Юлия Ивановна Тугушева
Организация и проведение речевых игр в ходе режимных моментов в первой половине дня
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и проведение речевых игр в ходе режимных моментов
(в первой половине дня).
Для полноценного развития речи наших воспитанников мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов развития речи детей являются речевые игры. Когда все, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический, поэтому все режимные моменты сопровождаются стишками-потешками.
Публикация «Организация и проведение речевых игр в ходе режимных моментов в первой половине дня» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Например, утром, встретив детей, можно проговорить:
Дили-дили-дили-дили!-
Колокольчики звонили.
Дили-дили-дили-дили!-
Колокольчики будили
Всех жуков, пауков
И весёлых мотыльков.
Динь, день! Динь, день!
Начинаем новый день!
Дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но им будет интересней если они пойдут умываться со словами :
Тра-та-та, тра-та-та,
Где там прячется вода?
Выходи, водица,
Мы хотим умыться
В предвкушении завтрака поднимет аппетит шутливая потешка:
Кастрюля-хитрюля
Нам кашки сварила!
Нам кашки сварила,
Платочком накрыла!
Платочком накрыла,
И ждет нас - пождет,
И ждёт, кто же первым придёт?
Заинтересовать в приеме ищи можно словами :
Среди зимы наступит лето,
Когда попробуешь ты это.
Приятно завершить завтрак словами :
Я сыта и весела.
Кашка вкусная была.
В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутками и пальчиковыми гимнастиками, также имеют большое значение, потому что внимание детей короткое, они быстро устают. Физкультминутки помогают им расслабиться, а пальчиковые гимнастики помогут подготовиться к творческой деятельности. Дети проговаривают их с воспитателем, сопровождая слова движениями.
Речевые игры разнообразят детские прогулки. Например, кормление птиц:
. На ладонь посадим птичку, кормим милую синичку.
Птичка зернышки клюет, деткам песенку поет :
«Тень-тень потетень, я летала целый день».
Ждут синичку пять птенцов - голосистых молодцов.
Детки в гнездышке сидят и, конечно, есть хотят.
Шутливая потешка пригласит ребят к обеду:
Тары-бары-тарарешки,
Суп хвалили поварешки!
Разливали по тарелкам,
По глубоким и по мелким.
Тары-бары-тарара,
Услыхала детвора,
Прибежала, прибежала,
Прибежала со двора!
Приходите в гости к нам -
Хватит супчику и вам!
И поможет заснуть :
Ай, люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать, стали детки засыпать.
Благодатными для развития речи оказываются все виды детской деятельности, все режимные моменты, поэтому речевые игры целесообразно проводить не только на занятиях по развитию речи, но и на прогулке, в процессе наблюдений, в индивидуальном и групповом общении и непосредственно в игровой деятельности.
Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование различных игр. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова,активно обогатить свой словарь.
Игры со словами желательно проводить ежедневно, каждый раз используя по 3-4 разных задания, начиная с упражнения на речевое дыхание, обеспечивающее хорошее звучание голоса, нормализуюшее звуко и голосообразование. Сложность предлагаемого материала варьируется таким образом, чтобы ребенок смог успешно с ним справиться и порадоваться результату и, с другой стороны, достиг этого результата с некоторым усилием сосредоточенности и внимания.
Игра необходима для снижения психических и физических нагрузок. Игра развивает язык, а язык организует игру.
Во все виды детской деятельности включаются дидактические игры по развитию речи, развитию речевого дыхания, занимательные фонетические, лексические, грамматические упражнения. Речевая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, вырабатывает хорошую дикцию, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в игры включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо. Формируют быструю реакцию на слово.
Подвижные игры с текстом несут на себе сюжетную, смысловую нагрузку и потому более увлекательны для детей, ведь здесь дети выступают в роле различных животных, птиц и сказочных персонажей.
Очень детям нравятся игры с «тайнами». «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м].
Нравятся игры «Добавлялки», игры-рифмовки, которые не только учат приемам сочинения, но и пополняют словарный запас.
Примером игр для развития фонетико – фонематических процессов могут послужить такие игры как «Поймай звук», «Хлопай не зевай», «Назови первый, последний звуки»,»Поиграем в сказку», «Испорченный телефон» и т. д.
Развитию лексической стороны речи способствуют следующие игры: СРИ «Новоселье», «Фрукты-овощи», лото «В мире растений», «Летает, а не птица», «Назови ласково», «Исправь ошибку», «Подбери слова», «Скажи наоборот», Отгадай, что это».
Развитию связной речи способствуют игры «Отгадай-ка», «Нарисуй сказку», «Чего на свете не бывает» и другие.
Пусть наши дети играют, а мы поможем им в освоении родного языка.
Язык как орудие мышления играет большую роль в умственном развитии ребенка. Еще К. Д. Ушинский сказал: «. родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается».