Елена Суходолова
Организация и проведение самообследования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы самообследования
Самообследование осуществляется в несколько этапов:
1. Этап планирования и подготовки работ по самообследованию ОО :
- заседание Педагогического совета: принятие решения о формах и сроках проведения самообследования, определение основных направлений, формирование рабочих групп по направлениям;
Публикация «Организация и проведение самообследования в ДОУ» размещена в разделах
- издание приказа: о порядке, сроках проведения самообследования и со-ставе комиссии по проведению самообследования; назначении председателя и заместителя председателя Комиссии (как правило, им является руководитель учреждения, заместителем председателя Комиссии является заместитель).
- определение содержания самооценки, методов сбора информации;
- техническое обеспечение;
- проведение обучающих семинаров для рабочих групп.
В состав Комиссии включаются представители коллегиальных органов управления ОО, представители общественных организаций.
Председатель Комиссии проводит организационное подготовительное совещание с членами Комиссии, на котором:
- рассматривается и утверждается план проведения самообследования;
- за каждым членом Комиссии закрепляется направление работы ДОУ, которые подлежат изучению и оценке в процессе самообследования;
- уточняются вопросы, подлежащие изучению и оценке в ходе самообследования;
- дается развернутая информация о нормативно-правовой базе, используемой в ходе самообследования, о месте (ах) и времени предоставления членам Комиссии необходимых документов и материалов для проведения самообследования, о контактных лицах;
- определяются сроки предварительного и окончательного рассмотрения на Комиссии результатов самообследования;
- порядок взаимодействия между членами Комиссии и сотрудниками ОО в ходе самообследования;
- ответственное лицо из числа членов Комиссии, которое будет обеспечивать координацию работы по направлениям самообследования, способствующее оперативному решению вопросов, возникающих у членов Комиссии при проведении самообследования;
- ответственное лицо за свод и оформление результатов самообследования организации в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию.
В план проведения самообследования в обязательном порядке включается (п. 6. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией») : организации образовательной деятельности, системы управления ОО, содержания и качества подготовки воспитанников, организации учебного процесса, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, анализ показателей деятельности ОО, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
2. Этап организацию и проведения самообследования ОО осуществляется в соответствии с планом его проведения, принятым решением Комиссии. На этом этапе осуществляется:
- сбор информации: тестирование, анкетирование, собеседование, заполнение таблиц;
- обработка и систематизация информации;
- анализ полученных данных, определение их соответствия образовательным целям и требованиям ФГОС;
- выявление и формулирование проблем.
3. Этап обобщения полученных результатов и на их основе формирова-ние отчета включает в себя: подготовка текста отчета; обсуждение результатов самооценки; корректировка целей и задач улучшения качества, деятельности образовательной организации, которые будут учтены при планировании работы на следующий учебный год.
4. Этап Рассмотрение отчета органом управления организацией, к компетенции которого относится решение данного вопроса:
- утверждение отчета в статусе официального документа на педагогиче-ском совете;
- представление отчета учредителю и размещение его на официальном сайте ОО.
2.2 Подготовка нормативного обеспечения самообследования
Образовательной организации перед проведением внутренней экспертизы, в первую очередь, следует сформировать комплекты (банк) нормативных документов и учебно-методических материалов, регулирующих и обеспечивающих подготовку по образовательным программам, реализуемым в соответствии с лицензией. В формируемом банке целесообразно представить информацию о наличии правоустанавливающих документов:
- Устав ОО.
- Копия действующей лицензии и приложений к ней.
- Копия свидетельства о государственной аккредитации и приложения к не-му.
- Приказы руководителя по организации воспитательно-образовательной деятельности.
- Планы работ, протоколы заседания Педагогического совета за период самообследования.
- Программа развития образовательного учреждения и годовые отчеты за последние три года, предшествующих самообследованию.
- Все внутренние локальные акты, регламентирующие образовательную деятельность.
- Результаты административного контроля образовательных достижений воспитанников.
- Положение и методических объединениях.
- Основные образовательные программы и учебные планы.
- Планы работы и годовые отчеты.
- Результаты участия в конкурсах.
- Наличие санитарно-эпидемиологического заключения на образовательную деятельность.
- Договор о взаимоотношениях между ОО и Учредителем.
В формируемый банк целесообразно включить информацию о наличии документации ОО:
* наличие основных федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых актов, регламентирующих работу ОО;
* договоры ОО с родителями (законными представителями);
* личные дела воспитанников;
* акты готовности ОО к новому учебному году;
* номенклатура дел ОО;
* журнал учета проверок должностными лицами органов государственного контроля;
* документы, регламентирующие предоставление платных услуг, их соответствие установленным требованиям (если таковые оказываются в ОО).
2.3. Отчет о самообследовании
Отчет о самообследовании включает в себя аналитическую часть и результаты анализа показателей самообследования.
Отчет рассматривается на педагогическом совете и подписывается руководителем и заверяется печатью ОО. Соответственно ответственность за достоверность информации, представленной в отчете о самообследовании, несет руководитель ОО.
Составляя отчет по самообследованию, следует учесть следующее:
1. Отчет должен быть структурирован по разделам.
2. Выводы по каждому направлению должны быть обоснованными.
3. Информация, представленная в таблицах, должна быть достоверна, проверяема и сравнима.
4. Отчет о результатах самообследования должен иметь многофункциональное назначение: стать основой для подготовки сведений о реализуемых программах при прохождении государственной аккредитации и разработки стратегии развития ОО; быть исходным материалом для проведения внешней оценки деятельности ОО; помочь в выявлении и распространении положительного опыта, новых форм и методов в организации образовательного процесса.
Таблицы, диаграммы и рисунки отчета должны иметь порядковый номер. Нумерация таблиц, диаграмм и рисунков – внутренняя сквозная. Название таблиц выполняется обычным начертанием по центру страницы. Переносы и точки в конце названий не допускаются. Номер таблицы располагается над названием таблицы в правом верхнем углу листа после слова «Таблица». Название рисунков располагается под рисунком по центру страницы.
Примерная структура отчета о результатах самообледования
Отчет о проведении самообследования может быть структурирован следующим образом:
Введение
Раздел 1 Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Раздел 2 Структура и система управления
Раздел 3 Реализация образовательной программы, оценка качества образования:
3.1. Статистические данные по ОО
3.2. Структура подготовки выпускников
3.3. Качество подготовки воспитанников
3.4. Степень освоения требований ФГОС
3.5. Содержание подготовки
3.6. Внутренняя система оценки качества образования
Раздел 4 Условия образовательного процесса
4.1. Кадровое обеспечение
4.2. Учебно-методическое обеспечение
4.3. Организация воспитательно-образовательного процесса
4.4. Инфраструктура
Заключение
Приложения