Алейникова Галина
Организация методической работы с коллективом ДОУ по включению родителей в педагогический процесс
▼ Скачать + Заказать документы
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы оказали влияние на характер взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что в настоящий момент существует ряд противоречий:
- между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием системы обучения их в дошкольном учреждении;
- между стремлением родителей к активной деятельности в ДОУ и строго регламентирующим характером деятельности учреждения;
Публикация «Организация методической работы с коллективом ДОУ по включению родителей в педагогический процесс» размещена в разделах
- между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;
- между необходимостью построения работы с семьей на основе взаимодействия и сотрудничества и неумением педагогов вести эту работу.
В то же время в нормативно-правовых документах отражается стратегия развития дошкольного образования. Так в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении указано, что родители являются участниками образовательного процесса наряду с педагогическими работниками.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий во спитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ требует иных линий отношений, направленных на признание приоритета семейного воспитания. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определённые взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. (В. Н. Мясищев)
Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
Одной из современных форм взаимодействия является использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Средства ИКТ вовлекают всех участников (педагогов, родителей, детей) в образовательный процесс.
Отметим преимущества использования ИКТ во взаимодействии с семьей:
Минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации.
Возможность продемонстрировать любые документы, фото и видео материалы.
Обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации.
Оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой.
Увеличение объема информации.
Обеспечение диалога субъектов коммуникации (электронная почта, форум, чат).
Оперативное получение информации.
Расширение информационных потоков.
Создание электронных газет, журналов.
Можно выделить следующие задачи работы по использованию ИКТ:
o Интеграция информационно – коммуникативные технологии в процесс взаимодействия детского сада и семьи.
o Повышение информационно – коммуникативной компетенции всех участников образовательного процесса.
o Создание информационно – коммуникативной службы в дошкольном учреждении.
o Формирование потребности в использовании ИКТ у педагогов и родителей, с целью оптимизации взаимодействия.
o Создание условий для использования информационно – коммуникативных технологий с целью взаимодействия детского сада и семьи.
o Повышение уровня заинтересованности родителей во взаимодействии с образовательной организацией.
o Популяризация деятельности ДОУ.
Следует отметить, что целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием ИКТ позволит значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи.
Рассмотрим виды интерактивных форм взаимодействия с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые используются с целью решения актуальных проблем развития детей, например,
формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
Огромный потенциал для взаимодействия родителей и педагога-воспитателя несет в себе создание и функционирование сайта дошкольного образовательного учреждения. На таком сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в детском саду, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.
Мобильная связь. У каждого родителя есть номер сотового телефона воспитателя, также в группе имеется список всех телефонов родителей. Родители детей знают, что в любое время они могут позвонить воспитателю, отправить смс - сообщение, задав любой волнующий их вопрос или сообщив
о проблеме. С введением в образовательный процесс комплексно-тематического принципа его организации, имеется возможность проинформировать родителей индивидуально об успехах или неудачах ребенка, дать краткие рекомендации по развитию дошкольника, сделать объявление и т. д. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.
Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с семьями воспитанников. Например, в группе имеется список адресов электронной почты родителей. По электронной почте им рассылается текущая информация: срочные новости группы, сведения об индивидуальном развитии ребенка, результаты мониторинга или диагностик специалистов, приглашения на родительские собрания и другие мероприятия, рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников, фотографии детей в детском саду. Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществляя индивидуальное взаимодействие с семьей.
На личной веб-странице воспитателя в сети Интернет (социальных сетях) могут размещаться, например, консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей: возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации воспитателя, электронная газета группы и др. Пользуются веб-страницей чаще те родители, которые по разным причинам недостаточно внимания уделяют прочтению наглядного материала в родительском уголке, а предпочитают находиться у компьютера дома. При работе с веб-страницей учитываются нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и не выкладываются личные фотографии детей, результаты диагностики, персональные сведения о воспитанниках и родителях и др.
Данная работа ведет к обновлению форм и методов взаимодействия детского сада с семьей, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно – коммуникативных технологий, публичности и открытости воспитателя группы и дошкольного учреждения в целом, обоюдной готовности детского сада и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников. Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием ИКТ позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи.
Цель мультимедийной презентации - донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Мультимедийные презентации – это один из современных методов работы с детьми и родителями, способствующий решению многих задач, а именно: возможность точной, доступной и яркой передачи информации, одновременное использование различных форм справочной информации - аудио, видеоизображения, анимация текста, а также быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ДОУ.
Следует отметить, что использование мультимедийной презентации возможно во взаимодействии с родителями воспитанников во время проведения родительских собраний, мастер-классов, публичных отчетов, круглых столов и других мероприятий.
Не менее эффективно создание странички группы в социальных сетях (например, ВКонтакте, а также тематических страниц (например, «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»,
на которых каждый родитель может узнать расписание занятий, мероприятия, время встречи воспитателя с родителями и другую необходимую информацию. На таких страницах родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе.
Родители, интересующиеся современными информационными технологиями предлагают свою помощь в создании сайта группы, тем самым активно участвуют в образовательном процессе.
Таким образом, современные интернет-ресурсы позволяют решать трудные вопросы по воспитанию подрастающего поколения, в режиме on-line между семьями разных возрастных групп.
Литература
Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей //Управление ДОУ. 2002. №4. с. 10-18.
Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М. ,2001.
Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М., 1991.
Белая К. Ю. О нетрадиционных формах работы // Дошкольное воспитание. 1990, №12. с. 27
Данилина Т. А. и др. Интеграция работы ДОУ с семьей // Управление ДОУ. 2002. №4. с. 110-114.
Дошкольные учреждения и семья / Под ред. Т. Н. Дороновой и др. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
Дуброва В. П., Милашевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М., 1995.
Зверева О. Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями // Управление ДОУ. 2002. №4. с. 100-110.
Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. М., 2004.
Моисеев А. М. Содержание, формы и организация методической работы. М., 1987.
Немова Н. В. Управление методической работой в школе. М., 1999.