Ольга Шевченко
Организация и проведение образовательной деятельности по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1
В последние годы произошли существенные изменения в системе дошкольного образования.
Одна из причин введения ФГОС ДО – это обращение воспитателей и педагогов к таким формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.
В тексте ФГОС слово «занятие» заменено на словосочетание - «непрерывная образовательная деятельность». Давайте вместе с вами поищем ответ на такой вопрос
Публикация «Организация и проведение образовательной деятельности по ФГОС» размещена в разделах
- чем же отличается непрерывная образовательная деятельность от традиционного занятия?
Найти ответ на этот вопрос поможет ФГОС ДО.
Слайд № 2
Согласно ФГОС ДО, непрерывная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности.
Так как я работаю с детьми раннего возраста, то видами деятельности являются следующие : предметная деятельность, и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами, (песок, вода, тесто); общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка); восприятие смысла музыки, сказок, стихов; рассматривание картинок, двигательная активность. (В дошкольном возрасте это несколько иные виды деятельности)
(СТАРШИЙ ВОЗРАСТ игровая деятельность, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная).
Выбор форм и методов работы зависит от детей группы, уровня освоения образовательной программы и решения конкретных образовательных задач.
Слайд № 3
Посмотрите на слайд. Найдем три сходства (ОД, наглядность, дети пассивны). А теперь поищем три различия (позиция воспитателя, размещение детей, дети активны). Как вы думаете: где занятие, а где НОД?
Какие же условия нужно мне соблюдать, чтобы занятие превратилось в НОД?
Слайд №4 Рабочее пространство при разной форме организации ОД.
Занятие (школьно-урочная форма) :
за детьми жестко закреплены рабочие места
запрещено перемещение детей
запрещено свободное общение детей; вводится дисциплинарное требование тишины
взрослый – учитель, отдален от детей
НОД по ФГОС :
взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе, в круге
разрешено свободное размещение детей
разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности
разрешено свободное общение детей (рабочий гул)
Слайд №5 Позиция взрослого
Занятие:
Позиция взрослого стабильна (стоит у доски, сидит за столом, либо он перемещается для контроля и оценивания («обходит дозором» детей)
НОД:
Может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то из детей особенно в нем нуждается. При этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга, могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т. д.
Слайд №6 Позиция ребенка
Занятие:
Взрослый - главный, он руководит и управляет ребенком. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит) :«учитель – ученик».
НОД:
Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, старше и опытнее. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого: «партнер – партнер».
Слайд №7
Для чего же нужны эти изменения? Если раньше взрослый передавал свои знания и опыт, то теперь взрослый побуждает детей к самостоятельному добыванию знаний
и использованию их.
Даже с моими маленькими детьми мы опираемся на то, что они знают.
ЗАДАЧИ непрерывной образовательной деятельности не изменились :
Обучающая: повышать уровень развития ребёнка.
Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Изменились их формулировки.
Слайд №8
Для того чтобы проведенная мною образовательная деятельность была увлекательной и полезной я пользуюсь следующими рекомендациями.
Чтобы смотивировать детей на ОД я создаю игровую ситуацию, а также использую психологические минутки для настроя на предстоящую деятельность, реализуя тем самым игровые технологии, педагогику сотрудничества и здоровьесберегающие технологии.
Слайд №9
В основной части образовательной деятельности для «открытий» новых знаний детьми можно создать проблемную ситуацию, понятную для детей данного возраста.
Для своих маленьких воспитанников я могу рассказать, что у каких-то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность, или, наоборот, предстоит радостное событие).
Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и. т. д. сами персонажи этого сделать не могут, но слышали о том (или успели лично убедится, что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.
И, конечно же, во время работы каждый игрушечный персонаж, находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания.
Также этих персонажей я использую для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции.
По окончанию работы, детям необходимо предоставить возможность поиграть со своими подопечными, используя, при желании, полученный продукт.
Также можно использовать представление наглядного материала в виде короткой презентации (2-3 слайда, работы с коврографом.
В процессе получения знаний детьми включаю задания на развитие общеинтелектуальных умений - сравнения, мышления, конкретизации, обобщения; практическую отработку полученных знаний, разноуровневые задания, опытническую деятельность и т. д. При этом не забываю создавать ситуацию успеха и применять индивидуальный подход.
Тем самым я реализую такие современные образовательные технологии, как технологии проблемного обучения, педагогики сотрудничества, информационно-коммуникативные, индивидуального и дифференцированного подхода, гуманно-личностные, игровые и развивающего обучения.
Конечно, не забываю о здоровьесбережении в виде физминуток, ритмических пауз, упражнений на релаксацию и т. д.
Слайд №10
Завершая ОД, использую коллективный вывод и создание ситуации успеха. Главное, чтобы у ребенка остались ИНТЕРЕС и ЖЕЛАНИЕ к образовательной деятельности!
Слайд №11
При организации НОД я не забываю, что требования к организации образовательной деятельности не изменились :
Соблюдение гигиенических условий группы, размещения оборудования и материала
Организация пространства НОД
Взаимодействие педагога и ребенка как равноправных партнеров
Мотивация и эмоциональность
Раскрытие индивидуального опыта ребенка