Козырева Ольга
Организация консультативной помощи родителям детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация консультативной помощи родителям
детей раннего возраста.
Посещение ребенком детского сада – важный этап в развитии и становлении личности ребенка. Родители, которые впервые отдают ребенка в детский сад, имеют много сомнений и опасений, что, конечно же, сказывается на состоянии ребенка. Чувствуя волнение мамы, малыш волнуется и переживает не менее, а может быть и больше мамы. Отчасти эти волнения обоснованы: ребенок будет разлучен с мамой, вокруг ребенка появятся незнакомые ему люди, меняется привычный для малыша режим дня и питания.
Публикация «Организация консультативной помощи родителям детей раннего возраста» размещена в разделах
К посещению детского сада, как к любому важному мероприятию надо готовиться заблаговременно, чтобы избежать излишних волнений и переживаний, а возможно и проблем с адаптацией ребенка к условиям детского сада. Не менее важна подготовка детей к детскому саду и для воспитателей, ведь, чем быстрее малыш адаптируется к новым условиям, тем лучше и организованнее будет выстроен образовательный процесс в группе.
В Законе об образовании в Российской Федерации прописано, что родители имеют право на консультативную помощь в дошкольных организациях. (Статья 64 п. 3. «Закона об образовании в Российской Федерации № 273 – ФЗ от 29. 12. 2012 г.») Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры).
Одной из задач национального проекта РФ «Образование» является: создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
Основная идея состоит в том, что создание консультативного пункта для родителей детей, не посещающих детский сад, как первой ступени в системе непрерывного образования, организовано по формам максимально приближенной к формам работы в ДОУ с детьми раннего возраста, что поможет детям и родителям легче и успешнее пройти период адаптации в детском саду, родителям будет оказана консультативная помощь по интересующим вопросам. В ДОУ организуют адаптационные группы, мастер – классы, консультационный центр.
Контакты с родителями детей раннего возраста в детском саду начинается уже с того момента, когда они приходят подписать направление, то есть еще за месяц до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Организуется первичное знакомство с родителями малышей, в ходе которого проводятся беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания.
С родителями каждого ребенка беседа ведется индивидуально, даются рекомендации по улучшению адаптации его к условиям детского сада. Этого можно достичь только при установившемся контакте родителей и воспитателей ДОУ.
Затем родителей и ребенка знакомят с первой младшей группой. Проводится экскурсия по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрируется, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. Педагог показывает родителям игрушки, учебные пособия, детские книги, подсказывает, какие игрушки и пособия следует приобретать для детей, особое внимание обращается на их соответствие возрасту ребенка.
Сложности родителей в воспитании детей дошкольного возраста во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день педагогических пособий, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи. Поэтому родителям необходима консультативная помощь специалистов.
Целью консультативной помощи родителей является оказание эффективной психолого-педагогической помощи путем повышения их компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка, переориентации родительского поведения, создание условий для организации адекватной ребенку семейной среды.
Содержание консультативной помощи включает в себя :
информацию о закономерностях развития ребенка в раннем возрасте;
информацию об индивидуальных особенностях развития ребенка;
информацию о задачах, направлениях и средствах развивающего взаимодействия взрослых с ребенком.
Консультативная функция реализуется в процессе индивидуальных и групповых консультаций с родителями. Консультации бывают как разовые так и регулярные.
Запросы, с которыми чаще всего обращаются родители ребенка раннего возраста за консультацией :
Адаптация к услолвиям детского сада
на помощь в преодолении отклонений или нарушений в поведении ребенка;
по поводу несоответствия родительских ожиданий и реальных возможностей ребенка;
на определение наиболее адекватных условий развития ребенка;
на разрешение некоторых личностных проблем, связанных с рождением ребенка.
В группах постоянно размещаются консультации специалистов ДОУ :
1. «Какие игрушки необходимы детям»
2. Как найти подход к «протестующему» ребенку
3. Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать
4. «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»
5. «Ваш ребенок поступает в детский сад»
6. «Упрямство детей раннего возраста»
7. «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»
8. «Развитие речи у детей раннего возраста»
9. «Развитие детей до трех лет»
10. «Психическое развитие ребенка в раннем возрасте
11. «Развитие познавательной сферы личности в раннем возрасте»
12. «Развитие самостоятельности. Кризис трех лет»
13. «Воспитание ответственности и самостоятельности»
14. «Воспитание сказкой»
15. «Что важно знать о ребенке третьего года жизни,что бы понимать его?»
Памятки для родителей :
1. Памятка «Искусство быть родителем».
2. Памятка для родителей «Что делать, если ребенок перевозбужден перед сном».
3. Памятка для родителей «Сохранение психического благополучия детей при поступлении в детский сад».
4. Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребенка.
5. Адаптация к детскому саду: что должны знать родители.
6. Мифы об адаптации.
7. Пальчиковые игры.
Педагогом – психологом оказывается своевременная консультативная помощь родителям и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания дошкольника. Консультирование проводится в случаях, когда нужна помощь семье в процессе трудной адаптации, при необходимости коррекции детско-родительских отношений, коррекции недостатков в психическом развитии детей.
Регулярно специалисты ДОУ проводят консультации на родительских собраниях.
С целью:
Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу воспитания ребенка в семье;
Содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность группы;
Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;
Подведение итогов совместной деятельности педагогов, детей и родителей за определенный период времени.
Темы родительских собраний
1.«Адаптация – трудное время»;
2.«Как бороться с детской истерикой»,
3.«Я и мой ребенок»,
4.«Роль родителей в процессе адаптации»,
5.«Маленький человек в новой среде»,
6.«Капризы и упрямство»,
7.«Психологические особенности детей раннего возраста»,
8.«Что важно знать о ребенке третьего года жизни, чтобы понимать его?»
9.«Мальчики и девочки - два разных мира».
В заключении хочется отметить, что первая встреча каждого специалиста ДОУ с семьёй чаще всего не последняя. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече. Поэтому наша основная задача заключается не только в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, современной, своевременной и достоверной педагогической информации, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком дома, в формировании практических навыков.