МААМ-картинки

Статья «Организация исследовательской деятельности младших школьников в интегрированном классе»

Елена Красникова
Статья «Организация исследовательской деятельности младших школьников в интегрированном классе»
▼ Скачать + Заказать документы

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в интегрированном классе

Автор статьи : учитель начальных классов

Красникова Елена Яковлевна

Я работаю в Новостроевской средней школе, пос. Новостроево, Озерского района, Калининградской области учителем начальных классов с 2002 года. На основании положения об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, принятого на заседании Педагогического совета от «30» августа 2013 года, в учреждении открыты классы интегрированного обучения. В 2014-2015 уч. году я приняла класс, в котором обучается 17 человек, из которых 2 обучающихся с нарушением интеллекта, 4 – с задержкой психического развития (ЗПР, 3 инвалида, у остальных ребят развитие соответствует возрастным нормам.

Публикация «Статья „Организация исследовательской деятельности младших школьников в интегрированном классе“» размещена в разделах

Интегрированный классэто постоянный поиск педагога в решении поставленных задач и проблем: важно формировать и развивать познавательные процессы у ребят в норме, не потерять «сильного», и кропотливый труд в достижении результатов в обучении и развитии деток с ограниченными возможностями здоровья. Урок надо продумывать до мельчайших деталей: дифференциация заданий (по уровню интеллекта и способностей ребят, смена деятельности (с целью снятия усталости и привлечения внимания, проведение физминуток, способ объяснения и донесения нового материала, закрепления пройденного. Это написание рабочих образовательных и адаптированных программ, индивидуальных образовательных маршрутов и достижение результатов.

В связи с требованиями ФГОС НОО перед системой образования встают новые цели и задачи, ориентированные на инклюзивное образование. Главной целью такого образования и воспитания является формирование духовно-нравственного потенциала личности в инклюзивной среде.

В современном стандарте образования намечен переход школьников от пассивного участника образовательного процесса к активному деятельностному подходу. Это позволяет расширить возможности детей с ОВЗ, но вместе с тем наибольшую остроту приобретает

психолого-педагогический фактор во время процесса их инклюзии в здоровую образовательную среду. Одним из активных методов социализации детей с ОВЗ является проектно-исследовательская деятельность.

Для детей с ОВЗ это новый вид деятельности. При выполнении проектов важно иметь определенный конечный результат и сроки его выполнения. В процессе работы над проектом необходимо создать авторский оригинальный продукт, а процесс исследования включает получение новых знаний в результате активной познавательной деятельности.

Проектно-деятельностный подход дает возможность ставить цель, разбивать ее на отдельные задачи. Каждый вид деятельности позволяет

расширить горизонты познания и активизировать работу школьников(4).

Как на учебных занятиях (уроки окружающего мира, технологии, образовательные модули, так и внеурочной деятельности (клуб «Бионик», «Я – исследователь») применяю форму групповой работы.

Использую дифференцированный подход с элементами группового обучения. Здесь хорошо применить достаточно известный прием : при объяснении новой темы класс делится на пары, группы. Сильный ученик должен еще раз объяснить тему слабому. В качестве контроля даются индивидуальные задания как письменные, так и устные. Сама организация совместного обучения предполагает учебное взаимодействие детей, поэтому я строю взаимоотношения не с каждым учеником в отдельности, а с группой совместно работающих детей и использую следующие приё мы:

• Предлагаю учащимся такую работу, которая позволяет общаться

• Создаю в группе дух единой команды

• Обеспечиваю положительный эмоциональный фон во время работы

• Стараюсь высоко оценивать и поощрять достигнутые ребятами результаты

Организую самоконтроль и взаимоконтроль учащихся

Организую работу в группе так, чтобы каждый мог проявить инициативу и ответственность

Ребят на группы делю чаще всего по своему выбору - в этом случае ведущий создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. А также объединение в группы происходит по взаимному выбору – по желанию, по определенному признаку.

Исследуя тот или иной предмет, при изучении нового материала (например, знакомство с понятием «вес», «масса», «длина») ребята совместно выполняют практические работы: работают с полосками, измеряют их, сравнивают, работают с весами и т. д. Обучающимся с ОВЗ важно потрогать, пощупать, увидеть наглядно. Работая в группе, ребята общаются, происходит обмен впечатлениями. Расширение кругозора окружающей действительности происходит через исследования : работаем с цифровым микроскопом, проводим опыты, через экскурсии в природу. Мы учимся рассуждать, размышлять, работаем над развитием речи. Задания в исследовании ребята получают по своим возможностям. Тему исследования выбираем вместе. Составляем план того что мы хотим узнать. Так при изучении темы «Почва. Состав почвы» получили возможность наглядно увидеть (под микроскопом) и после проведения опытов сделать вывод о составе почвы, подобран материал о значении и образовании почвы, в группе написано мини-сочинение рассуждение «Что будет если почвы не станет?» и продуктом завершения изучения темы стало создание книжечки «Матушка-кормилица почва».

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Наукой доказано, что, если в классе все дети примерно одинаковые, страдают и отличники, и средние, и неуспевающие, у них не развивается критическое мышление, задерживается развитие самоконтроля и объективной оценки. А это значит, что отличнику также необходим отстающий, как и отстающему необходим отличник. Конечно, педагогам нелегко работать в разнородном классе, но результаты того стоят - по мнению исследователей, корректируются даже серьезные задержки в детском развитии(1).

Список используемой литературы:

1. Беленкова Л. Ю. Инновационные подходы в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии. – Интеграция образования. –2011. – № 1. – С. 59–64.

2. Иденбаум Е. Л. Инклюзивное образование в специфических социокультурных условиях: проблемы, предпосылки, некоторые варианты организации и содержания Иркутск 2008. с8

3. Леско Д. Основные принципы инклюзии // Здоровье детей 2008. № 12

4. Петерсон Л. Г. Что значит «уметь учиться». Москва, 2006 год

Публикации по теме:

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС Тема: «Формирование навыков проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» СОДЕРЖАНИЕ 1. Актуальность метода.

Организация работы с родителями по исследовательской деятельности Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а.

Организация исследовательской деятельности в работе с дошкольниками Организация исследовательской деятельности в работе с дошкольниками. Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам,.

Организация опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности детей Организация опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности детей 1. Структура занятия – экспериментирования Постановка.

Развитие личности младших школьников посредством вовлечения их в различные виды деятельности (группы по присмотру за детьми) «Все мы думаем, что наша обязанность, призвание – это делать разные дела, а дело у нас одно: делать свою жизнь, сделать так, чтобы жизнь.

Статья «К вопросу развития мышления младших школьников на уроках математики» Одна из основных задач современной школы - помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность,.

Статья на тему «Организация театрализованной деятельности в детском саду» Организация театрализованной деятельности в детском саду. Музыкальное воспитание в детском саду включает в себя разные виды деятельности.

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках математики Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в.

Статья «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой средствами познавательно-исследовательской деятельности» Ознакомление детей с природой начинается с первых шагов. С большим интересом дети участвуют в самой разной исследовательской деятельности.

Урок физики в 8 классе (с элементами исследовательской деятельности) «Испарение. Конденсация» Тема урока: «Испарение. Конденсация». Тип урока: комбинированный. Цели урока: образовательные: • формировать понятия о явлениях испарения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Организация исследовательской деятельности младших школьников в интегрированном классе»
Опубликовано: 2 февраля 2017 в 15:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Организация исследовательской деятельности младших школьников в интегрированном классе»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Красникова (УИ 697622) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД