясь: «ДОБРЫЙ ДЕНЬ!»
(ЖЁЛТЫЙ ЛЕПЕСТОК)
3. Друг другу на прощанье мы скажем «ДО СВИДАНИЯ!»
(ЗЕЛЁНЫЙ ЛЕПЕСТОК)
4. ИЗВИНИ, ПОЖАЛУЙСТА, ПРОСТИ и РАЗРЕШИ. Это не слова, а ключик от души.
(ГОЛУБОЙ ЛЕПЕСТОК)
5. Пора за стол, всё для еды накрыто, ПРИЯТНОГО желаем АППЕТИТА
(СИНИЙ ЛЕПЕСТОК)
6. Скажем «СПАСИБО» с тобою не раз за всё, что делают для нас!
(СИРЕНЕВЫЙ ЛЕПЕСТОК)
7. В чужой разговор никогда не встревай, и взрослых ты лучше НЕ ПЕРЕБИВАЙ!
(РОЗОВЫЙ ЛЕПЕСТОК).
Воспитатель: - Посмотрите, какой красивый, яркий стал цветок. Давайте посмотрим по сторонам, на красоту вокруг нас (проводится глазодвигательная гимнастика)
-Ребята, от чего стало так светло, красиво на нашей поляне?
(Ответы детей - Мы помогли цветку, говорили "ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА", сделали добрый поступок)
- Как называют людей, которые часто говорят "ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА" - (Вежливые, воспитанные, культурные, добрые, внимательные, заботливые, доброжелательные и т. д.,
- А людей, которые забывают о таких словах - (невоспитанные, невежды, грубияны, хамы плохие, злые и т. д.).
Воспитатель: - Ребята, мы с вами хорошие и всё у нас замечательно! Мы с вами оказались на поляне «РАЗВЛЕКАЙКА»
Физминутка “Как живешь?”
На каждый мой вопрос вы будете отвечать дружным хором: “ Вот так!” и жестом показывать нужные действия
Как живешь? – Вот так! большой палец вверх
А плывешь? – Вот так! имитация плавания
Как бежишь? – Вот так! бег на месте
Вдаль глядишь? – Вот так! ладонь у лба
Ждешь обед? – Вот так! круговые поглаживания живота
Машешь вслед? – Вот так! машем рукой
Утром спишь? – Вот так! ладошки у щеки
А шалишь? – Вот так! топаем ногами, машем головой, руками.
Воспитатель: - ребята, усаживайтесь удобнее на полянке, а у меня есть для вас сюрприз – загадки – «Заморочки из бочки» :
1. Растает ледяная глыба от слова теплого (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)
3. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте)
4. Если вы поссорились, чтобы помириться, вам перед друзьями нужно ИЗВИНИТЬСЯ!
5. Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо)
6. Когда нас бранят за шалости, говорим (прости пожалуйста)
7. И в России, в Белоруссии и Дании на прощание говорят… (до свидания)
8. За всё, что делают для нас, мы всегда благодарим и (спасибо) говорим.
9. Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь
разомкнуть свои уста и сказать … (пожалуйста)
10. Если встретится знакомый, хоть на улице, хоть дома,
Не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче … (здравствуй).
Предлагаю игру на внимание: «ХОРОШО И ПЛОХО», (плохой поступок обозначается красным смайликом, а хороший – зелёным, объясните – почему).
Воспитатель:
Мы переходим на «ЛЕСНУЮ ОПУШКУ» к зверятам.
(сценка «Вежливые слова» Натальи Мигуновой)
Воспитатель: молодцы, наше путешествие подходит к концу.
Я “Волшебную палочку” в руки возьму, и ласковое слово ей подарю «ПОЖАЛУЙСТА». Раз, два, три – в группу нас перенеси! Спасибо!
3 ребё нок: Алина Р.
Добрые слова не лень говорить нам целый день,
Всем гостям на прощание скажем: «До свидания!»
Литература:
1. Григорий Остер. Вредные советы. Книга для непослушных детей и их родителей. Издательство: 1995, «РОСМЭН»
2. Большая книга правил поведения для воспитанных детей /Г. П. Шалаева. – М. : Филол. о-во СЛОВО, Изд-во Эксимо, 2006. – 495с. : ил.
3. Хрестоматия для дошкольников 5 – 7 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей. Рекомендовано Управлением дошкольного образования Российской Федерации. /Сост. Н. П. Ильчук и др. – 1-е издание. М., АСТ, 1998. – 656с., ил. /
Словесная игра “Вежливые отгадки“ – перед НОД
Цель игры: закрепить у детей 4-6 лет умения находить слова для похвалы товарища (умения сказать добрые слова, выразить одобрение).
Игровая задача: отгадать, кто сказал комплимент.
Игровые действия: на роль водящего выбирают считающего; один из детей хвалит водящего, изменяя голос; водящий отгадывает похвалившего.
Игровые правила: обращается с похвалой тот ребенок, до которого дотронется воспитатель; водящий не должен открывать глаза, пока ему дети не скажут: “Отгадывай!“.
Ход игры: Дети становятся в круг, выбирается считалочкой водящий. Он садится или становится в круг и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая в такт движению:
1, 2, 3, 4, 5,
Постарайся угадать,
Кто тебя сейчас похвалит,
Комплимент тебе подарит?
С последним словом дети останавливаются, воспитатель дотрагивается рукой до одного из детей, который произносит похвалу, одобрение, а водящий, не открывая глаз, отгадывает, кто сказал комплимент. Происходит замена водящего, игра повторяется.
План НОД
1. Приветствие гостей.
2. Полёт на зонтике в «Страну Вежливых Слов» – волшебство.
3. «Поляна приветствий»
а) «языки»;
б) работа у мольберта с «картинками приветствий»;
в) настольная игра: «Театр настроения».
4. «Цветочная поляна»
а) лепестки цветка с «волшебными словами»;
б) глазодвигательная гимнастика.
5. «Поляна развлекайка»
а) физминутка: “Как живешь?”
б) загадки – «Заморочки из бочки»;
в) классификация – «Хорошо, плохо».
6. «Лесная опушка» (сценка «Вежливые слова» Натальи Мигуновой).
7. Волшебство с «волшебной палочкой».
8. На прощание – до свидания.