Ольга Власова
Организация литературного салона в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Организация литературного салона в детском саду.
Для педагогов и родителей является естественным желанием видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Актуальность проблемы литературного образования детей дошкольного возраста на современном этапе обусловлена тем, что всё чаще знакомство детей с классической литературой происходит через Интернет и телевизор. Снижается статус литературы, происходит резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей, их замедленное вхождение в книжную культуру. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном
Публикация «Организация литературного салона в детском саду» размещена в разделах
слове как средстве общения с детьми, естественная жизнь подменяется её конструкцией и, как результат, снижается интерес к чтению.
Основываясь на данном положении, мы в своей работе уделяем роли ДОУ и семьи в воспитании читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста, как важному условию их полноценного литературного образования.
В век информации дошкольного образования художественная литература была и остается действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Художественная литература в поэтических образах открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В дошкольном возрасте дети запоминают очень много стихов. Воспитательная функция литературы осуществляется силой воздействия художественного образа. Детская поэзия имеет свои достоинства – короткие стихотворные строчки, смежная рифма – она нужна, понятна детям (М. М. Алексеева, Л. М. Гурович, Ф. А. Сохин). Но наряду с ней нужна и высокая поэзия, особенно для детей старшего дошкольного возраста, когда надо узнавать новые слова и непривычный склад речи, приучаться к пониманию художественных образов. Способен ли ребенок дошкольного возраста понимать, чувствовать и выразительно читать поэзию А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, К. Бальмонта? мы утвердительно говорим – да!
Дети дошкольного возраста способны понимать, чувствовать и откликаться на произведения поэтов-классиков. Они способны понять идею произведения, почувствовать образность русского языка, чувства другого человека, сопереживать и откликаться, доносит до слушателей свое отношение к произведению. Ребёнок дошкольного возраста способен понимать, чувствовать и выразительно читать классическую поэзию. На практике очень редко приходилось слышать выразительное чтение детьми поэтических произведений, дети не могли донести до слушателей свое отношение к произведению. В нашем детском саду применяется новая форма работы с дошкольниками по ознакомлению с поэзией – Литературный Салон.
Почему Салон? Высокая поэзия не терпит равнодушия, однообразие, суеты. Она требует специальной, камерной обстановки, особых манер. Именно в салонах 19 века учились искусству речи, увлекались пением, танцевали, обучались манерам поведения в обществе. Мы считаем, что Салон – это школа воспитания чувств, наилучшая школа манер, позволяющая выработать свободу жеста, внешнюю элегантность и изысканность, благозвучное произношение. Выразительная речь, правила хорошего тона помогают людям чувствовать себя комфортно и уверенно в любых жизненных ситуациях.
Для этой особой формы организации работы по реализации задач образовательной области «Чтение художественной литературы» очень важно:
-создать соответствующую обстановку (помещение салона оформляется канделябрами, свечами, томиками стихотворений, цветами, репродукциями);
-предусмотреть праздничную (салонную) одежду детей (девочки в красивых длинных платьях, мальчики-в костюмах или фраках,настраивающую на красивые манеры, высокую культуру общения;
-создать доверительную атмосферу общения.
Содержание деятельности детей и взрослых в Салоне - чтение стихотворений, слушание музыки в исполнении взрослых, пение, исполнение бальных танцев, общение. Таким образом, Салон как форма организации образовательной работы позволяет интегрировать задачи, содержание и средства разных образовательных областей.
Приведё м пример такой интеграции:
-развивать литературную речь, художественное восприятие, эстетический вкус, приобщать к словесному искусству («Чтение художественной литературы»);
-все компоненты устной речи, свободное общение со взрослыми и детьми («Коммуникация»);
-музыкально-художественную деятельность, приобщать к музыкальному искусству («Музыка»);
-формировать целостную картину мира, расширять кругозор ("Познание»);
-гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу («Социализация»);
-приобщать к изобразительному искусству («Художественное творчество»);
Для проведения встречи в салоне требуется специальная подготовка:
-определяется тема, которая может быть посвящена временам года, творчеству одного поэта, какой-либо дате и др. ;
-подбираются литературные произведения, отличающиеся яркостью образов, доступностью содержания, соответствующей темой;
-составляется сценарий, представляющий собой логическое построение мероприятия;
-готовиться текст к выразительному чтению (делаются пометки, фиксирующие средства речевой выразительности: логические паузы, ускорение и замедление темпа речи, слияния слов и т. д.)
-организуется первое ознакомление ребёнка с произведением (на слух);
-после повторного чтения произведения определяется в процессе беседы его идея (что хотел сказать автор);
-даётся доступная детям информация о биографии автора;
-проходит слушание произведения в записи мастеров слова;
-организуется процесс заучивания стихотворения целиком, чтобы обеспечить осмысление чтения;
-подбирается музыкальный репертуар, соответствующий тематике;
-ведётся работа с детьми над внешним видом (одежда, причёски, манеры, обучение использованию атрибутов Салона : пользоваться веером, держать в руках томик стихотворений, снять головной убор, перчатки и т. д.);
-отрабатывается умение у детей благодарить исполнителя, говорить комплимент, дарить цветы.
В нашем детском саду Литературный Салон-форма организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Воспитатель выступает организатором и активным участником этой деятельности, дети могут быть и слушателями и исполнителями, а родители - просто слушателями или исполнителями романсов, музыкальных произведений, чтецами стихотворений.
Для ознакомления с высокой поэзией, воспитания у детей интереса и любви к поэтическому слову, побуждения чувств, заинтересованности родителей педагог сам должен хорошо знать, чувствовать и любить поэзию.
Хотелось бы, чтобы такая форма организации образовательной деятельности, как Литературный Салон стала традицией детского сада, которую поддерживают педагоги и родители воспитанников.
Например: В нашей группе был проведен вечер «Поэзии русских писателей и классической музыки».
Здравствуйте ребята!
Ребята посмотрите вокруг. Вы находитесь не просто в зале, а в самом главном зале литературного салона - зале превращений и чудес. Здесь могут происходить различные чудеса.
Итак, вы попали в литературный салон. Так называется место, где люди «общаются с литературой», то есть читают книги, беседуют о них с другими людьми.
-Есть ли такое место в вашем группе?
-Есть ли в вашей семье библиотека? Как она выглядит?
-Кто именно вам читает книги дома?
-А какие произведения вам больше нравятся?
Сегодня мы будем говорить о поэзии. Что такое поэзия? Каких поэтов вы знаете (Пушкин, Лермонтов, Есенин, Блок, Фет, Чуковский, Тютчев).
Когда-то давным-давно, в такой же гостиной, принимал у себя друзей и гостей великий русский писатель и поэт А. С. Пушкин. Зажигались свечи, гости рассаживались, и Пушкин читал им свои новые стихи. Давайте и мы зажжем свечи и окажемся в литературном салоне.
В нашем салоне дети читали стихи о зиме А. С. Пушкина «Зимний вечер», Ф. И. Тютчева «Зима недаром злиться», А. А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка», Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором», И. З. Сурикова «Зима», А. А. Блока «Ветхая избушка», С. А. Есенина «Поёт зима- аукает», «Пороша», И. Бунина «Первый снег», вальсировали под музыку Свиридова «Вальс» к произведению Пушкина А. С. «Метель». Дети с удовольствием рассматривали картины с зимними пейзажами.
Ребята приобретали навыки хороших манер, выразительной речи, учились делать комплименты.
Такая встреча дала возможность нашим ребятам насладиться музыкой, выразительным чтением стихотворений, раскрыть творческие способности. Благодаря таким встречам у детей появился интерес к литературе и классической музыки.