Лучший педагог года

Организация питания в детском саду

Елена Игнаткина
Организация питания в детском саду
▼ Скачать +Заказ

Доклад в форме вопрос-ответ на районном семинаре «Культура питания»

"Организация питания в детском саду"

Культура питания подразумевает воспитание.

«Культурное воспитание начинается очень рано, когда ребенку очень

далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть,

слышать и кое-что говорить».

А. С. Макаренко

Публикация «Организация питания в детском саду» размещена в разделах

Знаете ли вы, уважаемые взрослые, как должен воспитанный человек вести себя за столом? Как должен правильно сидеть и держать столовые приборы? И всегда ли обращаете вы внимание, как ведут себя за столом ваши любимые дети? Поговорим, сегодня, о культуре и эстетике питания.

Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым, получает представления о культуре питания, её значимости для здоровья человека. Большую часть дня ребенок проводит в детском саду, поэтому основная задача по формированию данных навыков ложиться на сотрудников ДОУ.

Большое значение для хорошего усвоения пищи имеют условия, в которых организуется питание детей.

- Каковы же основные направления работы по формированию культуры питания у дошкольников?

Формирование культуры питания у дошкольников реализуется через три основных направления:

1. Формирование представлений о:

• значении правильного питания для работы всего организма и отдельных внутренних органов.

• роли пищевых веществ для нормальной работы и развития каждого живого организма.

• полезности различных продуктов и блюд.

2. Воспитание культуры поведения за столом.

3. Соблюдение гигиенических требований

- Как вы считаете, должна ли работа по формированию культуры и эстетике питания вестись в системе, по отдельно разработанному плану?

Опыт работы д/с «Колокольчик» МБОУ «Новодарковичской СОШ» показывает, что работа по формированию культуры питания должна быть планомерной. В данном ДОУ для всех возрастных групп, составлен перспективный план работы ''Формирование культуры питания детей'', который позволяет в доступной форме формировать практические навыки и принципы правильного питания, а так же воспитывать культуру поведения за столом и соблюдать гигиенические требования. Поставленные задачи реализуются через свободную игровую деятельность и специальные познавательные игры, викторины, развлечения («День рождения», «8 марта» и др., традиции группы: «Сладкий стол», «Чаепитие с родителями». В ДОУ систематически проводятся НОД на темы воспитания у детей культуры питания. Примеры тем показаны на слайде.

В практике широко используются кулинарные и сенсорные игры: "Приготовь овощной или фруктовый салат”, “Варим компот”, “Угадай по вкусу” и др. Эти игры знакомят детей с процессом приготовления блюд, помогают оценить полезность продукта, вызывают вкусовой интерес к блюдам. Проводятся занимательные конкурсы: ”Самая обычная каша”, ”Витаминка”, где детям предлагается украсить свое блюдо фруктами и овощами, “Знатоки овощей и фруктов”, где дети не только описывают внешний вид, но и вкусовые качества продукта, «Сервировка стола» (между дежурными, «Накроем стол к празднику», «Культура поведения за столом». Сюжетно-ролевые игры «Покормим куклу Катю», «Кафе», «Угостим Мишутку чаем», «Ждём гостей», «Поварята» и др.

С детьми проводятся беседы «Как ты относишься к кока-коле?», «Похрусти, а потом не грусти?», «У меня болит живот», «Почему нельзя спешить во время еды?», «Не мешай соседу за столом», «Говори и делай красиво».

Важным методом в формировании основ культуры питания является чтение художественной литературы, которое помогает обогатить словарный запас детей, учит быть вежливыми, гостеприимными, воспитывает культуру поведения за столом и формирует культурно-гигиенические навыки, развивает кругозор.

Дети с удовольствием отгадывают загадки, рисуют, лепят, делают аппликацию. Воспитатели предлагают интересные для детей наблюдения и сравнения: «Можно ли есть суп вилкой?», «Режут ли кашу ножом?», «Какая ложка лучше?».

Важным является и совместная работа с родителями. Формы работы с родителями достаточно многообразны. Это и родительские собрания, и консультации, и круглые столы, и совместные чаепития, педагогическая гостиная «Ждем гостей», «Магазин полезных продуктов», памятки, буклеты. Примерные темы консультаций и родительских собраний вы видите на слайде.

- Кто ответит на вопрос, что значит сервировать стол?

Это значит подготовить его для приема пищи.

- Как вы думаете, следует ли уделять внимание сервировке стола в ДОУ? Почему?

Красивая сервировка стола не только способствует возбуждению аппетита, но и создает у детей доброжелательный настрой по отношению друг к другу. Также прививается любовь к красоте, уважение к пище, недопустимости небрежного к ней отношения, необходимости помощи в уборке со стола. Поэтому надо не просто стремиться эстетично оформить стол, но и время от времени разнообразить это оформление, чтобы детям интересно было его рассматривать. Так для каждого времени года можно изготовить специальные салфетницы, подобрать скатерти.

- Как вы считаете, какой скатертью лучше накрывать стол: матерчатой или клеенчатой?

Особенно важна опрятность ребенка во время еды. Белая матерчатая скатерть приучает детей к аккуратности за столом, делает его праздничным. Л. С. Макаренко говорил по этому поводу: «Нет, только белая скатерть, только белая скатерть может научить есть аккуратно, а клеенка – развращение. Невозможно воспитать умение аккуратно есть, если вы не дадите белой скатерти». Скатерть – основа всей композиции стола. Она будет нуждаться в частой стирке. Чтобы продлить её службу можно использовать акриловые или тефлоновые салфетки, которые кладутся поверх скатерти индивидуально для каждого ребёнка. Со вкусом подобранные скатерть и салфетки, которые сочетаются с сервировкой стола, воспитывают опрятность, эстетический вкус, возбуждает аппетит.

- С какого возраста дети учатся пользоваться столовыми приборами?

Дети учатся пользоваться столовыми приборами: с 1,5-2 лет едят ложкой самостоятельно, с 3х лет пользуются вилкой. Со средней группы детям дают полный набор (ложка, вилка, нож).

- Знаете ли вы, как правильно держать ложку, вилку, нож?

Детей учат держать ложку и вилку не в кулаке, а тремя пальцами правой руки, не есть ложкой того, что можно есть вилкой. Со средней группы нож используется для намазывания масла на булку. Берётся он в правую руку. Шести-семилетних ребят надо приучить правильно резать мясо, огурцы, помидоры, яблоки.

- Кто ответит, как правильно пользоваться салфеткой?

Закончив есть, вытирают сначала губы, затем руки, а использованные салфетки кладут на тарелку.

- Какую посуду лучше использовать: однотонную или красочную? Почему?

Не меньшую роль играет посуда. Красочные кружки и тарелки способствуют увеличению аппетита в большей мере, чем однотонная и безликая посуда. При этом необходимо помнить, что она должна отвечать всем гигиеническим требованиям, именно поэтому алюминий в детском питании не используется. Пластмассовая посуда также не приемлема, разве только в качестве дополнительных аксессуаров, таких, как подставки для салфеток или хлебницы.

- Знаете ли вы как правильно сидеть за столом?

Нижняя часть спины должна быть прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаться пола, между подачей блюд правую руку следует держать на коленях, а запястье левой руки на столе. Нельзя сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть развалясь, перегибаться через спину рядом сидящего, отодвигать стул всем весом своего тела, барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти.

-Используются ли в детском саду салатники?

Используются. Дети рассаживаются за столы и начинают прием пищи с салата (порционных овощей). По мере потребления детьми блюда – салатники убираются, затем идёт прием первого блюда.

-Как возбудить аппетит у детей, желание попробовать приготовленное?

Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде. Не надо принуждать ребенка, если он не хочет съедать всю пищу. Кормление ребенка против его желания может вызвать отвращение к пище.

Условия воспитания положительного отношения к еде вынесены на слайд.

- Знаете ли вы способы поощрения детей при формировании культуры питания?

• Сильнейшим стимулом при формировании культуры питания служит поощрение. Примеры поощрения из опыта работы д/с «Колокольчик» : «Королева Стола и король». Корона надевается ребенку, который лучше всех поел.

«Почетный стол» на этот стол ставиться флажок, ваза с цветами, стелиться более нарядная скатерть.

• Медаль «За самую чистую тарелку».

- С какого возраста организуется дежурство детей и чему оно способствует? Дежурство способствует воспитанию трудолюбия, самостоятельности. Однако нужно помнить о том, чтобы у дежурных не нарушался режим дня, чтобы их помощь взрослым была посильной и не сокращала бы время на прогулку или подготовку ко сну.

Воспитатель следит за тем, чтобы дежурные, приступая к своим обязанностям, прежде всего, тщательно вымыли руки с мылом, причесались, надели чистые фартуки, косынки.

В младшей группе со второго полугодия малышам начинают прививать умения и навыки дежурства по столовой. Путем поручений у ребенка исподволь воспитывают умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол.

Например, сначала его учат ставить на стол салфетницы и хлебницы, затем раскладывать ложки. После того, как малыш освоит эти действия, его учат расставлять тарелки. Дежурят дети за теми столами, за которыми сидят. На первоначальных этапах привития навыков дежурства используются такие приемы, как накрывание столов вместе с ребенком.

В средней группе дети дежурят по столовой с начала года. В первые месяцы необходимо учить дежурных правильным приемам работы; напоминать, что чашки следует брать за ручку, хлебницу нести двумя руками.

В старшей группе дежурство детей должно носить более самостоятельный характер, так как в предшествующих группах дошкольники уже приобрели определенные умения.

В подготовительной группе интерес к дежурству поддерживается за счет расширения содержания труда дежурных. Например, раскладывание салфеток в салфетницы.

- Как лучше подавать котлеты, запеканки: в разрезанном или не разрезанном виде?

Такие блюда, как мясные и рыбные котлеты, творожные и др. запеканки, даются детям в неразрезанном виде (это возбуждает аппетит, влияет на выделение желудочного сока, учим их отделять ребром вилки по кусочку и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную порцию.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация празднования дня рождения ребенка в детском саду День рождения особенный день. Мы стараемся, чтобы он остался в памяти ребенка навсегда. Приглашаем детей собраться в кружок, зажигаем свечи. У.

Организация правильного питанияОрганизация правильного питания Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Ж. -Ж. РВ связи с месячником по «Организация правильного.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Структура прогулки: 1. Наблюдение. 2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей,.

Круглый стол «Организация питания в детском саду» с приглашением шеф-повараКруглый стол «Организация питания в детском саду» с приглашением шеф-повара Заместитель заведующего: здоровье подрастающего поколения – важный показатель качества жизни общества и государства как сейчас, так и в.

О значении и пользе правильного питания в детском саду «Формирование у ребенка положительного отношения к полезной пище» (выступление на педсовете) В каждой возрастной группе всегда есть дети,.

Организация и проведение прогулки в детском саду.Организация и проведение прогулки в детском саду. Организация и проведение прогулки в детском саду. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ №79 С ДЕТЬМИ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ. Прогулка.

Организация и проведение прогулки в детском саду Организация и проведение прогулки в детском саду Организация и проведение прогулки в детском саду ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ.

Организация работы клуба выходного дня в детском саду Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №104 Фрунзенского района Санкт - Петербург Статья «Организация.

Организация работы в детском саду по профилактике детского дорожно-транспортного травматизмаОрганизация работы в детском саду по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Организация работы в детском саду по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Жизнь и здоровье человека являются наивысшей.

Статья на тему «Организация театрализованной деятельности в детском саду» Организация театрализованной деятельности в детском саду. Музыкальное воспитание в детском саду включает в себя разные виды деятельности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация питания в детском саду
Опубликовано: 29 июня 2017 в 23:00
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация питания в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Елена Игнаткина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД