Оксана Махота
Организация художественно-эстетического развития в детском саду по критериям и требованиям ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Требования :
Актуальность - направление ориентировано на решение наиболее значимых проблем для будущей (перспективной) системы образовательного и коррекционного процесса детского сада.
Прогностичность - данное направление отражает в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению (в программе представлена не только эталонная модель выпускника детского сада, но и перспективная модель дошкольного образовательного учреждения на момент завершения реализации программы развития).
Публикация «Организация художественно-эстетического развития в детском саду по критериям и требованиям ФГОС» размещена в разделах
Рациональность – в направлении определены цели и способы их достижения, которые позволят получить максимально возможные результаты.
Реалистичность - направление призвано обеспечить соответствие между желаемым и возможным, т. е. между целями программы и средствами.
Целостность - наличие в направлении всех структурных частей, обеспечивающих полноту состава действий, необходимых для достижения цели (проблемный анализ, концептуальные положения и стратегия развития, план действий и предполагаемые результаты).
Контролируемость - в направлении определены конечные и промежуточные цели, задачи, которые являются измеримыми, сформулированы критерии оценки результатов развития ДОУ.
Чувствительность к сбоям - направление наделено свойствами обнаружения отклонений реального положения дел от предусмотренных Программой.
Оценка качества программы в целом:
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Человек будущего должен быть созидательной личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества - это один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей.
В каждой группе есть дети, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по рисованию. Они всегда стараются дополнить рисунок, создаваемый по образцу деталями, которые делают работу неповторимой и уникальной. В простой, казалось бы, закорючке они видят целый мир – то это необыкновенный цветок, то летящая птица, которая тут же превращается в русалку.
Содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастным группам. Программа охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей : ранний возраст —от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста, младший дошкольный возраст —от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы, средний дошкольный возраст —от 4 до 5 лет (средняя группа, старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
Актуальность - направление ориентировано на решение наиболее значимых проблем для будущей (перспективной) системы образовательного и коррекционного процесса детского сада.
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. В программе направление "художественное -эстетическое развитие" начинается у детей с двух лет, где присутствуют все виды продуктивной деятельности. Приобщают детей к изобразительному искусству. А также присутствует эстетическая развивающая среда. Развивается музыкально – художественная деятельность, приобщение к музыкальному искусству.
Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Прогностичность – данное направление отражает в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению (в программе представлена не только эталонная модель выпускника детского сада, но и перспективная модель дошкольного образовательного учреждения на момент завершения реализации программы развития). Таким образом, просчитываются риски, возникновение которых возможно при реализации программы; намечается соответствие программы изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться.
Художественно эстетическое развитие :
1. использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики,
2. привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире,
3. к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.
В программе по каждому направлению представлен широкий список пособий, которые можно использовать при работе. Педагоги могут самостоятельно выбирать необходимые для работы пособия.
Считают, что направление "Художественно – эстетическое развитие" относится к третьей группе. Способность откликаться не только на очевидные запросы времени, но и улавливать тенденции развития, выявлять и успешно решать актуальные проблемы настоящего, ориентируясь при этом на будущее.
Рациональность - направление определяет цели и способы их достижения, которые позволят получить максимально возможные результаты.
Формы работы с детьми:
Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на:
• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) (далее по тексту — «организованная образовательная деятельность»);
• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
• самостоятельную деятельность детей;
• взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Построение направления основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
Реалистичность - направление призвано обеспечить соответствие между желаемым и возможным, т. е. между целями программы и средствами их.
В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» изложены принципы мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения Программы.
Целостность - наличие в программе всех структурных частей, обеспечивающих полноту состава действий, необходимых для достижения цели (проблемный анализ, концептуальные положения и стратегия развития, план действий и предполагаемые результаты).
Образование – есть состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность. В Программе «От рождения до школы» предусматривает выделение: - микро и - макросреды и их составляющих.
Работа по художественно-эстетическому направлению проходит интегрированным курсом через такие разделы программы, как музыкальное воспитание, художественно-эстетическое развитие, ребёнок и окружающий его мир, знакомство с художественной литературой. Программа является целостной, интегрированной по всем направлениям художественно-эстетического воспитания, которое основывается на разных видах искусства (музыкального, изобразительного, литературного) осуществляемого средствами природы, эстетической развивающей среды, разнообразной художественной деятельности : музыкальной, изобразительной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественно-речевой, театрализованной.
В любом дошкольном учреждении выстроена специальная система работы педагогического коллектива. Она состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации художественно-эстетического направления.
При реализации приоритетного направления важную роль играет интеграция деятельности всех специалистов ДОУ.
Достижение наиболее эффективных результатов возможно при наличии всех компонентов системы.
В каждом возрастном блоке есть планируемые промежуточные результаты освоения направления. А также есть итоговые результаты освоения направления.
Контролируемость - в программе определены конечные и промежуточные цели задачи, которые являются измеримыми, сформулированы критерии оценки результатов развития ДОУ.
Чувствительность к сбоям — Программа наделена свойствами обнаружения отклонений реального положения дел от предусмотренных Программой.
Нормативно-правовая адекватность - соотнесение целей программы и планируемых способов их достижения с законодательством федерального, регионального и муниципального уровней.
Индивидуальность - программа нацелена на решение специфических проблем ДОУ при максимальном учете и отражении особенностей детского сада комбинированного вида, запросов и потенциальных возможностей педагогического коллектива, социума и родителей воспитанников.