Олеся Кушнина
Организация и проведение педагогической работы с использованием игр-драматизаций с пальчиками
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и проведение педагогической работы с использованием игр – драматизаций с пальчиками для детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии
Разработала учитель – логопед
Кушнина Олеся Викторовна
Одной из форм работы по автоматизации звуков является кружковая работа, основанная на ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой.
Публикация «Организация и проведение педагогической работы с использованием игр-драматизаций с пальчиками» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
В кружковой работе со старшими дошкольниками со стертой формой дизартрии мы будем использовать один из видов игр – драматизаций – игры – драматизаций с пальчиками, так как они особенно полезны для развития мелкой моторики, что благотворно сказывается в подготовке кисти к письму и автоматизирования звуков в самостоятельной речи.
Для воспитанников старшей группы нами был организован кружок «Болтунишка», занятия проводились на протяжении 3 месяцев, в рамках которого осуществлялась работа по автоматизации свистящих звуков у детей со стертой формой дизартрии с использованием игр – драматизаций.
Для кружка был разработан перспективный план. В течение трёх месяцев 2 раза в неделю по 20 минут проходило занятие кружка. Всего было проведено 24 занятия. На каждом занятии автоматизировался свистящий звук через игры – драматизации с пальчиками.
Материалы для коррекционно – образовательных занятий подбирались и разрабатывались тщательно, с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей со стертой формой дизартрии.
Тематический план коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии по автоматизации группы свистящих звуков через игры – драматизации
Месяц Неделя № Тема Игры - драматизации Цели игры
Январь
3 1 Звук [с] «Капуста»
- что за скрип? (кулачки сжимаются, разжимаются) что за хруст? (пальцы скрещиваются друг с другом)
Это что еще за куст? (показать ладони)
- как же быть без хруста (пальцы скрещиваются друг с другом,
если я - капуста? (руками показать форму капусты)
- мы капусту рубим, рубим (ребрами ладоней постучать по столу)
Мы морковку трём, трём (козонками кулачков потереть друг о друга,
Мы капусту солим (имитация щепотки соли, солим,
Мы капусту жмём, жмём (кулачки сжимаются - разжимаются) [6; 9]. - Автоматизация звука [с] в самостоятельной речи;
2 Звук [с] «Улей»
Пчелиный дом (руки над головой «крыша») зовется "Улей"
Пчела в него несётся пулей,
А сколько в этом доме есть (указательными пальцами выполняются спиралевидные движения)
Таких же пчел еще - несчесть! (руками по очереди вверх - вниз)
Он весь как будто на ладони (показать ладони)-
Пчелиный, сладкий, дружный домик (кончики пальцев свести вместе).
(Что беспощаден он к врагу (пригрозить указательными пальцами) Об этом вспомнишь на бегу. (постучать кончиками пальцев по столу)[21;17]
4 3 Звук [с] «Снегопад»
Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно
Над деревьями кружит и над колокольней (руки вверх, пальцы врозь).
Каждый дом и каждый куст греет, одевает (кончики пальцев обеих рук свести вместе)
Снеговая шубка (погладить руками предплечье) и шапка снеговая (погладить голову).
Белых хлопьев белый пух с неба валит валом,
Укрывая белый свет белым одеялом (погладить тыльные стороны ладоней,
Чтобы слева, впереди, позади и справа (указательным пальцем показываем лево, право, зад, перед)
Сладко спали до весны дерева и травы (ладони сложить вместе и поднести к голове).
Это сколько ж наметет снега за ночь - то! (плечи вверх - вниз)
Это как же полетят с горки саночки! (пальцами провести по запястью)[21;26]
4 Звук [c] «Снегопад» (повторение)
«Скворцы»
Из скворечника (руками сделать «домик») торчат (голову вперед)
Клювы (руки в кулак, соединить указательный с большим пальцем) маленьких (ладошки перед собой) скворчат (на обеих руках свести все пальцы к указательному).
Клювик раз (руку в кулак, соединить указательный с большим пальцем, клювик два (руку в кулак, соединить указательный с большим пальцем,
Лапки, лапки (по очереди опереться ладонями о столешницу, голова (обнять кулачек левой реки ладонью правой) [7;2].
Февраль 1 5 Звук [с] «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок
Кати по снегу свой снежок (имитация движения лепки комочка снега)-
Он превратится в толстый ком (руками показать большой круг)
И станет ком снеговиком (в воздухе пальцами изобразить два круга).
Его улыбка так светла (улыбнуться!
Шляпа (погладить голову, нос (коснуться указательным пальцем кончика носа, метла.
Но солнце припечет слегка (посмотреть вверх) -
Увы! - и нет снеговика (плечи вверх, руки в сторону) [21;28].
6 Звук [с] «Ученые мартышки»
Две проказницы мартышки (указательными пальцами оттопырить ушки)
Полистать любили книжки (потереть ладони друг о друга).
Потрясти их (пальчиками на обеих руках постучать о большие пальцы, полистать (указательным пальцем провести по ладони)
И как будто почитать (раскрыть ладони перед собой).
Ловко принялись за дело (всеми пальчиками по очереди коснуться большой палец)
И очки они надели (изобразить очки).
К носу книжку поднесли (поднести ладони к лицу,
Вдруг подальше отвели (отвести ладони от лица).
Ничего в очках не видно (закрыть ладонями лицо).
И мартышкам так обидно! (имитация движения стирать слезы руками)[21;14]
2 7 Звук [с’] «Ай, ду-ду, ду-ду»
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду (поиграть на дудочке!
Сидит (руки на пояс, присесть) ворон (сложить пальчики к большому – «клювик») на дубу (руки вверх, пальцы развести,
Он играет во трубу
Во серебряную (поиграть на дудочке) [6;4]. - Автоматизация звука [с’] в самостоятельной речи;
8 Звук [c’] «Рано утром мы проснулись»
(ладонями закрыть лицо)
Мы проснулись рано утром (ладони убрать от лица,
Потянулись бодро (руки вверх, шумно.
Чтобы сон ушел, зевнули (зеваем,
Головой слегка тряхнули (покачать головой).
Разбудил нас бег на месте (потоптать ногами).
К ванне побежали вместе (на столе пальцем рисуем прямоугольник).
Умывались и плескались (имитация умывания,
Зубы вычистить пытались (имитация чистки зубов).
Причесались аккуратно (погладили руками голову,
Приоделись все опрятно (руками провести вдоль туловища).
Не хотим мы больше спать (указательными пальцами водить влево, вправо).
Будем весело играть! (постучать пальцами по столу) [8; 28]
3 9 Звук [с’] «Приготовили обед»
Сели как-то мы обедать
И позвали в дом соседей.
Скатерть белую накрыли,
Ложки, вилки разложили,
Хлеб нарезали и сыр,
Приготовили гарнир.
(Дети резкими движениями
трут ладонь о ладонь
кончиками пальцев от себя.)
Помешали его в чашке
(Делают вращательные
движения рукой.)
И добавили колбаски,
А из фарша всем котлеты
Жарили мы без диеты.
Посолили (показать щепотку соли, поперчили (кулачки сжимаются разжимаются,
Замесили. Не забыли
Лук сердитый положить (имитация движения стряхнуть слезы)
И скорее все закрыть [18; 17].
10 Звук [c’] «Рано утром мы проснулись»,
«Приготовили обед» (повторение)
4 11 Звук [з] «Маленький кролик»
Маленький кролик по имени Кролик
всех нас смеяться (улыбнуться) заставил до колик:
прыгал за белкой, за уткой скакал (постучать ладонями о стол,
лапкой тюльпан поднимал, как бокал (свести все пальцы на ладонях к большому пальцу).
Ах, как смешно его уши торчали! (руки вверх, пальцы врозь)
Мы хохотали, души в нем не чая, (улыбаемся)
но, на опушке заметив лису, (ребром ладони коснуться лба)
он подмигнул (подмигнуть) нам и скрылся в лесу (закрыть лицо руками 21;13]). - Автоматизация звука [з] в самостоятельной речи;
12 Звук [з] «Маленький кролик» (повторение)"
Март 1 13 Звук [з] «Зайчики»
Раз, два, три, четыре, пять-
Вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять-
В домик спрятались опять!
(Сначала пальчики поочередно разгибаем из кулачка, потом также поочередно собираем в кулачок) [19;90]
14 Звук [з] «Пчела»
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела,
Машут руками вверх – вниз.
А за нею шмель – шмелёк
И веселый мотылек,
Два жучка и стрекоза,
Произнося название насекомых, загибают
по одному пальчику на обеих руках.
Как фонарики глаза,
Делают «очки» из пальчиков.
Полетали, полетали,
Машут руками вверх – вниз.
От усталости упали.
Роняют руки вниз, хлопая себя по бокам [48; 27].
2 15 Звук [з] «Звон»
С колокольни звон, звон –
Благовест зовется он.
Звони, мой колокол, звони.
Зови людей к себе, зови!
Потряхивание расслабленными кистями рук (1, 2 строки). Попеременное постукивание кулачком одной руки по кулачкам другой (3, 4 строки). “Сплести” пальцы обеих рук между собой, чередовать поднятие и опускание пальцев [21;34]
16 Звук [з’] «Домик»
Стенка, домик (потрогать щечки,
Потолок (потрогать лобик,
Две ступеньки (прошагать пальцами по столу,
Дзинь – звонок! (нажать на носик)[2; 56] - Автоматизация звука [з’] в самостоятельной речи;
3 17 Звук [з’] «Домик», «Палец толстый и большой»
Палец толстый и большой (показать большой палец)
В сад за сливами пошел. Указательный с порога (показать указательный палец)
Указал ему дорогу.
Средний палец самый (показать средний палец) меткий
Он сбивает сливы с ветки.
(показать безымянный палец)
Безымянный подбирает,
А мизинчик – господинчик (показать мизинец)
В землю косточки сажает [23;126].
18 Звук [з’] «Палец толстый и большой» (повторение)
4 19 Звук [ц] «Кто как»
Кошка - коль придётся-
По земле крадется (ладонями передвигать по столу).
Может это слухи (показать пальчиками на уши) - но Кролик длинноухий (ладони поднести к голове пальцами вверх,
Если делать нечего (плечами пожимать вверх-вниз)
Прыгает кузнечиком (пальчиками постучать по столу) [21;19]. - Автоматизация звука [ц] в самостоятельной речи;
20 Звук [ц] «Кто как» (повторение)
"Пять малышей"
Один малыш (указательный палец вверх) качается в саду (опустить указательный палец вниз и качать влево, вправо)
Два малыша (указательный и средний пальцы вверх) купаются в пруду (развести ладони в разные стороны,
Три малыша (указательный, средний, безымянный вверх) ползут к дверям в квартире (перекладывать ладони по столу,
а в эту дверь (кулачком правой руки постучать о ладонь левой руки) стучат еще четыре (указательный, средний, безымянный, мизинец показать вверх).[21;7]
Апрель 1 21 Звук [ц] «Пять малышей» (повторение)
22 Звук [ц] «Вот как пальчики шагают»
Вот как пальчики шагают (по очереди ладонями вверх - вниз)-
и мизинец (ладони на столе, мизинцы приподняты) и большой (большие пальцы приподняты,
Указательный (указательные приподняты, касаются друг друга) и средний (приподняты, касаются друг друга,
Безымянный - вот какой! (приподняты, касаются друг друга)
Вот какие наши ручки (по очереди ладонями вверх - вниз)-,
лихо пляшут у ребят («фонарики»).
Вот какие наши ручки (по очереди ладонями вверх – вниз,
Веселятся и шалят (хлопки ладошками! [7; 13]
2 23 Звук [ц] «Вот как пальчики шагают» (повторение)
«Жили были зайцы.»
Жили - были (кистями рук покрутить перед собой «фонарики») зайцы (показать ушки)
На лесной (прямые руки вверх, пальцы врозь – «дерево») опушке (ладонями нарисовать плоскость,
Жили-были («фонарики»)зайцы («ушки»)
В беленькой избушке (домик над головой).
Мыли (пальцами правой руки провести по указательному пальчику) свои ушки (то же по среднему,
Мыли (потереть правой рукой левую) свои лапочки (потереть левой рукой правую,
Наряжались (покрутить кистями рук внизу) зайцы («ушки»,
Надевали (потопать правой ногой) тапочки (потопать левой ногой) [7; 14]. - Автоматизация звука [ц] в самостоятельной речи;
24 Звуки [с], [з], [ц] Речевой утренник «Посвистим, позвеним, поцокаем».
«Жили - были зайцы.» (повторение)
«Вот как пальчики шагают» (повторение)