Оксана
Организация начального литературного образования старших дошкольников в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Литература играет важную роль в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи.
В связи с особой важностью и ролью литературы в жизни человека, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях детского сада. Родители из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит у телевизора и за компьютером, что также влияет на литературное образование детей. Сегодня перед всем миром стоит проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» [49].
Публикация «Организация начального литературного образования старших дошкольников в условиях детского сада» размещена в разделах
С помощью чтения литературных произведений взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Это и является главной ценностью литературы.
Содержание литературного произведения расширяет кругозор ребенка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни людей, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, забав и т. д. Они помогают формировать у детей нравственные оценки, оказывать влияние на поведение детей, их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Художественное слово выражает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивая произведение, обостряет мысль и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает. Именно поэтому приобщение дошкольников к художественной литературе является одним из приоритетных направлений современного образования.
В настоящее время в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования чтение художественной литературы впервые выделено в самостоятельную образовательную область, содержание которой «должно быть направлено на достижение основной цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса» [32, п. 2.6].
Противоречие состоит в том, что литературному образованию уделяется большое значение в воспитании и обучении дошкольников. Однако в современном мире из-за компьютеризации книга уходит в прошлое. Это значительно осложняет работу по литературному образованию в условиях детского сада при использовании традиционных методов и приемов.
Проблема исследования заключается в поиске эффективных форм и методов организации начального литературного образования старших дошкольников в условиях детского сада.
Кратко остановимся на возрастных особенностях восприятия.
Младший дошкольный возраст. Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного опыта ребёнка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты же, противоречащие опыту, не совпадающие с ним, часто осознаются неверно. Иногда дети неожиданно по-своему осмысливают самые, казалось бы, простые вещи. В связи с такой особенностью детского восприятия особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они выполняют в книге для младшего дошкольника роль первоначального импульса для воссоздания героев и событий; без рисунков художника воображение малыша не может не включиться в работу и текст не будет понят.
Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий малышу осознавать содержание произведений. Определенную трудность вызывает у малышей восприятие сказок с двухчастной композицией, сюжет которых объединяет несколько историй («Лиса и волк, «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко», «Коза-дереза» и др.). Обычно ребенок улавливает и воспроизводит только одну из историй (частей) сказки. Опора при этом происходит чаще всего на первую часть или на эпизоды, либо более простые по содержанию, либо знакомые детям.
При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка главный персонаж. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Самостоятельно мысленно представить героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядной опоре - иллюстрациях. К числу особенностей детского восприятия относится и то, что, прежде всего ребенок видит действия и поступки персонажа, но не понимает его переживаний, мотивов поведения. Например, нередко дети положительно оценивают поведения медведя из сказки «Маша и медведь» - «потому что он Машеньку к бабушке с дедушкой принес», игнорируя то обстоятельство, что девочка хитростью побудила его к этому. Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом. Активно действуя (мысленно) вместе с героем, дети иногда пытаются вмешаться в события (прерывают чтение, закрывают глаза, шлепают по картинке с изображением «плохого» персонажа т. п.). Вместе с тем в этом возрасте эмоциональное отношение детей к героям бывает часто не связано с текстом. Оно определяется ограниченным жизненным опытом детей, который не всегда дает возможность правильно понять произведение.
Своеобразие восприятия литературных произведений у детей 2 - 4 лет заключается в том, что при осмыслении текста малыш опирается главным образом на имеющийся у него непосредственно опыт, еще очень ограниченный. Личный опыт превалирует над осознанием текста, мешая ребенку понять те литературные ситуации, которые не совпадают с его жизненной практикой.
Есть и еще одна характерная для младшего дошкольника особенность, которую отмечают исследователи детства, - это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Человек, по утверждению К. И. Чуковского, начинает говорить не прозой, а стихами. Первые слова, которые произносит ребенок, по симметричному расположению главных звуков являются совпадающей рифмой: ма-ма, па-па, бо-бо и др. Сама природа ребенка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют, прежде всего, к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Оттого-то малышам нравятся произведения детского фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям ребенка. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке-белобоке», - это блестящий мини- спектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актер, ичтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, восклицания, интонации, ребенок усваивает национальный колорит русской поэзии, ее дух, отчего литература становиться для него поистине родной.
Средний дошкольный возраст. После четырех лет у ребенка наблюдаются некоторые изменения в понимании литературного произведения. Это связано с расширением круга его конкретных представлений, обогащением его жизненного опыта, знаний. Усложняется и читательский опыт детей.
Как свидетельствуют исследования (А. В. Запорожец, Т. И. Титаренко, О. О. Хомен ко и др., дети начинают четче ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, возможность или невозможность переноса в сказке функций одного предмета на другой.
На пятом году жизни дети осмысленно воспринимают художественное произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете, способны при необходимости вычленять из цепи событий отдельные факты. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об этих поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребенок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребенок 4-5 лет, прежде всего - активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.
Исследователи (А. В. Запорожец, A.M. Леушина, И. Х. Швачкин, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский и др.) отмечают в среднем дошкольном возрасте новое особое отношение детей к языковым явлениям ярко выраженную реакцию на СЛОВО, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизвести его, обыграть, осмыслить.
Поддержание и развитие детской впечатлительности, интереса к слову важная задача воспитания, ибо, как сказал С. Я. Маршак, «. острая впечатлительность, чуткость к слову, живое воображение -- и есть то, что мы так ценим в читателях» (С. Я. Маршак «Воспитание словом» - М., 1964. с. 320).
Старший дошкольный возраст. С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. К. И. Чуковский писал о ней: «Кончился период слияния поэзии с криками и топотом ног, началась эпоха дифференциации искусств, соответствующая более высокой культуре» (Чуковский К. От двух до пяти). В этот период в какой-то мере утрачивается ярко выраженная внешняя эмоциональность и возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла.
Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др., с яркими, сильными характерами героев.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему осмысливать более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте.
У ребенка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный состав, относиться к нему как к авторскому приему. Возникает также умение замечать не только выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте. Усложняется и понимание литературного героя, хотя внимание ребенка все еще главным образом привлекают действия и поступки, он начинает проникать и в переживания, чувства, мысли. В связи с этим в старшем дошкольном возрасте становится доступным восприятию не только герой с однозначным, «монолитным» характером (плохой или хороший, как это было в предшествующий период, но и более сложный, чье поведение иногда характеризуется противоречивым и поступкам и нравственными переживаниями, сложными мотивами.
В этом возрасте ребенок может понимать сложные скрытые мотивы поведения, проникая в сферу состояний, мыслей, чувств героев. Усложняется и эмоциональное отношение детей к героям, оно чаще всего не зависит от отдельного, даже наиболее яркого поступка, а основывается с учетом всей коллизии произведения.
На седьмом году жизни ребенок способен осмысливать многие произведения не только на уровне установления связи между внешними фактами. Он начинает проникать во внутренний смысл произведения, в эмоциональный подтекст. Такого рода способность, свидетельствует о формировании умения, становится в отдельных случаях над героем, рассматривать события с точки зрения автора.
Формирование у ребенка способности устанавливать эмоциональный подтекст произведения свидетельствует о возникновении новых возможностей в эстетическом восприятии литературы. Вместе с тем следует иметь ввиду, что в старшем дошкольном возрасте эта способность еще только зарождается. Далеко не всякий подтекст доступен детям. Психологи О. М. Концевая, Е. Н. Гопфснга-уз, О. О. Хоменко, А. П. Семенова показали трудности, с которыми сталкивается ребенок, воспринимая, например, аллегорический подтекст басен. Важнейшая особенность этого возраста - возникновение интереса к «смешной» книжке, когда можно смеяться над необычным выпадающим из круга привычных представлений.
Таким образом, в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, т. е. ребенок успешно формируется как читатель.
Это обстоятельство заставляет тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста, и, прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.