Вера Лютикова
Организация наблюдений за природой в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Организация наблюдений за природой в детском саду.
Согласно ФГОС познавательно-исследовательская деятельность -это один из механизмов развития ребенка. Это процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, а не процесс накопления знаний, который реализуется через различные формы работы с детьми: проектирование, экскурсии, экспериментирование, игры, походы и организация музеев и конечно наблюдение.
Публикация «Организация наблюдений за природой в детском саду» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Наблюдение- восприятие детьми объектов и явлений природы, организованное взрослыми, целью которого является формирование представлений об окружающем мире, определение свойств и качеств предметов, установление причин изменения и развития различных объектов, сезонных явлений и изменений.
Что бы ребенок более ярко и четко воспринимал образы и явления природы, ему необходимы более частые встречи с природой.
Для достижения целей в своей работе воспитатель использует различные приемы и методы, организующие активное восприятие детей. Если в процесс наблюдения включить различные органы чувств,формирование представлений о природе будет более полным и конкретным. А для усвоение знаний, наблюдения должны сопровождаться точной речью, как педагога, так и детей. Педагогу необходимо регулировать процесс наблюдения по объему содержимого и времени.
Использование наблюдений в системе, решает большое количество задач педагога в разных областях.
Организация наблюдений в зависимости от целей и задач, может быть организована по группам или индивидуально, с отдельными детьми, небольшими группами или со всей группой воспитанников одновременно.
Подготовка к наблюдению.
Первоначально педагог определяет место и объект наблюдения, которые должны быть не только интересными, но и доступными. Так же педагогу необходимо подготовить нужные детям материалы (предметы, которые будут использоваться во наблюдения. время наблюдения. После продумывается организация детей, их размещение относительно объекта
Организация пространства.
Все объекты должны быть максимально доступны для детей. Дети должны четко видеть предмет наблюдения, о котором идет речь.
Циклическая организация.
Для более надежного усвоения материала, распределение объема представлений должно делиться на «порции». Необходимо в течении длительного времени возвращаться к одному и тому же объекту много раз.
Структура наблюдения.
Начало- концентрация внимания детей. Педагог может использовать методы и приемы для централизации внимания детей.
Основная часть-получение сенсорной информации.
1. Младший возраст. Кратковременные или часто повторяемые наблюдения с небольшими подгруппами.
2. Средний возраст. Наблюдения с использованием несложных игр- поручений.
3. Старший возраст. Длительные повторяющиеся наблюдения одного и того же явления.
Заключение- выводы на основании полученной информации во время основной части.
Основные виды наблюдений.
Распознающие наблюдения- вид наблюдения при котором формируются представления о разнообразии животного и растительного мира, свойствах и качествах предметов и объектов природы, а так же связях различных объектов.
Воссоздающие наблюдения – вид наблюдения, при котором воссоздается целостный образ предмета или явления природы.
Так же выделяют такие виды наблюдения:
1. За окружающими предметами.
2. За живой природой.
3. За транспортом.
4. За живым объектом.
5. За трудом взрослых.
6. За приметами.
Последовательность наблюдений выбирает педагог.
Этапы наблюдения.
1 этап. Получение общего представления об объекте наблюдения.
2 этап. Выявление свойств объекта, его качеств, признаков, особенностей установление необходимых связей.
3 этап. Подведение итогов, обобщение полученных представлений.
Очень важно, что бы все последующие этапы были связаны между собой. При этом более четко будут сформированы представления у детей об объекте природы, воспитываются заботливые отношения к объектам природы.
Продолжительность наблюдений зависит от возраста воспитанников и ожидаемого результата. Различают кратковременные и длительные наблюдения, которые педагог выбирает для достижения поставленной задачи.
Требования к организации наблюдения.
Поставленные цели и задачи должны быть четкими и конкретными. Они должны иметь познавательный характер. Во время наблюдения ребенок должен думать, рассуждать, искать ответы на поставленные вопросы. Воспитателю необходимо подбирать объекты природы так, что бы у ребенка формировались представления об объектах постепенно, в результате неоднократных встреч с ним. Наблюдая, ребенок должен получать новые знания, расширять свои первоначальные представления об объекте природы. Вследствие наблюдения ребенок должен не просто получать новые знания, но и развивать время наблюдения умственные способности и речь. Во время наблюдения педагог должен использовать различные приемы, методы и формы работы с детьми для закрепления полученных знаний, их обобщения и систематизирования. В результате ребенок сформировать свое отношение к объекту наблюдения, получить элементарное представление о нем.
Воспитателю, при организации наблюдения ни в коем случае нельзя забывать о соблюдении последовательности : установление фактов; формирование связей между частями объекта; накапливание представлений у детей; проведение сопоставлений; формирование выводов и установление связей между наблюдениями.
Очень важно взаимодействие педагога и детей, необходимость учитывать особенности каждого ребенка.
Наблюдение не просто дает новые знание, но и помогает формированию целостности личности ребенка, его зрелости, его адаптированности в современном мире.