Анна Щеглова
Организация коллективного художественного творчества старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Анализируя поступки ребят в детском саду и на улице, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. А объединит детей коллективная работа.
В совместной и самостоятельной продуктивной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине, как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».
Темочки:
На занятиях по художественному творчеству я использую, групповые формы работы, то есть коллективные работы. Исходя из своего опыта работы и многолетних наблюдений, хочу подчеркнуть, что коллективное художественное творчество формирует у детей коммуникативные способности, то есть способности общаться друг с другом, а так же способствуют более свободному общению ребенка со взрослыми.
Коллективная форма организации дает возможность каждому ребенку формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи. Коллективные работы с детьми создаются по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд).
Коллективная деятельность перестала быть редкостью в практике детского сада, она вызывает большой интерес к художественному творчеству у самих детей.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
- договариваться о совместной работе, её содержании;
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
- планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Коллективные композиции : рисунки, аппликация, лепка - радуют детей не случайно. Ведь общий результат всегда богаче по содержанию, более ярок, нежели индивидуальная выполненная работа.
Совместно-индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый ребёнок индивидуально выполняет изображение, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Например, каждый вырезает и склеивает какой-то объект и из этих изображений составляется картина: «Птицы на ветке», «Летние цветочки», «Дома на нашей улице» и т. д. Или каждый ребёнок рисует осенние деревья. Соединё нные вместе рисунки составляют общую композицию: «Осенний лес» и др.
Среди разнообразных вариантов коллективного создания картин самым несложным и, соответственно, наиболее используемым в практике, являются работы, созданные по принципу «Закончи картину». Здесь, как правило, детям даётся основа в виде фона будущей композиции, выполненная взрослым или одним из детей, и далее всем участникам процесса предлагается всем вместе художественно завершить её. Таким образом, есть мотивация – есть творческий процесс, в ходе которого решаются конкретные образовательные, развивающие задачи.
Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Опыт использования коллективного творчества показал, что дети научились самостоятельно распределять обязанности, осуществлять коллективный контроль и самоконтроль, стремиться к согласованным действиям.