Лучший педагог года

Организация коррекционно-педагогической работы на этапе младшего дошкольного возраста «Современные тенденции и перспективы»

Евгения Зайцева
Организация коррекционно-педагогической работы на этапе младшего дошкольного возраста «Современные тенденции и перспективы»

Здоровье и развитие личности: организация коррекционно-педагогической работы на этапе младшего дошкольного возраста. Современные тенденции и перспективы.

Зайцева Евгения Ивановна МБ ДОУ «Детский сад №136»

Организация коррекционно-педагогической работы на этапе младшего дошкольного возраста Организация коррекционно-педагогической работы на этапе младшего дошкольного возраста является актуальной задачей в современном образовании, поскольку это важный этап развития ребенка, когда формируются основы его социального, эмоционального и когнитивного развития.

Публикация «Организация коррекционно-педагогической работы на этапе младшего дошкольного возраста „Современные тенденции и перспективы“» размещена в разделах

Нашей целью являлось создание эффективной модели организации коррекционно-педагогической работы в младшем дошкольном возрасте для детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития (ЗПР).

Основными принципами на которые мы опирались при организации данной работы были

1. Перспективное планирование коррекционной работы. При определении нейропсихологической коррекции предусматривается конфигурация программ, состоящих из рядов последовательных операций, выполнение которых приводит к восстановлению или формированию физиологических функций. 2.

2. Эмоциональный контакт с ребенком. Одним из важных компонентов работы с ребенком является установление эмоционального контакта. Эмоциональная поддержка в коррекционной работе естественным образом обеспечивает повышение работоспособности, повышение эффективности работы мозга. 2.

3. Использование различных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР. В коррекционно-развивающей работе в ДОУ необходимо использовать разные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР (как традиционные, так и нетрадиционные)1.

Наша работа началась с тесного контакта со специалистами Территориального Психолого-Медико-Педагогического Консилиума и личной заинтересованности каждого педагога в повышении качества образовательных услуг, оказываемых на базе нашего учреждения.

Была создана творческая группа по отбору и разработке диагностического, методического, дидактического материала, необходимого для осуществления качественной образовательной деятельности, грамотной коррекционно-развивающей работы в диагностической группе.

По результатам работы творческой группы разработана «Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для диагностической группы детей раннего дошкольного возраста» которая реализуется для детей с нарушениями развития в связи с отставанием в физическом или умственном развитии, нарушениями здоровья. Чем раньше начинается оказание психолого-педагогической коррекционной помощи такому ребенку, тем больше вероятность компенсации нарушений.

Мы смогли создать необходимые условия для реализации этой программы в нашем учреждении:

1. Развивающая предметно-пространственная среда соответствует ФГОС, обеспечивает реализацию АООП для детей с ОВЗ, является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами (в том числе расходным) игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (формируется в соответствии со спецификой АООП).

В учреждении созданы 2 трансформируемых в зависимости от образовательной ситуации центра развития, оснащенных мультимедийным оборудованием в том числе мультимедийной доской с комплектом интерактивных игр, коррекционный центр для детей с ОВЗ (с полным методическим комплектом). Все имеющиеся игры, пособия и материалы в полной мере обеспечивают возможность активизации различных видов детской инициативы: познавательно-исследовательскую, музыкальную и творческую деятельность, двигательную активность, социально-коммуникативные навыки и развитие детской игры. Все виды деятельности реализуются с учетом особенностей развития воспитанников и с применением здоровьесберегающих технологий.

2. Диагностика является основой АООП для диагностической группы детей раннего дошкольного возраста, она выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и как средство оптимизации этого процесса.

Закуплен необходимый наглядный материал, методические пособия, альбомы, игры, игрушки для психолого-педагогической диагностики и обследования. («Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста» : Метод. пособие с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др. ]). Сочетание диагностики и длительного наблюдения обеспечивает объективность оценки индивидуально-психологических особенностей развития и поведения ребенка, определения зоны его актуального и ближайшего развития в выделенных областях, состояния речи воспитанника.

Каждое из этих направлений имеет конкретные цели, задачи, методы и инструментарий.

Организуется коррекционно-педагогическая работа поэтапно.

На первом этапе проводится обследование уровня актуального и потенциального развития в выделенных областях и обследование речевого развития (логопедическое обследование) каждого ребенка для уточнения специфических образовательных потребностей. Результаты обследования являются основанием для разработки содержания индивидуальной программы развития (ИПР, в которой определяются коррекционные задачи для уточнения содержание работы с ребенком.

На втором этапе планируется серия коррекционно-педагогических и логопедических занятий (10-15 занятий, с указанием конкретной тематики в разных видах детской деятельности при активном участии ребенка. Завершается второй этап промежуточным педагогическим обследованием и обследованием речевого развития для контроля динамики развития и уточнения коррекционных задач обучения ребенка на ближайший период.

На третьем этапе продолжается проведение коррекционно-педагогических и логопедических занятий с ребенком по уточненной индивидуальной программе развития. Завершается третий этап итоговым педагогическим обследованием и обследованием речевого развития в конце учебного года, что является завершающим этапом коррекционного обучения. Таким образом за один учебный год ребенок диагностируется 3 раза.

По завершении ребенок повторно направляется на ТПМПК для принятия окончательного решения по индивидуализации его дальнейшего образовательного маршрута.

3. Имеющийся кадровый состав позволяет реализовать АООП для детей с разными видами ОВЗ: 5 специалистов имеют высшее специальное (дефектологическое) образование, 2 специалиста с высшим логопедическим образованием, 1 специалист с высшим психолого-педагогическим образованием.

Между специалистами задачи распределяются следующим образом:

Педагогическое обследование и коррекционно-педагогические занятия с ребенком проводит учитель-дефектолог. Режим проведения коррекционно-педагогических занятий с ребенком : 2-3 раза в неделю, в зависимости от степени выраженности трудностей познавательного развития. Форма обучения на коррекционно-педагогических занятиях – индивидуальная.

Логопедическое обследование и коррекционно-логопедические занятия с ребенком проводит учитель-логопед. Режим проведения коррекционно-логопедических занятий с ребенком : 2-3 раза в неделю, в зависимости от степени выраженности трудностей познавательного развития. Форма обучения на коррекционно-логопедических занятиях – индивидуальная.

За реализацию задач по продуктивной деятельности, организацию воспитательно-образовательного процесса в группе с учетом имеющихся у ребенка затруднений, отвечает воспитатель.

Созданные нами условия позволяют осуществлять качественную диагностику и коррекционно-развивающую работу на этапе младшего дошкольного возраста, способствуя созданию условий для своевременной коррекции подобных нарушений.

Публикации по теме:

«Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» «Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда Хворовой Е. В. на 2017 – 2018 учебный год. (II часть) Декабрь. Документационный.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя - логопеда Хворовой Е. В. на 2017 - 2018 учебный год. Март Документационный блок.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация коррекционно-педагогической работы на этапе младшего дошкольного возраста «Современные тенденции и перспективы»
Опубликовано: 3 сентября 2024 в 08:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация коррекционно-педагогической работы на этапе младшего дошкольного возраста «Современные тенденции и перспективы»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Зайцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...

9 октября. Всероссийский день чтения. Передвижка «Полезное чтение»

Уникальный праздник, посвященный литературе и книге, отмечается 9 октября – Всероссийский день чтения. Когда-то наша страна была самой читающей страной в мире. Воспитать детей настоящими книголюбами и...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД