Кристина Чумичкина
Организация мониторинга здоровья дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мониторинг – это система мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья и физического развития детей на достаточно продолжительном отрезке времени.
Цель мониторинга физического воспитания и развития детей в ДОО - повышение качества физического воспитания и оздоровительной работы с детьми.
Мониторинг как метод контроля этичен, поскольку не «ищет виновных», психологичен, так как способствует повышению уровня мотивации персонала через ясное видение путей решения проблем и создает чувство уверенности в успешности действий.
Публикация «Организация мониторинга здоровья дошкольников» размещена в разделах
Он педагогичен, поскольку способствует объединению педагогов вокруг главных целей посредством включения их в аналитико-диагностическую и проектировочную деятельность, которая является одной из важнейших функций управления развитием дошкольного образовательного учреждения.
Педагогический мониторинг - является более сильным лекарством, чем стандарты образования. Он позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка. Кроме оздоровительных технологий использование метода мониторинга позволяет подойти к цели кратчайшим путем.
Основной целью психолого-педагогического мониторинга является своевременность коррекции образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды дошкольного образовательного учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на здоровье и психологическое благополучие детей. Но, кроме того, мониторинг позволяет выявить наиболее эффективные технологии и методы физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Вместе с тем следует отметить, что мониторинг дает результат лишь в тех учреждениях, которые имеют характеристики динамично развивающейся дошкольных организаций. Этими характеристиками являются: высокий уровень организационно-педагогической культуры, развитое педагогическое самоуправление и наличие творческого пространства. Принято различать два вида контроля: контроль результатов и контроль процесса.
Контроль результатов позволяет выяснить, что было сделано из запланированного, что осталось невыполненным, какие результаты были достигнуты. В этом случае руководитель и воспитатель набираются опыта, учась на своих ошибках.
Контроль процесса позволяет выявить, имели ли место отклонения от деятельности, удачно ли подобраны люди и средства, насколько рациональна деятельность, правильно ли определены ее временные параметры. Организовать контроль процесса бывает сложнее, нежели контроль результатов. Поэтому в практике чаще предпочитают последнее. Исследователи говорят, что метод контроля на сегодняшний момент ее является оптимальным для оценки качества и эффективности физкультурно – оздоровительной деятельности, потому что не позволяет в полной мере выяснить, что привело к таким результатам, каковы и в какой временной период наблюдались отклонения в деятельности и каковы будут последствия этой деятельности.
Педагогический мониторинг позволяет достичь оптимального сочетания контроля результата и процесса, способствуя совершенствованию деятельности и ее развития. Его цель не просто в познании того, как осуществляется деятельность и каковы его результаты. Она заключается в создании проекта новой деятельности, расширяющей рамки возможностей педагога и дошкольного учреждения в целом.
Таким образом, мониторинг как метод контроля не только до предела насыщен знаниями об управляемых объектах, но и четко включает исследование. Оно позволяет достичь нужного рефлексивного результата и на этой основе разработать ориентиры новой практики.
Содержание мониторинга физического развития и воспитания детей состоит из шести направлений работы:
1. состояния здоровья детей;
2. диагностика физической подготовленности дошкольников;
3. профессиональная компетенция воспитателей;
4. качество физкультурно - оздоровительной работы;
5. преемственность в работе с родителями.
Цель мониторинга физического воспитания и развития детей в ДОО- повышение качества физического воспитания и оздоровительной работы с детьми. Задачи:
На первом этапе:
проанализировать и оценить результативность работы по физическому развитию детей, заболеваемости детей;
оценить эффективность воспитательно-образовательного процесса с точки зрения государственных стандартов физического воспитания детей;
определить проблемы в деятельности педагог по физическому развитию детей;
определить уровень педагогической компетенции воспитателей в вопросах использования оздоровительного и здоровье сберегающего сопровождения.
На втором этапе:
спрогнозировать дальнейшие действия педагогического коллектива (на методическом совете, педагогическом совете);
разработать мероприятия по повышению качества физического воспитания и развития детей, укрепления их здоровья. Для этого следует привлечь к этому инициативных педагогов, создать творческо-проблемную группу;
разработать план работы коллектива, наметить мероприятия с педагогами;
определить эффективность проведенной работы.
На третьем этапе:
реализовать запланированные мероприятия;
осуществить коррекцию педагогического процесса;
устранить причины, тормозящие снижение заболеваемости и улучшения здоровья детей и их физического развития.
На четвертом этапе (промежуточно-диагностическом) :
сопоставить показатели физического развития дошкольников с государственным стандартом;
сопоставить показатели заболеваемости детей с начальными;
сравнить анализ эффективности проводимых мероприятий;
принять управленческие решения для устранения недостатков в работе.
На пятом этапе (итогово - диагностическом)
выявить оценку состояния объектов мониторинга. А именно: состояние физического здоровья детей, оценка заболеваемости;
провести анализ профессиональных знаний и умений воспитателей;
провести анализ методической работы (эффективность);
выявить результативность управленческих решений;
провести анализ оценки родителями деятельности ДОУ по физическому развитию и воспитанию детей.
Все функции и этапы процесса мониторинга, то есть все его элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл педагогического мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов делает мониторинг неэффективным.
Таким образом, мониторинг позволит увидеть, не наблюдается ли отставание в развитии, показателем которого является потеря приобретенных навыков и физических качеств. А еще он позволит точно оценить, что сделано коллективом дошкольного учреждения для каждого конкретного ребенка.