Ольга Танкова
Организация книжного центра в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Книга – это «волшебное слово», вмещающее в себя целый мир прошлого, настоящего и будущего
Это слово передается из поколение к поколению, из уст в уста…
Ребенок растет, и книга помогает ему в этом – формировать собственные суждения об окружающем мире, о взаимоотношениях людей и нравственных законах, по которым живет общество.
Чтобы воспитывать интерес к детской литературе, необходимо пройти с ними длительный и нелегкий путь.
Публикация «Организация книжного центра в детском саду» размещена в разделах
Актуальность этой проблемы очевидна и своё решение она находит в федеральном государственном образовательном стандарте.
Исходя из этого, в предметно – развивающем пространстве нашей группы появился книжный центр.
Цель: создание условий для полноценного общения детей с миром книг и удовлетворение читательских интересов каждого и всех.
Выбор места для центра был определё н с позиции целесообразности и удобства: выбрано более спокойное место, удалённое от игровой зоны, с достаточным естественным освещением; где ребенок чувствует себя комфортно, может свободно пообщаться с книгой.
Символом данного центра является «Веселый знак вопроса в шапочки «Почемучки», являющийся символом нашей группы, эта ручная работа, выполненная одной из родительниц нашей группы.
При подборе детских книг мы опираемся на три основные линии развития ребё нка: социально – нравственное, познавательное и общекультурное развитие.
Книжный центр расположен в блоке познавательно – речевой зоны.
Изучив интересы наших детей, опираясь на возрастные особенности, условно выделены следующие разделы:
В книжном центре подобраны материалы для ознакомления детей с программными произведениями русских и зарубежных писателей по разным жанрам художественной литературы; сказки, рассказы, стихотворения.
Представлена справочная познавательная литература, книги «по регионоведению» энциклопедии для дошкольников, где дети с помощью как с помощью книги могут получить ответы на самые сложные и интересные вопросы:
«книги о растениях и животных»
«устное народное творчество»,
«юмор»
«игротека»
Книги выбираются с учетом интересов детей, их знаний о творчестве писателей и поэтов, юбилейных дат, времен года, задач воспитания, происходит периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты)
Важно познакомить старших дошкольников с биографией авторов, создавших то или иное произведение; с этой целью организовываем выставки детской художественной литературы - это произведение великих писателей и поэтов: Л. Н Толстого, К. Д Ушинского, М. Горького, А. С. Пушкина и. т. д; рассказы и стихи Н. Н Носова, А. Л. Барто, К. И. Чуковского, М. Пришвина, Е. Благининой, С. Михалкова и. т. д.
Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические спо-собы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга — это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребенок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников: Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других.
На данный момент книжный центр оформлен в соответствии с лексической темой «Семья»
Портрет Н. Н. Носова и короткие биографические сведения о нем позволяют в доступной форме рассказать детям об авторе того произведения, интересных эпизодах его жизни.
Сборники рассказов Н. Носова заключают в себе открытый нравственный смысл, а ситуации, описанные автором, дают возможность детям призадуматься о своей роле и месте в семье
Особенно детям нравятся рассказы «Огурцы», «Леденец», «Карасик» и т. д. Здесь же в книжной шкатулке находятся предметы, о которых упоминается в произведении (Дети отгадывают о каком рассказе идет речь).
Рядом расположены рассказы известного русского писателя: Л. Н. Толстого «Косточка», «Филипок», «Лгун» и. т. д.
Из книг В. Бианки, Е. Чарушина, К. Ушинского дети могут узнать много нового о семьях животных и птиц.
Для поддержания семейных традиций, которые передаются из поколения в поколение, знакомим детей с обрядовыми песнями, прибаутками, сказками
небылицами, пословицами, поговорками, скороговорками.
Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка. Для ребенка же сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развить память и речь.
С помощью сказки происходит процесс социальной адаптации, сказка ненавязчиво учит слушаться родителей, старших: «Гуси-дебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», быть трудолюбивыми в семье: «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна Лягушка» и. т. д…
Привлечь родителей к созданию, заинтересовать их в совместном творчестве с детьми – это одна из задач, стоящих перед нами. Семья – это ведь главное в жизни маленьких детей. Для того чтобы дети больше узнали о своей семье, они вместе с родителями изготовили мини-книжечки «Сказки о моей семье», альбомы «Моя мама самая лучшая», «Моя семья», «Стихи о маме», «Семья».
Для свободного чтения дети приносят книги из дома.
Раздел «игротека» создан с целью интеллектуального развития дошкольников посредством художественных образов. Он включает в себя дидактические игры на основе художественных произведений:
«Узнай героя сказки»,
«Четвёртый – лишний»,
«Разрезные картинки»,
«Что сначала, что потом?»;
«Загадки от бабушки Загадушки» и другие;
Мнемотаблицы для заучивания стихотворений;
Наш центр многофункционален, и мобилен, только в «Центре книги» мы имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой.
В нём представлены разработанные совместно с детьми правила общения и обращения с книгой, здесь же расположена «Аптечка для книг», в которой находятся все необходимые материалы для ремонта книги.
С детьми мы начали оформление лепбука «Детская книга» (Лэпбук – это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, в любой форме и на любую тему. Это книга, которую собирают педагог с детьми, склеивают ее отдельные части в единое целое, креативно оформляют, используя всевозможные цвета и формы).
Книжный центр оснащён колонкой для прослушивания и аудиокартатекой; телевизором и электронными играми и презентациями по произведениям художественной литературы.
У детей появилась возможность личностного общения с произведением искусства – книгой и иллюстрацией.
А самостоятельное общение с книгой - это очень важный психологический момент, так как ребёнок видит книгу не в руках педагога, а остаётся с ней один на один. Самостоятельно общаясь с книгой, он сможет вспомнить содержание, вновь и вновь встретиться с полюбившимися героями, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам, «домыслить» и «до фантазировать» авторский замысел. Сможет уточнить возникшие при слушании образы, ещё раз сопережить с героями события и приключения, Появилась возможность внимательно и сосредоточенно рассматривать иллюстрации, следовательно, ребёнок теперь может научиться видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания.
С появлением у нас такого центра, появилась возможность прививать детям навыки общения и обращения с книгой, любовное, бережное отношение к ней, без которого немыслим настоящий читатель.
Таким образом:
Художественная литература обогащает жизненный опыт детей, помогает знакомиться с произведениями русских и зарубежных писателей.
Книга помогает познать ребенку мир.
Художественные произведения, которые мы читаем или рассказываем существенно влияют на ребенка, на формирование личности, оставляют в его душе глубокий след, признательность за то, что мы ввели его в мир прекрасного.
А правильно организованная предметно-развивающая среда в группе позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и потребности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.