Ольга Трифонова
Организация и содержание деятельности психолого-педагогического консилиума (ППК) в условиях образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогический консилиум (ППк) — это одна из организационных форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
Целью деятельности ППк является разработка системы психолого-педагогической помощи детям, имеющих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, исходя из реальных возможностей образовательной организации и в соответствии с особыми образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Темочки:
Задачами деятельности ППк ОО являются:
• организация и проведение комплексной психолого-педагогической диагностики обучающегося с использованием современных диагностических методик, направленных на выявление актуального уровня развития ребёнка: особенностей сенсомоторного развития, познавательной деятельности, эмоционально-личностной сферы, уровня развития речи; и определение потенциальных возможностей;
• выявление детей, не проходивших ПМПК, но тем не менее нуждающихся в дополнительных специализированных условиях и помощи со стороны различных специалистов для успешной адаптации и обучения; организация работы с родителями таких детей по выполнению рекомендаций и направлению их на ПМПК;
• определение характера, продолжительности и эффективности психолого-педагогической, коррекционно-развивающей помощи в условиях ОО;
• содействие созданию специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и детей с инвалидностью в соответствии с заключением ПМПК;
• подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, уровень успешности, эффективность реализации программ коррекционной работы;
• организация взаимодействия между специалистами ОО и специалистами, участвующими в деятельности консилиума;
• подготовка характеристики или заключения для предоставления при необходимости в ПМПК (Положение о психолого-медико-педагогической комиссии от 20 сентября 2013 г. № 1082, п. 15).
Примерный состав ППк:
– заместитель руководителя ОО или старший воспитатель ДОО (председатель консилиума);
– учитель или воспитатель дошкольной образовательной организации (ДОО, представляющий ребёнка на ППк;
– учителя (воспитатели ДОО) с большим опытом работы;
– педагог-психолог;
– учитель-дефектолог и/или учитель-логопед;
– тьютор или ассистент;
– социальный педагог;
– педагог дополнительного образования;
– врач-педиатр (невропатолог, психиатр);
– медицинская сестра.
Виды организации ППк:
- по времени проведения: первичный, заключительный;
- по плановости проведения: плановый, внеплановый;
- по результатам диагностики;
- по запросу педагогов;
- по запросу родителей.
Первичный ППк проводится при зачислении ребёнка в ОО сразу по завершении первичных обследований у специалистов психолого-педагогической службы. ППк собирается для решения вопросов организации приёма обучающихся (воспитанников и учеников) и проведения первичного знакомства с ребёнком, анализа проблем обучения и воспитания ребёнка в семье или в организации.
Цель – определение особенностей развития обучающегося, возможных условий и форм его обучения, необходимого психологического, логопедического и иного сопровождения педагогического процесса.
Заключительный ППк проводится в связи с завершением рекомендованного курса психолого-педагогической помощи.
Цель – оценка актуального уровня развития обучающегося на момент окончания определённого этапа коррекционно-развивающей работы: степени социализации, состояния эмоционально-волевой и поведенческой сфер, высших психических функций; разработка рекомендации для педагогов, которые будут работать с ребенком в дальнейшем.
Плановые ППк проводятся не реже одного раза в полугодие.
Цель – оценка динамики обучения и эффективности коррекционно-развивающих программ, внесение в случае необходимости изменений и дополнений в коррекционную работу, корректировка форм и методов работы.
Внеплановые ППк (срочные) собираются по запросам специалистов (в первую очередь педагогов, непосредственно работающих с ребёнком. Поводом для проведения внепланового консилиума является зачисление нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении, выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребёнка в данных образовательных условиях (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе) в соответствии с запросами родителей (законных представителей) обучающегося.
Нормативное обеспечение деятельности ППк ОО:
– приказ о создании ППк ОО (с обязательным утверждением состава консилиума);
– положение о ППк ОО, утверждённое руководителем ОО (данное положение является единым для всех уровней образования в ОО);
– договор между ОО (в лице руководителя ОО) и родителями (законными представителями) обучающегося ОО о его психолого-педагогическом обследовании и сопровождении;
– договор о взаимодействии ПМПК и ППк ОО;
– заявление родителей (законных представителей) о создании специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ и детей с инвалидностью.
Основные принципы организации командной работы специалистов ППк
(А. Я. Юдилевич, 2002).
Мультидисциплинарный принцип – осуществление комплексного подхода к оценке развития ребёнка при равноправном учёте данных всех специалистов ППк.
Междисциплинарный принцип – это коллегиальные решения членов ППк.
Специалисты консилиума выполняют работу в рамках основного рабочего времени в соответствии с должностными обязанностями, корректируя индивидуальный план работы с реальным запросом ОО в работе ППк.
По усмотрению администрации им может быть установлена доплата за увеличение объёма работ при условии заблаговременного планирования деятельности ППк.
В целом порядок деятельности ППк ОО определяется соответствующим Положением, которое не должно противоречить современному законодательству в области образования.
При отсутствии специалистов необходимой квалификации и невозможности самостоятельно создать ППк образовательная организация должна прибегнуть к ресурсам сетевого взаимодействия.
ППк должен определить ресурсы ОО в части:
– самостоятельного оказания психолого-педагогической помощи;
– создания специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ или инвалидностью;
– наличия необходимых специалистов и степени их включённости в процесс психолого-педагогической помощи;
– возможности привлечения дополнительных ресурсов из других организаций и системы взаимосвязи специалистов.
Алгоритм подготовки и проведения ППк.
1. Председатель ППк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ППк о необходимости обсуждения проблем ребёнка и организует подготовку и проведение заседания ППк.
2. Председатель ППк по согласованию с родителями (законными представителями) устанавливает график проведения обследования ребёнка каждым специалистом с учётом возрастной физической нагрузки на ребёнка и дату заседания ППк.
3. К заседанию ППк ведущий специалист проводит сбор необходимой первоначальной информации. Специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребёнком, представляют заключения на ребёнка и рекомендации. В ходе заседания ППк ведётся протокол. Протокол ППк подписывается председателем и всеми членами ППк.
4. На заседании ППк организуется коллегиальное обсуждение результатов обследования и формируется коллегиальное заключение, содержащее обобщённую характеристику структуры нарушения психофизического развития ребёнка (без указания диагноза) и программу психолого-педагогической помощи, обобщающую рекомендации специалистов. Коллегиальное заключение подписывается председателем и всеми членами ППк.
5. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ППк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
6. Родители (законные представители) воспитанников имеют право присутствовать при обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать своё мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
7. При направлении ребёнка на ППК копия коллегиального заключения выдаётся родителям на руки. Копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ППк. В другие учреждения и организации заключения специалистов и коллегиальное заключение ППк могут направляться только по официальному запросу.
Для организации деятельности ППк основными являются следующие документы:
1. Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк.
2. Положение о ППк.
3. План работы ППк ОО на учебный год (годовой план и график плановых заседаний).
4. Журнал записи на ППк.
5. Журнал (папка) протоколов заседаний ППк ОО.
6. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ППк ОО.
7. Журнал регистрации обучающихся, направленных на ПМПК.
8. Карта развития обучающегося (карта (папка) развития обучающегося (воспитанника, содержащая педагогическую характеристику, заключения специалистов ППк, коллегиальное заключение ППк, дневник динамического наблюдения с фиксацией: времени и условий возникновения проблемы, мер, предпринятых до обращения на ППк, и их эффективности, сведений о реализации и эффективности рекомендаций ППк).
9. Отчёт о работе ППк ОО.
10. Договор между ППк и родителями (законными представителями).
11. Договор о взаимодействии ПМПК и ППк.
В Журнале записи детей на ППк фиксируются сведения о дате и времени обращения на ППк, информация об инициаторе обращения (фамилия, имя, отчество, кем приходится ребёнку, повод обращения, информация о ребёнке (фамилия, имя, отчество, дата рождения, график проведения обследования ребёнка каждым специалистом.
В Журнале регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ППк фиксируются сведения о дате и времени регистрации заключений и рекомендаций, информация о ребёнке (фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, проблема, отражённая в заключении, заключение специалиста или коллегиальное заключение консилиума, рекомендации о создании специальных условий, состав консилиума.
Оба журнала имеют сквозную нумерацию страниц, вертикально прошиваются, на лицевой стороне наклеивается заверительная надпись: «Прошнуровано и пронумеровано … страниц (количество страниц)», с подписью руководителя и печатью образовательной организации.