Зачупейко Анна Валерьевна
Организация логочаса в группах для детей с нарушениями речи.
▼ Скачать + Заказать документы
Организация логочаса в группах для детей с нарушениями речи.
Воспитатель детского сада для детей с нарушениями речи выполняет помимо общеобразовательных задачи ряд коррекционных, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интелектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогощение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов.
Публикация «Организация логочаса в группах для детей с нарушениями речи,» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей, контороль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных грамматических форм и т. д.
В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей, их речевых возможностей и перспектив.
Деятельность воспитателя по преодолению речевых дефектов организуется и осуществляется совместно с логопедом. При изучении каждой лексической темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков, который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования. Необходимо уточнить с логопедом, какие виды предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения.
Спицифика работы воспитателя логопедической группы включает в себя огранизацию и проведение занятий по заданию логопеда (логочас). Данный вид деятельности организуется воспитателем во второй половине дня, как правило после полдника.
Для того чтобы индивидуальная работа не была формальной, а приносила бы определенные положительные результаты и являлась надежным подспорьем в общей коррекциооной работе, воспитателю необходимо четко знать,ЧТО и КАК требовать от ребенка.
Хорошо, если воспитатель логопедической группы умело использует различные методы и приемы правильного звукопроизношения.
Во-первых, воспитатель должен знать элементарные комплекты артикуляционных упражнений, используемые в устранении дефектных звуков и не просто их знать, а грамотно уметь показать то или иное упражнение ребенку.
Во-вторых, воспитателю необходимо использовать разные виды показа:
• правильной артикуляции и воспроизведения по подражанию;
• зрительный: на себе, на детях, на схемах;
• слуховой: утрированное произношение того или иного звука;
• тактильный
В-третьих, воспитателю надо знать и использовать различные приемы развития звукового анализа и синтеза, формирования звуковой структуры слова.
На логочас рекомендуется следующие виды упражнений:
• Закрепление хорошо поставленных звуков (в слогах, словах, предложениях, связной речи - по указанию логопеда);
• Повторение стихотворений, рассказов (просодики);
• Упражнения на развитие памяти, мышления, внимания, т. е. психических процессов;
• Развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза;
• Закрепление лексико-грамматических категорий;
• Развитие мелкой моторики и графических навыков;
• Развитие артикуляционной моторики.
Работая по тетради взаимодействия с логопедом, воспитатель не только четко выполняет конкретные задания, но и творчески преобразует их, внося добавления в ход игр, наполняя собственным материалом. Для этого воспитатель должен иметь дополнительный дидактический материал, наглядные пособия, игры по всем разделам развития речи.
Например по разделу звуковая культура речи воспитателю необходимо иметь картотеку материала на звуки: предметные картинки на звук в разной позиции, игры на развитие фонематического слуха, пальчиковые игры и физмитутки, загадки и потешки - чистоговорки насыщенные тем или иным звуком, тексты для пересказа, картинки для составления рассказов и т. д.
Единой структуры проведения логочаса не существует!
Воспитатель вправе выбирать сам структуру, последовательность приемов, исходя из задач конкретного логочаса и особенностей детей. Примерно 50-70% логочаса необходимо отводить на индивидуальную работу с ребенком или подгруппой детей (по рекомендации логопеда) На индивидуальную работу отбирается речевой материал конкретно для ребенка (или детей со сходными дефектами, учитывая какой звук закрепляется и на каком этапе закрепления о находится. По рекомендации логопеда воспитатель подбирает комплекты артикуляционной зарядки, специальные игры и упражнения на дыхание или на развитие других сторон речи, что уточняется логопедом и фиксируется в тетради связи. В данной тетради выделяется раздел "учет", в котором воспитатель делает отметки об успехах или трудностях детей и информировании логопеда о них.
Примерная структура логочаса :
1. Организация (психогимнастика, подвижная игра, пальчиковая игра и т. д.)
2. Фронтальная работа (артикуляционная гимнастика, игра на развитие фонематического слуха, игра на развитие лексико-грамматического строя или связной речи)
3. Индивидуальная работа
С отдельным ребенком или подгруппой детей со сходным нарушением звукопроизношения, проводятся игры или упражнения по закреплению указанного логопедом звука.
(В течение одного логочаса берутся от 3 до 7 детей)
Остальные дети занимаются настольно-печатными играми, играми на мелкую моторику.
Воспитатель должен организовать логочас так, чтобы каждый ребенок выбрал занятие по душе, а взрослый смог эффективно использовать это время для коррекции речевых недостатков.
Следует помнить, что для успешной коррекционной работы:
• Необходима согласованность в действиях логопеда и воспитателя.
• Воспитатель не должен действовать в разрез с тем, что спланировал логопед, проявление своей инициативы порой сказывается не лучшем образом в коррекционной процессе работы.
Приоритет на стороне логопеда - он определяет, что необходимо ребенку и какие виды занятий нужны в данный период работы.
• Для осуществления успешной речевой и психофизической коррекции важно системность и последовательность в работе, а также правильное понимание воспитателем общей проблемы и личная его заинтересованность в осуществлении совместной коррекционной работы.