Ольга Кочегура
Организация логопедической работы в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
В ходе модернизации системы дошкольного образования сложились принципиально новые условия для обучения детей с нарушениями речи – это логопедические пункты. Актуальность разработки содержания форм и методов логопедической работы в условиях логопункта диктует время.
Темочки:
Для удовлетворения образовательных потребностей детей с речевыми нарушениями, мною была разработана рабочая программа «Организация логопедической работы в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения».
Цель программы: освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормами.
Задачи:
1. Реализация особых образовательных потребностей детей с речевыми нарушениями различной этиологии.
2. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с тяжёлыми нарушениями речи.
3. Создание условий для освоения детьми с речевыми нарушениями образовательной Программы МБДОУ.
4. Организация педагогического процесса, основанного на взаимодействии учителя логопеда с воспитателями, муз. руководителем, физ. инструктором, психологом, родителями и ребёнком, имеющим речевое нарушение.
Основные направления:
коррекция произносительной стороны речи;
развитие понимания речи и овладение лексико-грамматическими средствами языка;
развитие самостоятельной связной речи;
подготовка к обучению грамоте.
В своей работе опираюсь на ведущие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
Свою коррекционную работу строю на основе дифференцированного подхода к детям, имеющим различную структуру речевого нарушения (общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития, нерезко выраженное общее недоразвитие речи, фонетико-фонематические недоразвитие речи, фонетическое недоразвитие речи). Тщательно анализирую медицинскую и педагогическую документацию каждого ребенка, что дает представление о физическом и интеллектуальном развитии, о возможных причинах отклонений в формировании его речи. Изучив индивидуальные особенности и способности к обучению, стараюсь подобрать оптимальные формы коррекционного обучения для каждого ребёнка. По итогам обследования составляю индивидуальный маршрут логокоррекционной работы с каждым ребенком. Мониторинг позволяет проследить динамику речевого развития, выявить недостатки знаний у детей и подобрать соответствующие методы и приемы коррекции.
В соответствии с физиологическими и психолого – педагогическими особенностями формирования речи ребёнка при общем её недоразвитии, а также с учё том требований коррекционной программы обучения:
создала необходимую предметно-развивающую среду в условиях логопедического пункта, отвечающую педагогическим и гигиеническим требованиям, где определены зоны для фронтальных и индивидуальных занятий, для двигательной активности детей; дидактические игры и пособия расположены по определенной тематике и в доступных для детей местах, что способствует большему интересу дошкольников к логопедическим занятиям;
разработала перспективный план логопедических занятий по формированию лексико – грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи с детьми 5-6 и 6-7 лет на основе пособий Ткаченко Т. А., включающий специально организованные занятия, беседы, игры;
организовала взаимодействие с педагогами МБДОУ с учётом принципа интеграции образовательных областей;
систематизировала лексический материал по обобщающим темам;
оформила ряд дидактических пособий по развитию различных сторон речи, многие из которых видоизменены и дополнены новыми разработками с учётом решаемых коррекционных задач;
сформировала картотеку речевых, пальчиковых, артикуляционных игр, комплексов мимической гимнастики, игр для развития мелкой ручной и общей моторики, а также для профилактики утомляемости.
В своей деятельности применяю групповую, подгрупповую и индивидуальную формы работы, учитываю психофизические особенности детей с ограниченными возможностями развития, использую индивидуальные и дифференциальные методы работы.
Организуя коррекционную работу, предпочтение отдаю комплексным занятиям с элементами игровой деятельности, которые включают все этапы логопедической работы : развитие слухового внимания и памяти, активизацию словаря, пальчиковую и артикуляционную гимнастики, тренировку дикции, анализ звукового состава слов. Использование на занятиях упражнений и заданий, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга, а также подобраны таким образом, чтобы при их выполнении было задействовано как можно больше анализаторов (слуховой, зрительный, речевой).
Главная задача, стоящая перед логопедом на логопункте – это формирование у детей правильного звукопроизношения. Коррекцию звукопроизношения осуществляю с использованием элементов методики Поляковой «Нарушения звукопроизношения при дислалиях и стертых формах дизартрии». Осуществляя индивидуальный подход, составляю артикуляционные комплексы упражнений для каждого ребёнка.
Для эффективной коррекции фонетических нарушений планирую работу так, чтобы она одновременно способствовала развитию правильного звукопроизношения, формированию фонематического слуха, звуковому анализу и синтезу состава слова. Осуществляю тесную связь между различными видами занятий. Например: на занятии по формированию звуковой стороны речи уточняется артикуляция звука С, проговариваются слова с этим звуком, детей знакомлю с буквой С, на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи дети обогащают словарный запас словами содержащими данный звук, постигают процессы словообразования и словоизменения, а на занятиях по грамоте – осуществляют звуковой анализ этих слогов, слов с данным звуком.
Используя лексико-грамматический подход в коррекции ОНР у дошкольников Т. А. Ткаченко, отрабатываю на занятиях все базовые параметры грамматики русского языка:
предложные конструкции;
падежные конструкции;
согласование различных частей речи;
словообразование и т. п.
Лексическая тема не указывается, не ограничивая тем самым активный и пассивный словари, на базе которых формируется та или иная грамматическая конструкция. Это позволяет расширить познавательные рамки занятия, а также целиком сосредоточить внимание детей на изучаемой грамматической форме (предлогах, окончаниях и т. п.). А моя совместная работа с воспитателями группы, которые осуществляют лексический подход по развитию речи, способствует тому, что дети – логопаты учатся переносить полученные на логопедическом занятии навыки (словообразования, словоизменения и согласования) на лексический материал конкретной темы. Таким образом, к концу коррекционного обучения у детей уточнен и расширен активный словарный запас, дети способны грамматически правильно оформлять связную речь.
Для реализации вышеуказанного подхода использую, разработанный мною учебно-методический комплект, включающий в себя серию конспектов занятий, карточки-задания и дидактические игры на уточнение и обогащение лексико-грамматических представлений, подобрала наглядно-дидактический материал для подгрупповых и индивидуальных заданий. Считаю данный подход наиболее эффективным в коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста в условиях работы логопункта.
Для решения поставленных задач разработала перспективное планирование занятий по подготовке к изучению грамоте детей старшего дошкольного возраста; серию планов-конспектов занятий. Подобрала и систематизировала дидактический материал для работы над дифференциацией противопоставленных звуков, игры на развитие фонетико-фонематических представлений, задания для формирования навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, развития графо-моторных навыков и психических процессов.
Для формирования положительной мотивации и познавательного интереса использую активные формы обучения: занятия – путешествия, ролевые игры, игры – соревнования, учебный материал подаю в сравнении, сопоставлении, побуждаю детей рассуждать, делать собственные выводы. Предпочтение отдаю наглядным, игровым и практическим методам обучения, словесные методы сопровождаю разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей. Большое внимание уделяю развитию мелкой моторики, ориентировке на листе бумаги. Во все виды совместной деятельности с детьми включаю динамические паузы: пальчиковую, дыхательную и зрительную гимнастики, физкультминутки