Фарида Галинович
Организация самостоятельной деятельности дошкольников в свете ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Тема: Организация самостоятельной деятельности дошкольников в свете ФГОС ДО.
2 слайд
Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста :
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
Публикация «Организация самостоятельной деятельности дошкольников в свете ФГОС ДО» размещена в разделах
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
3 слайд
ФГОС ДО подразумевает создание условий для свободного выбора детьми деятельности, поэтому в качестве центров развития могут выступать центры для:
• для сюжетно-ролевых и режиссерских игр;
• для познавательной активности;
• для самостоятельной деятельности детей;
• для двигательной активности;
• для настольно-печатных и развивающих игр;
• для экспериментирования и наблюдением за природными явлениями;
• для отдыха (уединения, общения и пр.)
Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.
4 слайд
Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Педагог может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
5 слайд
Для формирования детской самостоятельности педагог должен вы-страивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:
• учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;
• изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;
• быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.
6 слайд
Выделяют два вида самостоятельной деятельности дошкольников : 1. Игровая деятельность : режиссерская игра, ролевая игра, игры с правилами.
2. Продуктивная деятельность : конструирование, изобразительное творчество, ручной труд.
Основным критерием оценки самостоятельной игровой деятельности воспитанников должно быть игровое поведение, способы распространения игры, умение ребенка, в зависимости от собственного замысла, включать в игру условные действия с предметами, ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события.
7 слайд
Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного воз-раста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте - со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их.
8 слайд
В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника.
9 слайд
Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя.
10 слайд
С целью развития игровой деятельности необходимо :
• создавать в течение дня условия для свободной игры детей;
• определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;
• наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре;
• отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;
• косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей);
• устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности.
11 слайд
Самостоятельная продуктивная деятельность возникает по инициативе ребенка для удовлетворения его индивидуальных потребностей (сделать подарок маме, смастерить игрушку и пр.) Задача взрослого развивать самостоятельность, не нарушая замысла ребенка, используя подсказки, привлекая внимание к объекту, задавая вопросы.
12 слайд
Самостоятельная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребенка:
• развитие инициативы, активности;
• закрепление имеющихся навыков, способов деятельности;
• снижается напряжение, делая внутренний мир ребенка комфортным;
• поднимается самооценка, уверенность в себе, в своих возможностях.
13 слайд
Подготовить ребенка к школе - значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной художественной деятельности : театрально-игровой, изобразительной, художественно-речевой и музыкальной.
В самостоятельной музыкальной деятельности дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр».
Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер.
14 слайд
Организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.