Получи документы

Организация методической работы с коллективом ДОУ по включению родителей в педагогический процесс

Алейникова Галина
Организация методической работы с коллективом ДОУ по включению родителей в педагогический процесс
▼ Скачать + Заказать документы

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы оказали влияние на характер взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что в настоящий момент существует ряд противоречий:

- между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием системы обучения их в дошкольном учреждении;

- между стремлением родителей к активной деятельности в ДОУ и строго регламентирующим характером деятельности учреждения;

Публикация «Организация методической работы с коллективом ДОУ по включению родителей в педагогический процесс» размещена в разделах

- между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;

- между необходимостью построения работы с семьей на основе взаимодействия и сотрудничества и неумением педагогов вести эту работу.

В то же время в нормативно-правовых документах отражается стратегия развития дошкольного образования. Так в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении указано, что родители являются участниками образовательного процесса наряду с педагогическими работниками.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий во спитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ требует иных линий отношений, направленных на признание приоритета семейного воспитания. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определённые взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. (В. Н. Мясищев)

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Одной из современных форм взаимодействия является использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Средства ИКТ вовлекают всех участников (педагогов, родителей, детей) в образовательный процесс.

Отметим преимущества использования ИКТ во взаимодействии с семьей:

Минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации.

Возможность продемонстрировать любые документы, фото и видео материалы.

Обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации.

Оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой.

Увеличение объема информации.

Обеспечение диалога субъектов коммуникации (электронная почта, форум, чат).

Оперативное получение информации.

Расширение информационных потоков.

Создание электронных газет, журналов.

Можно выделить следующие задачи работы по использованию ИКТ:

o Интеграция информационно – коммуникативные технологии в процесс взаимодействия детского сада и семьи.

o Повышение информационно – коммуникативной компетенции всех участников образовательного процесса.

o Создание информационно – коммуникативной службы в дошкольном учреждении.

o Формирование потребности в использовании ИКТ у педагогов и родителей, с целью оптимизации взаимодействия.

o Создание условий для использования информационно – коммуникативных технологий с целью взаимодействия детского сада и семьи.

o Повышение уровня заинтересованности родителей во взаимодействии с образовательной организацией.

o Популяризация деятельности ДОУ.

Следует отметить, что целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием ИКТ позволит значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи.

Рассмотрим виды интерактивных форм взаимодействия с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые используются с целью решения актуальных проблем развития детей, например,

формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

Огромный потенциал для взаимодействия родителей и педагога-воспитателя несет в себе создание и функционирование сайта дошкольного образовательного учреждения. На таком сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в детском саду, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.

Мобильная связь. У каждого родителя есть номер сотового телефона воспитателя, также в группе имеется список всех телефонов родителей. Родители детей знают, что в любое время они могут позвонить воспитателю, отправить смс - сообщение, задав любой волнующий их вопрос или сообщив

о проблеме. С введением в образовательный процесс комплексно-тематического принципа его организации, имеется возможность проинформировать родителей индивидуально об успехах или неудачах ребенка, дать краткие рекомендации по развитию дошкольника, сделать объявление и т. д. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.

Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с семьями воспитанников. Например, в группе имеется список адресов электронной почты родителей. По электронной почте им рассылается текущая информация: срочные новости группы, сведения об индивидуальном развитии ребенка, результаты мониторинга или диагностик специалистов, приглашения на родительские собрания и другие мероприятия, рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников, фотографии детей в детском саду. Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществляя индивидуальное взаимодействие с семьей.

На личной веб-странице воспитателя в сети Интернет (социальных сетях) могут размещаться, например, консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей: возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации воспитателя, электронная газета группы и др. Пользуются веб-страницей чаще те родители, которые по разным причинам недостаточно внимания уделяют прочтению наглядного материала в родительском уголке, а предпочитают находиться у компьютера дома. При работе с веб-страницей учитываются нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и не выкладываются личные фотографии детей, результаты диагностики, персональные сведения о воспитанниках и родителях и др.

Данная работа ведет к обновлению форм и методов взаимодействия детского сада с семьей, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно – коммуникативных технологий, публичности и открытости воспитателя группы и дошкольного учреждения в целом, обоюдной готовности детского сада и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников. Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием ИКТ позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи.

Цель мультимедийной презентации - донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Мультимедийные презентации – это один из современных методов работы с детьми и родителями, способствующий решению многих задач, а именно: возможность точной, доступной и яркой передачи информации, одновременное использование различных форм справочной информации - аудио, видеоизображения, анимация текста, а также быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ДОУ.

Следует отметить, что использование мультимедийной презентации возможно во взаимодействии с родителями воспитанников во время проведения родительских собраний, мастер-классов, публичных отчетов, круглых столов и других мероприятий.

Не менее эффективно создание странички группы в социальных сетях (например, ВКонтакте, а также тематических страниц (например, «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»,

на которых каждый родитель может узнать расписание занятий, мероприятия, время встречи воспитателя с родителями и другую необходимую информацию. На таких страницах родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе.

Родители, интересующиеся современными информационными технологиями предлагают свою помощь в создании сайта группы, тем самым активно участвуют в образовательном процессе.

Таким образом, современные интернет-ресурсы позволяют решать трудные вопросы по воспитанию подрастающего поколения, в режиме on-line между семьями разных возрастных групп.

Литература

Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей //Управление ДОУ. 2002. №4. с. 10-18.

Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М. ,2001.

Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М., 1991.

Белая К. Ю. О нетрадиционных формах работы // Дошкольное воспитание. 1990, №12. с. 27

Данилина Т. А. и др. Интеграция работы ДОУ с семьей // Управление ДОУ. 2002. №4. с. 110-114.

Дошкольные учреждения и семья / Под ред. Т. Н. Дороновой и др. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

Дуброва В. П., Милашевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М., 1995.

Зверева О. Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями // Управление ДОУ. 2002. №4. с. 100-110.

Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. М., 2004.

Моисеев А. М. Содержание, формы и организация методической работы. М., 1987.

Немова Н. В. Управление методической работой в школе. М., 1999.

Публикации по теме:

Выставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процессВыставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процесс Цель: привлечение родителей к активному участию в совместном творчестве с детьми. Участие семей в тематических выставках, проводимых в ДОУ,.

День открытых дверей как форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДО в период внедрения ФГОС доДень открытых дверей как форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДО в период внедрения ФГОС до .

Консультация для родителей «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста в условиях семьи» Цель консультации: Повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи. План консультации:.

Материалы семинара «Организация методической работы по реализации требований к результатам освоения воспитанниками ООП ДО Сообщение из опыта работы на тему " Организация методической работы по реализации требований к результатам освоения воспитанниками ООП ДО".

Организация мастер-класса родителя с детьми как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процессОрганизация мастер-класса родителя с детьми как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процесс Этот мастер-класс - демонстрация одного из приёмов работы с семьёй, которую я осуществляю в своей практической деятельности. Вы устали тратить.

Педагогический проект «Организация семейного клуба «Улыбка»»Педагогический проект «Организация семейного клуба «Улыбка»» Педагогический проект «Организация семейного клуба «Улыбка»»тип проекта: долгосрочный социально-творческий Авторы: музыкальный руководитель.

План методической работы с педагогами на период всеобщей самоизоляции План методической работы с педагогами на период всеобщей самоизоляции - Проинформировать педагогов, как будем взаимодействовать с ними.

Поездка с коллективом за городПоездка с коллективом за город С нашим дружным коллективом в выходные решили посетить ландшафтный зоопарк под названием "Приют Белоснежки".Находится он в Ленинградской.

Работа с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процессРабота с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процесс Работа с родителями воспитанников детского сада не ограничивается проведением обыкновенных родительских собраний. В нашей группе родители.

Технология тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом ДООТехнология тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом ДОО Уважаемые коллеги! Представляю вам технологию тимбилдинга. Данный материал могут использовать в работе старшие воспитатели или методисты.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация методической работы с коллективом ДОУ по включению родителей в педагогический процесс
Опубликовано: 2 сентября 2020 в 09:49
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация методической работы с коллективом ДОУ по включению родителей в педагогический процесс» (включая файлы) размещена пользователем Алейникова Галина (УИ 2116519) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД