Демидова Гиляна
Организация и содержание деятельности воспитателя в работе с детьми с ОВЗ в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и содержание деятельности воспитателя в работе с детьми с ОВЗ.
При поступлении ребенка в ДОУ в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР, мы начинаем работу с комплексного обследования ребенка.
1-2 дня- организационный момент- начинаю знакомство с детьми, родителями, начинаю сбор анамнестических данных (беседую с родителями, узнаю с их слов об особенностях ребенка).
Публикация «Организация и содержание деятельности воспитателя в работе с детьми с ОВЗ в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
С 1 по 15 сентября (а то и дольше) дети поступают в группу. И с 1го же дня я наблюдаю за ребенком, беседую с ним (это как бы подготовительный этап). Создаю условия, чтобы выявить уровень его развития, уровень освоения образовательной программы в соответствии с возрастом.
Диагностический инструментарий включает в себя:
1. О. А. Сафонова «Экспресс-анализ и оценка детских видов деятельности»
2. Н. А. Короткова, П. Г. Нежнов «Нормативные карты возрастного развития дошкольников".
Методика О. А. Сафоновой дает направления для более глубокого изучения параметров. Она позволяет выявит какие виды деятельности у ребенка (игровая, конструктивная, речевая, изобразительная и др.) не сформированы или сформированы недостаточно и соответствует тот или иной вид деятельности возрастной норме.
В основе диагностики лежит метод – наблюдения. Наблюдение осуществляется за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Во всех видах деятельности детям предлагается выполнить задание-самостоятельно. Смотрим, получается у ребенка или нет, если нет, то помогаем, пока задание не будет выполнено. Но бывает так, в виду особенностей детей с ОВЗ, что мне что-то не понятно, нужно что-то уточнить. Тогда я включаю другие пробы и в игровом взаимодействии выявляю знания ребенка, его особенности.
Эта методика хороша тем, что она не требует особых затрат, специальных условий и каждый специалист может для себя почерпнуть информацию.
Как правило ее нужно проводить 2 раза в год (в начале и в конце). Но за детьми с ОВЗ, из-за их особенностей, необходимо постоянное динамическое наблюдение за их деятельностью.
Методика Н. А. Коротковой, П. Г. Нежнова «Нормативная карта возрастного развития дошкольников". Эта методика позволяет нам выявить проявление у детей инициативы (творческую, познавательную, коммуникативную и т. д.).
В основе диагностики лежит метод – наблюдения. Наблюдаем в свободной самостоятельной деятельности детей.
Диагностическая карта заполняется три раза в год, что совпадает с периодами обучения.
На каждого ребенка также ведется индивидуальная Карта развития, в которой мы фиксируем результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности. Для заполнения карты нет необходимости организовывать специальные ситуации (в карте прописаны все шаги развития ребенка).
После диагностики мы обмениваемся результатами обследования, определяем задачи на 1 период обучения, выстраиваем индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) на каждого ребенка. В ИОМ я планирую свою работу с учетом возраста ребенка, его познавательного развития, индивидуальных возможностей. А в карте развития отражаю ход выполнения коррекционной работы.
Далее начинаем коррекционно- развивающий процесс. А для него нужны специальные условия. И спец условие в нашей группе- это работа по АООП. Содержание коррекционного обучающего процесса заложено в АООП, в которой указаны цель и коррекционно-развивающие задачи.
Важное внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников. Она должна быть содержательно-насыщенной, доступной, вариативной. С этой целью у нас созданы различные уголки с разнообразным материалом: дидактические игры, предметные и сюжетные картинки, пособия по развитию мелкой моторики, так же прошу родителей поучаствовать в организации предметной среды, оформлению уголков (пр, по теме «Овощи, фрукты» просила принести настоящие, чтобы дети могли потрогать, понюхать, попробовать).
Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; совместное проведение комплексных занятий; а также еженедельные и ежедневные задания.
Воспитательно-образовательный план строится в соответветствии с тематическим планированием. Специфика моей работы как воспитателя заключается в предварительной работе с детьми. То есть подготавливаю их к следующей теме, чтобы они на занятие к логопеду пришли уже с какими -то знаниями, представлениями (например, в пятницу вечером я уже готовлю детей к следующей теме: провожу беседу, или мы просто рассматриваем картинки, иллюстрации по теме, читаем какое то произведение, даю дом задание на выходных родителям и т. п.)
В преемственности моей работы и логопеда есть документации, в которых отражается ход совместной нашей работы. Например, тетрадь взаимодействия, где логопед подбирает примерный лексический материал по каждой изучаемой теме, различные игры (подвижные игры, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика,• игры на развитие лексико – грамматических категорий и связной речи; • игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи;) дает рекомендации по чтению худ. произведений,
Из этой тетради я беру игры и использую их как на занятиях, так и в режимных моментах (пр, в утреннем круге, перед обедом и пр.)
Кроме того я присутствую на фронтальных занятиях логопеда, а логопед –на моих занятиях.
Еще есть индивидуальные тетради на каждого ребенка, по которым я провожу индивидуальную работу с ним вечером, где логопед дает задания по автоматизации и дифференциации звуков, закреплению лексико-грамматических конструкций.
Кроме речевых нарушений у детей наблюдается и сниженная познавательная деятельность. Поэтому по формированию познавательных процессов идет тесное взаимодействие с педагогом-психологом. Он помогает найти индивидуальный подход к каждому ребенку, помогает в выборе наглядного материала, в организации педагогического процесса.
В нашей работе также важна взаимосвязь воспитателя и музыкального руководителя. Я помогаю детям выполнять серию необходимых движений, уточняю инструкцию музыкального руководителя, направляю и поддерживаю детей. Музыкальный руководитель подбирает игры на развитие чувства ритма (пр, хороводно-речевые игры, упражнения на развитие дыхания, голоса, просодики.
Также взаимодействие осуществляется при подготовке к утренникам, развлечениям, тематическим занятиям. Я и музыкальный руководитель совместно с логопедом подбираем стихи, песни, инсценировки и другой музыкально- речевой материал. Каждому ребёнку мы даём возможность выступить на празднике и продемонстрировать свои достижения и возможности.