Лучший педагог года

Опыт работы «Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО»

Анна Калинина
Опыт работы «Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО»
▼ Скачать + Заказать документы

Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО

в МБОУ «Хотиловская СОШ»

учитель технологии и ИЗО Калинина Анна Валерьевна

Пояснительная записка

Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы общего образования.

Публикация «Опыт работы „Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО“» размещена в разделах

Согласно ФГОС ООО, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, организуемый по направлениям :

• духовно-нравственное;

• общеинтеллектуальное;

• социальное (общественно-полезная, проектная деятельность);

• спортивно-оздоровительное;

• художественно-эстетическое.

Цель внеурочной деятельности : создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов и способностей на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основные задачи:

1. Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности.

2. Создание особого образовательного пространства для развития индивидуальных способностей и образовательных потребностей ребенка в избранных сферах внеурочной деятельности.

3. Развитие опыта творческой, трудовой, общественно полезной, проектной деятельности.

4. Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

5. Расширение рамок общения с социумом

. Принципы организации внеурочной деятельности

Принцип гуманистической направленности предполагает отношение к ребёнку как к ответственному субъекту собственного развития, субъект-субъектный характер отношений, оказание психолого-педагогической поддержки в самопознании, самоопределении и самореализации личности.

Принцип системности предполагает обеспечение целостности, преемственности ВУД, взаимосвязь между основными компонентами организуемой деятельности, урочной и воспитательной деятельностью, всеми участниками ВУД, опору на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности

Принцип вариативности определяет широкий спектр видов, форм и способов организации деятельности, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся с учетом их возрастных особенностей.

Принцип добровольности предполагает свободный выбор различных видов деятельности на основе личных интересов и склонностей ребенка, способов, темпа, освоения программ внеурочной деятельности в рамках индивидуальных образовательных траекторий.

Принцип успешности и социальной значимости предполагает деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса по формированию у обучающихся потребностей в достижении личностно-значимых и коллективных результатов, формирование позитивной самооценки, самоуважение, конструктивных способов самореализации, создание ситуации успеха в личностной и общественно полезной деятельности.

Принцип валеологической безопасности: динамическая пауза между урочной и внеурочной деятельностью не менее 30 минут (в форме прогулки, спортивной разгрузки, дополнительного питания, проведение занятий в формах, отличных от урочных; организация деятельности в комфортных условиях; длительность одного занятия не более 45 минут.

Внеурочная деятельность в МБОУ «Хотиловская СОШ» (в дальнейшем – школа) осуществляется на основе оптимизационной модели организации внеурочной деятельности и объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Оптимизационная модель.

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь).

Координирующую роль выполняет на уровне класса классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Модель внеурочной деятельности в школе обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности, которая осуществляется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое, в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьное научное общество, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.

Модель внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей школы.

Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. Кроме плана внеурочной деятельности модель внеурочной деятельности так же предусматривает использование следующих документов:

– индивидуальная карта занятости обучающегося во внеурочной деятельности;

– общая карта занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности;

– журнал учета достижений обучающихся во внеурочной деятельности

Данные инструменты обеспечивают реализацию модели внеурочной деятельности школы, а так же создают предпосылки для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, включающих, в том числе, и их внеурочную деятельность.

Описание модели

При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы собственные ресурсы (учителя, педагоги дополнительного образования, учитель физической культуры, библиотекарь, вожатая).

Раздел вариативной части учебного плана школы «Внеурочная деятельность» в полной мере реализовывает требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные занятия школа реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации обучающихся, воспитательные программы.

Школа формирует такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения запросов участников образовательного процесса, в том числе личных потребностей обучающихся. В зависимости от своих интересов и потребностей каждый обучающийся формирует свой индивидуальный образовательный внеурочный вектор.

Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашем образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, направлено на реализацию Образовательной программы школы. Набор внеурочных модулей формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации; таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования и т. д.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности дети будут посещать детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием при школе.

Для реализации внеурочной деятельности составляются Рабочие программы внеурочных курсов в соответствии с целями и задачами, изложенными в Образовательной программе школы.

Модель организации внеурочной деятельности на основе индивидуальных образовательных траекторий обучающихся предусматривает разнообразные формы и виды деятельности обучающихся :

1) игровая деятельность (в том числе ролевые игры);

2) интеллектуально-познавательная деятельность;

3) социально преобразующая добровольческая деятельность;

4) общественно полезная трудовая деятельность;

5) художественное творчество;

6) проектная деятельность;

7) спортивно-оздоровительная деятельность;

8) досугово-развлекательная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность;

10) проблемно-ценностное общение.

Выбор программ организуется по всем направлениям, в течение учебного года обучающиеся должны освоить программы по пяти, тесно связанным между собой направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное (общественно полезная и проектная деятельность).

Занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов.

Направления внеурочной деятельности

Школа реализует дополнительные образовательные программы:

Апробируются следующие способы организации внеурочной деятельности :

1. Реализация программ ВУД, разработанных педагогами в режиме погружений в коллективные творческие дела, которые могут иметь разные формы организации : экскурсии, викторины, походы и т. д.

2. Включение подростка в систему общешкольного самоуправления, коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы.

3. Реализация программ воспитания и развития классных коллективов, созданных классными руководителями.

4. Включение обучающихся в систему дополнительного образования в школе и вне школы.

5. Включение учащихся во внеурочную деятельность через организацию сотрудничества с учреждениями ДО и культуры:

- в/ч 45118;

- музей истории полка;

- клуб офицеров и солдатский клуб;

- учреждения ДО и культуры г. Бологое.

Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с учащимися, так и возможность организовывать занятия крупными блоками (школы актива, тематические смены, фестивали, акции, конкурсы, походы, экскурсии, соревнования и т. п.).

Программа внеурочной деятельности предлагается учащимся и родителям для избирательного освоения, т. е. школьник при поддержке родителей и классного руководителя выбирает из каждого модуля программу курса, не менее 1 и не превышающую 10 часов в неделю.

Условия реализации модели

1. Наличие квалифицированных кадровых ресурсов

При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы:

• собственные ресурсы ОУ (классные руководители 5-9 классов, учителя-предметники, руководители кружков и студий);

• привлеченные специалисты (педагоги дополнительного образования, учреждений образования, науки и культуры).

2. Наличие необходимых площадок для проведения внеурочной деятельности. материальная и информационная база:

• оборудованные спортивные площадки (спортивный и тренажерный залы, спортивная площадка);

• кабинеты для внеклассной работы

• специализированные кабинеты (зал хореографии, кабинет музыки, кабинет ИЗО, кабинеты информатики);

• библиотечно-информационный центр;

актовый зал и др.

Содержание внеурочной деятельности

Ведущее направление развития личности Формы работы Решаемые задачи

Духовно-нравственное Беседы, экскурсии в музеи, просмотр фильмов, встречи с известными людьми, знакомство с историей и бытом города, организация выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся, проведение тематических классных часов, встреч, бесед; участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области.

Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности и активной жизненной позиции обучающихся, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

Общеинтеллектуальное

Предметные недели, интеллектуальные игры, библиотечные уроки, викторины и конкурсы, занятия в компьютерном классе, беседы, разработка проектов к урокам, участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области. исследовательская деятельность, экскурсии по родному краю, в музеи района Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, осознанность непрерывного образования.

Общественно-полезная деятельность, проектная деятельность Трудовые операции, дежурство по школе, организация социально-значимых акций и т. д. Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки Формирование ценностного отношения к труду, ответственности за порученное дело, развитие социальной инициативы.

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов

Спортивно-оздоровительное Занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», проведение бесед по охране здоровья, применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, участие во внутришкольных, районных и областных спортивных соревнованиях. Спортивно-оздоровительное направление есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.

Художественно-эстетическое

Занятия в творческих объединениях, экскурсии, посещение концертов, создание творческих проектов, посещение выставок. Важная составляющая воспитания – приобщение школьников к миру искусства, вовлечение их в творческую деятельность. Вхождение в мир искусства способствует формированию и развитию у учащихся духовно-нравственных качеств, т. к. отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты и нацелено на познание, прежде всего, внутреннего мира человека, его идеалов, жизненных ориентиров и ценностей. Сфера досуга создает достаточно комфортные условия для раскрытия творческого потенциала детей.

Ожидаемые результаты внеурочной деятельности

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное развитие ребёнка благодаря его участию в различных видах деятельности по всем направлениям организации внеурочной деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Все виды внеурочной деятельности учащихся ориентированы на воспитательные результаты:

• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

• приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п., понимания социальной реальности и повседневной жизни;

• формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура, ценностного отношения к социальной реальности в целом;

• воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;

• получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

• формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

• увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

• воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

• формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

• реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Модель внеурочной деятельности обучающихся 1-9 классов в МБОУ «Хотиловская СОШ»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности «Куклы Вербница и Пасха»Конспект занятия для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности «Куклы Вербница и Пасха» Цели: – обучить конкретным трудовым навыкам работы с тканью и природным материалом при создании народной игрушки; - развивать творческое.

Межличностные отношения в старшем школьном возрасте в условиях реализации ФГОС ООО коллектив старшеклассников отличается своей позицией в школе,Общение в классе становится ценностно-ориентированным,Возникают различные.

Опыт работы на тему «Организация экспериментирования в детском саду в свете требований ФГОС»Опыт работы на тему «Организация экспериментирования в детском саду в свете требований ФГОС» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на нашем методическом объединении по теме "Организация экспериментирования в.

Опыт работы «Организация образовательной деятельности по развитию вокально-хоровых навыков у детей в ДОУ» Опыт работы музыкального руководителя МБДОУ детского сада №52 «Лебедушка» г. Брянска Организация образовательной деятельности по развитию.

Опыт работы по преемственности ДОУ и СОШ по ведению кружка театрализованной деятельности в рамках введения ФГОС МБОУ «СОШ №2» дошкольные группы «Гнездышко» Конгарова Л. А. Опыт работы по преемственности ДОУ и СОШ по ведению кружка театрализованной.

Православная Масленица-2018 в рамках внеурочной деятельности СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПРАЗДНИКА-РАЗВЛЕЧЕНИЯ «МАСЛЕНИЦА» (в рамках внеурочной деятельности «Моя Православная Русь») Составитель:.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Опыт работы «Организация работы с родителями в условиях ФГОС» Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей.

Опыт работы «Организация работы старшего воспитателя по профессиональной компетентности педагогов» Цели методической работы с воспитателями поискового уровня следующие: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической.

Опыт работы «Организация совместной работы ДОУ и родителей по формированию ЗОЖ у дошкольников» Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО»
Опубликовано: 28 октября 2018 в 21:42
+93Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Калинина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД