Оксана Деменкова
Организация наблюдений с детьми в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важных направлений развития в дошкольном образовании является познавательное развитие. Задачи познавательного развития направлены на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развития воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира об особенностях природы. Познавательное развитие не сводится к процессу накопления знаний, умений, навыков, а определяется как процесс развития интеллектуально творческого потенциала личности ребенка.
Публикация «Организация наблюдений с детьми в детском саду» размещена в разделах
Познавательная деятельность осуществляется в различных формах работы с детьми : экспериментирование, реализация проекта, коллекционирование, путешествие по карте, во времени, наблюдение, рассматривание, экскурсии, решение проблемных ситуаций, моделирование, исследование, увлечения, игры (сюжетные, с правилами, интеллектуальные игры.
Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений.
Метод наблюдения в познавательно исследовательской деятельности, экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с возрастными особенностями детей. Основные представления, накопленные детьми в дошкольном возрасте - это образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Для успешного достижения поставленной цели педагог продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, воспитатель должен регулировать его по времени, объему и содержанию. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3 6 человек, так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также от задач, стоящих перед воспитателем.
Подготовка к наблюдению.
Прежде всего, воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по экологическому воспитанию детей, задачи (содержание умений и навыков в соответствии с программой, которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности. Затем выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы, который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия.
1. Циклическая организация наблюдений. Распределение всего объема представлений на “порции”, что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение; многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту в течение длительного времени.
2. Пространственная организация наблюдений. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Воспитатель не просто рассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети.
3. Продолжительность наблюдений. Восприятие, рассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительными. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления.
4. Структура наблюдения. Три структурных компонента начало, основная часть, конец. Начало собрать и сконцентрировать внимание детей (приемы, используемые воспитателем словесные и действенные, вызывающие легкие положительные эмоции). Основная часть использование приемов, обеспечивающих детьми самостоятельно полученной сенсорной информации.
Организация наблюдений.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.
1. Подбор объекта для наблюдения :
а) предметы и явления неживой природы: глина, песок, вода, снег, день/ночь, солнце, звезды, луна, дождь, гроза, ветер и др. ;
б) растения огорода (морковь, свекла, лук, редис, помидоры, огурцы, укроп и др., парка и леса (ель, сосна, лиственница, береза, тополь, рябина, ольха, осина, орешник и др.); плодового сада и ягодника (яблоня, груша, вишня, слива, смородина и др.); растения поля (рожь, ячмень, картофель); растения луга (клевер, ромашка, мятлик, пастушья сумка и др.);
в) домашние животные и птицы, дикие животные близлежащей местности, птицы (синица, скворец, грач и др., полезные земноводные и пресмыкающиеся (лягушка, жаба, ящерица, рыбы, полезные и вредные насекомые (пчела, божья коровка, лесной рыжий муравей, майский жук, муха и др.);
г) труд взрослых и детей в природе.
2. Определение цели и задач наблюдения.
Осуществляется в соответствии с учебной программой дошкольного образования. Воспитатель намечает, какие новые знания и навыки получат дети в результате наблюдения, какие представления будут уточнены и закреплены. Наряду с образовательными задачами педагогом определяются воспитательные задачи.
3. Выбор методических приемов.
Воспитатель определяет, какие методические приемы он будет использовать в процессе проведения наблюдения. К ним относятся: вопросы (основной методический прием, сравнение, игровые приемы, практические задания.
Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес к окружающему, к познавательной деятельности. Таким образом, в процессе наблюдений ребенок развивается всесторонне.
Виды наблюдений :
1. Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия.
2. Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).
3. Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на территории детского сада, который приезжает. Дети подходят к забору, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом. Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.
4. Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.
5. Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте наблюдают за трудом взрослых, находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают за тем трудовой деятельностью взрослого и результатом этой деятельности. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе. С конца средней группы дети ходят на экскурсии (ферму, магазин).
Наблюдение, как прием используется с младшего возраста. С приметами начинают знакомить со средней группы.
Роль педагога.
Запомнить происходящие с объектом изменения детям помогают рисунки, модели, гербарии,которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения. В итоге следует воспроизвести весь, цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательно проводится заключительное наблюдение. Оно может быть организовано в виде рассказов детей: «Как у нас выросли бобы» или «Что происходило с деревьями в разные сезоны».
Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:
1. Устанавливать факты;
2. Формировать связи между частями объекта;
3. Накапливать представления у детей;
4. Проводить сопоставления;
5. Делать выводы и устанавливать связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Наблюдение, как форма работы с детьми и как прием, используется в непрерывной образовательной деятельности, в режимных моментах, во время прогулки, экскурсии, для решения проблемных ситуаций.
В процессе познавательно исследовательской деятельности у детей формируются такие социально-нормативные возрастные характеристики, как:
ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности -игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуетсяпричинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.