Ирина Митина
Опыт работы по теме «Всестороннее развитие детей раннего возраста при обучении рисованию»
▼ Скачать + Заказать документы
«Всестороннее развитие детей раннего возраста при обучении рисованию»
Воспитатель Митина И. Н.
. Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…
Э. Успенский
Публикация «Опыт работы по теме „Всестороннее развитие детей раннего возраста при обучении рисованию“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображение пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.
Чем привлекает нас детский рисунок?
Прежде всего привлекает искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребёнком своих мыслей и чувств.
Другое достоинство рисунка – его содержательность. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все линии и каракули приобретают значение, отражая мир, в котором живёт малыш.
Ещё одно ценное качество детского рисунка – смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать всё. Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.
Актуальность темы
Разве нельзя полноценно жить без рисования? Конечно можно. Но как много потеряет человек в своём развитии, пройдя мимо этой деятельности! Как много возможностей к развитию, которыми наделила его природа, не будет реализовано!
Чем может быть полезна изобразительная деятельность для развития ребёнка?
В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу, придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.
Помимо того, живописание, развивает память, сосредоточенность, мелкую моторику, учит малыша вдумываться и подвергать вещи анализу, соразмерять и находить разницу, составлять и мыслить. Для интеллектуального развития ребенка имеет огромное ценность постепенное подкрепление копилки знаний.
Влияет оно на развитие связной речи и словарного запаса у малыша. Многообразие предметов и форм окружающего нас мира, разные величины, разнообразие цветов и оттенков, пространственных обозначений способствуют только обогащению знаний ребенка.
В процессе изобразительной деятельности сочетаются физическая и умственная активность малыша. Для создания рисунка требуется вложить усилия, стараясь овладевать определенными умениями. Первоначально у ребенка возникает заинтересованность, лишь только понемногу появляется тяга к творчеству — жажда приобрести результат, сотворить определенный рисунок.
Чем разнообразнее и богаче жизненные впечатления малыша, тем ярче и необычнее его фантазия, тем вероятнее, что интуитивное влечение к искусству станет со временем осмысленнее.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Исходя из этого можно сделать вывод, что рисование способствует всестороннему развитию ребёнка и должно иметь место в жизни ребёнка с самого раннего возраста.
Цель работы:
Способствовать всестороннему развитию детей посредством различных техник рисования.
Способствовать всестороннему развитию детей в процессе организации изодеятельности.
Достижение поставленной цели возможно при решении определённой группы воспитательно - образовательных задач.
На этом возрастном этапе у детей очень ярко проявляются индивидуальные различия в овладении графическими движениями; одни дети осваивают их легко и быстро, медленно.
Учитывая особенности становления изобразительной деятельности у детей 2 – 3 лет, можно поставить три группы задач: воспитательные, технические и изобразительные.
Главными являются воспитательные задачи, заключающиеся в развитии у детей интереса к рисованию и личных качеств: целенаправленного внимания, наблюдательности, аккуратности, доброжелательности, умения действовать рядом, сообща, вместе, не мешать друг другу. Также нужно работать над развитием у детей эстетической и эмоциональной отзывчивости, эстетического восприятия, умений вносить в свою деятельность элементы творчества, получать от неё удовольствие, радоваться её результатам, успехам своим и товарищей.
Наряду с воспитательными задачами педагог должен решать и задачи развития у детей элементарной техники изобразительной деятельности: действий с изобразительными материалами (бумага, карандаш, фломастер, тампон или маркер, гуашевые краски, кисти, их свойствами и возможностями.
Дети осваивают первые способы работы с художественными материалами: ка держать карандаш, кисть, фломастер; как осуществлять нажим, получать изображения из пятна тампоном, кистью; как проводить разнообразные линии – прямые вертикальные, горизонтальные, наклонные; как создавать округлые и прямоугольные силуэты.
Работаем и над развитием у детей формообразующих движений при изображении округлых и прямолинейных форм, их сочетаний, а также над координацией движений руки и глаза.
Изобразительная задача связана с подведением детей к элементарным основам понимания выразительности художественного образа, некоторых средств её создания и применения этих средств детьми в собственном творчестве: передавать элементарное сходство с предметом, его формой, цветом, дополнять изображения деталями, придающими образу выразительность.
Таким образом, при обучении детей раннего возраста я поставила перед собой следующие задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с сенсорными эталонами
• Формирование предметного мира
• Учить:
- держать правильно карандаш, кисть
- проводить горизонтальные и вертикальные линии
- рисовать предметы округлой формы
- ритмично наносить мазки
Развивающие:
• Развивать мелкую моторику рук в процессе рисования
• Активизировать словарный запас детей
• Формировать интегративные качества личности дошкольника
• Способствовать развитию положительных эмоций путем приобщения детей к рисованию.
Воспитательные:
• Воспитывать художественно – эстетическое восприятие окружающего мира.
1. Изобразительная деятельность детей от двух до трёх лет.
В период с двух до трёх лет изобразительная деятельность дошкольника (как и другая продуктивная деятельность) ориентирована на предметный мир. В чём это проявляется? Открытие, сделанное малышом, в том, что на листке бумаги под его действием может появляться образ какого-то предмета, явления, сильно привлекает ребёнка. Поиск содержания образа в каракулях – один из ведущих побудителей деятельности на данном этапе. Осваивая мир предметов и способы их использования в основной предметно-орудийной деятельности, ребёнок накапливает опыт (знания, способы действия, впечатления от них). Это и определяет содержание ассоциативных образов.
Совершенствуется операционно-техническая сторона деятельности. Малыш с помощью взрослых открывает для себя функции и способы действий с изобразительным материалом. При переходе от совместного действия к самостоятельному за взрослым сохраняются контроль и оценка выполняемого ребёнком действия.
В то же время повышается уровень изобразительной деятельности в целом. Ребёнок сам ставит цель, изобразительную задачу. Рисование по замыслу появляется у дошкольников примерно к двум годам.
Замысел – это представление будущего рисунка и способов его создания. Первые замыслы малыша – это ещё не замысел в полном смысле слова, а только тема, которую ребёнок формулирует словом.
От чего зависит разнообразие замыслов в рисунке? От опыта ребёнка. Чем больше он видит и знает, тем больше замыслов у него возникает.
Побудителями к деятельности являются наличие привлекательности материалов и пример взрослых, которые на глазах у детей рисуют, лепят, строят. Ребёнок будет подражать движениям рук взрослого, ещё не понимая связи этих движений с результатом.
Чтобы подражать изобразительным действиям взрослого, малышу необходимо научиться управлять своими движениями, регулировать свою двигательную активность.
В начале третьего года жизни дети начинают поворачивать линию, устанавливать связь между движением карандаша и полученным результатом. Чтобы научиться изображать что-то на бумаге, ребёнок кроме оперирования карандашом должен научиться ещё и узнавать в комбинациях линий рисунка знакомые предметы, научиться «читать» чужой и свой рисунок, т. е. увидеть сходство контура формы, линии, пятна с уже известным ему предметом. Малыш учится правильно узнавать предметы в условных изображениях линейного, контурного и силуэтного рисунка. Это первый шаг к открытию их изобразительной функции. Ребёнок начинает пристально всматриваться в изображение, разбирать его по частям и деталям. У него возникает желание изображать по собственному замыслу определённые предметы.
Детей раннего возраста нужно познакомить с основными приёмами работы с различными материалами. Малышам следует предлагать рисовать не только карандашами, фломастерами, мелками и кистью, но и пальцами, кусочками поролоновой губки, щёточками, «печатками».
В ходе занятий изобразительной деятельностью необходимо побуждать детей к целенаправленному изображению различных предметов, используя игровые и сказочные сюжеты. Например, можно предложить малышам нарисовать разноцветные клубочки для котят, заборчик для петушка, чтобы оградить его от лисы и т. п.
Воспитатель должен помогать детям создавать предметные и сюжетные рисунки. Например, взрослый рисует травку и стебли цветов, а детей просит дорисовать головки цветов и солнышко.
Принципы
При проведении образовательной деятельности руководствуюсь следующими принципами дидактики:
- от простого к сложному;
- принцип наглядности, т. к. у детей более развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
- принцип индивидуализации – обеспечение развития каждого ребенка;
2. Формы организации обучения рисованию младших дошкольников.
В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы: словесные, наглядные, игровые.
Ведущими и главными в обучении изобразительной деятельности детей являются наглядные методы.
Метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.
Ценность данного метода заключается не только в том, что в процессе наблюдения формируется представление ребёнка об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для последующего изображения. В наблюдении у детей формируется яркое, живое представление об окружающем мире.
Наблюдение часто сочетается с элементами обследования, более детального рассматривания каких-то признаков предмета. Нередко дети изображают статичные предметы, и поэтому их необходимо именно рассматривать (горошек, пуговицы, игрушка, растения и т. п.).изображаемый предмет часто остаётся на глазах у детей в процессе рисования. Это на эмоциональность, живость восприятия в процессе изображения. Такой приём Н. П. Сакулина назвала рисованием «при натуре» (не путать с термином «с натуры»). Это рисунок по представлению, но в присутствии предмета изображения для оживления образа и обеспечения большего интереса детей.
Образец, как и натура, может выступать в качестве метода и как отдельный прием обучения. В тех видах изобразительной деятельности, где основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоят задачи по развитию отдельных моментов этой деятельности, образец применяется как метод обучения.
Иногда образец выступает в качестве приема обучения. Например, в предметном рисовании образец используется не с целью копирования, а для уточнения представлений детей об изображаемом предмете.
Приём показа способов изображения (способов действия) – один из важных в обучении малышей, так как у них нет опыта изображения. Показ может быть общим и индивидуальным. Причём индивидуальный показ может проходить в форме совместного действия педагога и ребёнка.
Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов:
- показ жестом;
- показ приемов изображения.
Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.
Жест, воспроизводящий форму предмета, помогает памяти и позволяет показать движение руки рисующего при изображении. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его обучении имеет показ движения руки.
Ребенок младшего дошкольного возраста еще не полностью владеет своими движениями и потому не знает, какое движение потребуется для изображения той или иной формы.
Известен и такой прием, когда воспитатель в младшей группе делает изображения вместе с ребенком, ведя его руку (приём «рука в руке»). Это метод «пассивных движений», действие совместно с рукой ребенка, что предает ребенку уверенности в действии, и он начинает действовать самостоятельно.
При обучении рисованию также используются словесные методы и приёмы.
Пояснение используется в тех случаях, когда ребёнок затрудняется в создании изображения.
Напоминание – важный методический приём обучения. Обычно его используют перед началом процесса изображения и в процессе.
Поощрение – методический приём, который по мнению Е. А. Флёриной и Н. П. Сакулиной, следует чаще применять в работе с детьми. Данный приём вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнить работу хорошо, ощущение успеха. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей.
Художественное слово – широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создаёт эмоциональный настрой, оживляет образ.
Игровые приемы обучения - это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения.
Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель - сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т. д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.
Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в младшей группе продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла и они рисуют ей платье, витаминки и т. д. В процессе этой работы малыши овладевают умением рисовать круги.
Так же очень важно время от времени рассматривать детские работы вместе с родителями. Это помогает родителям больше узнавать о жизни детей в детском саду, их интересах и постепенном овладении изобразительной деятельностью. А дети, видя внимание к их творчеству, работают еще старательнее.
В своей работе использовала следующие формы организации изобразительной деятельности детей:
- непосредственно-образовательная деятельность;
- совместная деятельность педагога с детьми в процессе интеграции
видов детской деятельности;
- индивидуальная работа (с детьми, слабо усвоившими материал и с
детьми, проявляющими особый интерес к данному виду деятельности);
- самостоятельная художественная деятельность;
- взаимодействие с семьями воспитанников (консультации, беседы,
собрания.
Заключение
Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе элемент психотерапии - успокаивает, отвлекает, занимает.
Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. Таким образом, при умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей 1-3 лет рисовании может стать одним из любимых занятий малышей.
При обучении детей раннего возраста рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т. д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дальше удерживает их внимание, создает необходимый эмоциональный построй и положительный мотив деятельности.
Занимаясь рисованием с маленькими детьми необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие умения и навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу, (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно, ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Часто отсутствие умений сердит и рассматривает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задерживаться на уровне хаотических линий (черкание, каляки-маляки).
Поэтому рекомендуется начинать занятия рисованием с обучения малышей простейшим навыкам и приемам: держать правильно карандаш, кисточку; рисовать простые линии и формы; не выходить во время рисования за край листа бумаги или за ограничительную линию. Рисуя «палочки» и «дорожки» (вертикальные и горизонтальные прямые линии, кружочки и овалы, ребенок открывает для себя обобщение формы и линии как основу множества образов, учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями. Освоив минимальный арсенал умений, малыши получают возможность передавать на бумаге элементарный образ, начинают чувствовать себя более уверенно в этом занимательном виде деятельности. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом.
При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей - прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того как необходимые навыки сформированы и техника рисования усвоена, проводятся обобщающие занятия, на которых детям предоставляется возможность продемонстрировать свое умение при создании оригинальных изображений.
Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, по сюжетному рисованию развивают речь, фантазию и творчество, знакомят с окружающим миром, способствуют личностному и эстетическому развитию.