Полосухина Мария
Организация и подготовка подвижной игры «Мышеловка»
▼ Скачать
Организация и подготовка подвижной игры
Цель работы:
Закрепление и расширение представления о значении и содержании подвижной игры в жизни дошкольника, особенностях её организации и подготовки.
План работы:
1. Актуализация теоретических знаний.
Понятие подвижной игры, функции, особенности
Виды подвижной игры, тематика.
Значение подвижной игры для развития детей дошкольного возраста
Публикация «Организация и подготовка подвижной игры „Мышеловка“» размещена в разделах
- Мышь, мышки. Игры, дидактические пособия
- Мышь. Все о мышках для детей
- Подвижные игры для детей
- Темочки
Уровни развития подвижной игры
Структура подвижной игры.
Содержание подвижной игры детей дошкольного возраста.
2. Составление конспекта подвижной игры.
3. Подготовка атрибутов игры.
4. Проведение игры.
1. Теоретическая часть
Подвижная игра — это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни.
Функции игры :
1. Деятельная функция.
Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерная особенность которой – комплексное воздействие на организм и личность ребенка.
Основной источник, питающий подвижную игру ребенка-это окружающий мир, его законы, учится жить по правилам.
2. Социокультурная функция.
Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра – средство социализации ребенка. Играя, ребенок обретает пространство – физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс «самости» - самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.
3. Коммуникативная функция.
Игра невозможна без общения, которое становится ее основным энегетическим источником, Она объединяет больших и маленьких, помогает им найти общий язык, являются прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других. Он в этом заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут играть. В играх встречаются два типа отношений: соревновательный – между командами, партнерами, у которых противоположные цели (если один выигрывает, то другой проигрывает, и подлинного сотрудничества между участниками команды. Такое сотрудничество помогает ребенку «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны.
4. Функция самореализации.
Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.
5. Диагностическая функция.
Диагностическая функция игры (выявление индивидуально – личностных особенностей детей, самопознание в процессе игры) предоставляет возможность педагогу распознавать и фиксировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.) . В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
6. Игротерапевтическая функция
Игра - заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.
7. Функция коррекции
Предполагает внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.
8. Развлекательная функция.
Направлена на достижение удовольствия и пробуждение интереса, воодушевление.
Основными особенностями подвижные игры являются :
1. Соблюдение правил.
Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках правил игры.
2. Социальный мотив игр.
В настоящее время все большую актуальность приобретает социальное развитие личности ребенка-дошкольника. В дошкольном детстве — это, прежде всего овладение нормами социальной жизни. Социальное развитие ребенка является важнейшей предпосылкой развития духовной и практической сферы будущей деятельности взрослого человека, его нравственного облика и творческого потенциала.
3. В ходе подвижной игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
Развивающий эффект подвижных игр заключается в том, что увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Таким образом, подвижные игры представляют собой важное средство решения задач физического воспитания дошкольников. Подвижные игры классифицируются по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью, по видам движений (игры с бегом, метание и т. д., по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).
Виды подвижных игр :
- Сюжетные игры - в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей.
- Игры без сюжета - игры типа разнообразных ловушек - основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений. К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей - 2-4 человека.
- Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения. Игровые упражнения могут быть организованы для небольшой группы детей. Выполнение движений в них может проходить как одновременно, так и поочередно. Удобно проводить такие упражнения и с отдельными детьми.
-Игры с элементами соревнования, несложные игры - эстафеты также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности). Этим они существенно отличаются от бессюжетных игр. Игры такого типа могут проводиться без разделения на звенья, команды, когда каждый ребенок, играя сам за себя, стремится выполнить задание как можно лучше. Эти игры можно проводить и с разделением на звенья, команды, где от ловкости, сообразительности каждого играющего и согласованности действий участников всего звена зависит общий результат.
- Самостоятельную группу представляют игры спортивного характера: бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др. В этих играх используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старших возрастах.
Уровни развития подвижной игры
Первый этап. Подготовка начинается с выбора игры. Это зависит от многих факторов: образовательных задач, которые хочет осуществить воспитатель, сезона, времени дня. Поскольку на прогулке проводится не одна, а несколько подвижных игр, их следует подбирать так, чтобы разнообразить образовательные задачи (например, взять одну игру с бегом, одну с перелезанием и дополнить малоподвижной на развитие внимания и координации)
Но самое важное — подготовка детей. В подвижных играх используются только движения, которыми дошкольники уже хорошо овладели, то есть идёт опора на сформированные умения и навыки.
Второй этап. Создать интерес к игре поможет использование загадки, весёлого стихотворения, удачно будет приурочить игру к теме занятий, которые проводились перед прогулкой. Эмоциональность и хорошее настроение самого воспитателя играет важную роль. Практика показывает: если педагог проводит подвижные игры систематически, весело, сам энергичен и проявляет большую заинтересованность, дети положительно отзываются на предложение поучаствовать в игре снова. Исключением бывают застенчивые, малоподвижные дети и новички в группе, к которым нужен индивидуальный подход. В таких случаях можно попросить родителей принести в группу любимую игрушку малыша и предложить новенькому встать в круг и поиграть в хороводе вместе с ней
Третий этап. Создать интерес к игре поможет использование загадки, весёлого стихотворения, удачно будет приурочить игру к теме занятий, которые проводились перед прогулкой. Эмоциональность и хорошее настроение самого воспитателя играет важную роль. Практика показывает: если педагог проводит подвижные игры систематически, весело, сам энергичен и проявляет большую заинтересованность, дети положительно отзываются на предложение поучаствовать в игре снова. Исключением бывают застенчивые, малоподвижные дети и новички в группе, к которым нужен индивидуальный подход. В таких случаях можно попросить родителей принести в группу любимую игрушку малыша и предложить новенькому встать в круг и поиграть в хороводе вместе с ней
Таким образом, игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Структура и содержание подвижной игры.
Сбор детей на игру
• Создание интереса к игре
• Организация играющих, объяснение игры
• Определение ведущего
• Проведение игры
• Окончание игры и подведение итогов
Воспитатель должен помнить, что при организации даже уже знакомой детям подвижной игры, необходимо преподносить ее с большим эмоциональным откликом и внеся элемент новизны: новый атрибут, изменения правил, новая считалочка и т. д. Это позволит вызвать эмоциональный отклик у детей, они качественнее будут выполнять движения. Дети захотят самостоятельно организовать подвижную игру, будет развиваться двигательная активность.
В зимнее время для подвижных игр расчищается от снега площадка, сооружаются невысокие снежные валы, небольшие горки, ледяные дорожки для скольжения, снежные фигуры для попадания в цель, снежные лабиринты (для ходьбы, бега, пролезания).
Весной и летом во время прогулок в играх и упражнениях детей необходимо использовать природные условия окружающей местности. Канавки, пригорки, поваленные деревья, пеньки, ручейки, деревья, кустики являются прекрасными "пособиями" для приобретения детьми нужных и полезных навыков естественных движений. Они могут служить препятствиями, которые нужно преодолеть в ходе игр или упражнений.
Соблюдение правил.
Важной характеристикой игры являются игровые правила. П. Ф. Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые упражнения, условия, действия, т. е. вводятся варианты игр. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку действия, с более, повышенными требованиями, способствует сохранению у него интереса к игре. В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребенком правил. Он тщательно анализирует причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры в следующих случаях : если не понял достаточно точно объяснение педагога; очень хотел выиграть; был недостаточно внимателен и т. д.
Ответственные роли в игре выполняют сами дети, воспитатель напоминает правила и следит за их выполнением, смотрит, как дети выполняют игровое движение, подаёт сигналы. Однако иногда участие воспитателя необходимо, он может взять на себя роль и показать, как нужно быстро двигаться, чтобы поймать много детей, этот приём очень оживляет игру, способствует эмоциональному настрою.
Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма развития ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет.
Социальный мотив игр.
Социальный мотив закладывается в подвижной игре. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребенку становится недостаточно заменять отношения игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу.
2. ПЛАН-КОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ «Мышеловка»
Возраст: средняя группа
Программное содержание:
Образовательная: - Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Учить ориентироваться в пространстве
Развивающая: - Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.
Развивать быстроту, силу, выносливость,
Воспитательная: - Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах
Обучающие задачи: Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Учить ориентироваться в пространстве.
Задачи нравственного воспитания: Учить считаться с интересами и мыслями товарищей, проявлять дружеские взаимоотношения, взаимопомощь, проявлять в игре честность и справедливость.
Подготовка к игре.
Методы приемы : беседа, поощрение. демонстрация, показ, объяснение.
Игровой материал: фигурки грибов и ягод в мешочке, игрушка мышонок.
Словарная работа: Мыши, плутовки, мышеловки
Игровые роли: Мышата
Этапы игры Действия воспитателя Действия детей
Распределение ролей Предложить детям распределить роли с помощью конкурса. Отвечать на вопросы, выбирать роль, в которую ему хотелось бы поиграть.
Ход игры Ребята, к нам в гости сегодня пришел мышонок. Он хочет поиграть с вами в игру «Мышеловка».
Возьмем его с собой играть?
Ребята, давайте вспомним, какие слова мы проговариваем?
На 2 последние фразы «мышеловка», останавливается и поднимает сцепленные руки вверх. по моему сигналу: «Хлоп!» — стоящие в кругу присаживаются и опускают руки: мышеловка захлопнулась.
Что делают мыши?
Пойманными считаются те из детей, которые не успели выбежать из круга. Они становятся в круг
«мышеловки». После каждого проигрывания, считаем сколько мышей поймала мышеловка. Игра оканчивается, когда будут пойманы все «мыши».
Проигрываем 2-3 раза.
Да.
Ах, как мыши надоели!
Все погрызли, все поели.
Берегитесь же, плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вам поставим мышеловки,
Переловим всех сейчас.
Мыши начинают перебегать через мышеловку
Распределение ролей Предложить детям распределить роли возьмите из мешочка фигурки.
(Детям, которым попались фигуры ягод, будут мышеловкой, а дети с фигурой гриба будут мышами).
Чтобы поиграть в игру нам нужно разделиться на две группы. 1 группа образует круг – это «мышеловка», остальные изображают «мышей» и располагаются за кругом.
Окончание игры Игра закончилась когда переловили всех мышей.
Вос-ль задаёт вопросы детям. Сколько мышей поймала мышеловка первый раз? второй? третий?
В какой раз было поймано больше всего мышей?
В первый раз поймали 3 мышонка, во второй раз поймали 2 мышонка, а в третий
раз поймали 4 мышонка.
Больше всего было поймано в 3 раз.