Ольга Дмитриева
Конспект фронтальной НОД логопеда с учащимися 2 класса образовательной школы «Буквы и звуки [з]-[с]»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация фронтальной непрерывной непосредственно образовательной деятельности логопеда c учащимися 2 класса общеобразовательной школы по теме :
«Буквы и звуки З и С»
Приоритетная образовательная область : речевое развитие.
Цель: умение правильно произносить слова со звуками С и З, читать и писать их.
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
• Формировать умение выделять звуки на фоне слога;
Публикация «Конспект фронтальной НОД логопеда с учащимися 2 класса образовательной школы „Буквы и звуки [з]-[с]“» размещена в разделах
- Буква С и звук [С]. Конспекты уроков
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Темочки
• Формировать умение определять наличия и места звуков в слове (начало, середина, конец);
• Формировать умение определять место звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);
• Формировать умение дифференцировать буквы в письменной речи;
• Формировать умение дифференцировать звуки.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать и совершенствовать артикуляционную моторику;
• Развивать фонематическое восприятие, мышление;
• Уточнить артикуляцию и звучание звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия;
• Воспитывать умение работать самостоятельно;
• Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: занятие проходит в кабинете, картинки с буквами С и З, пневмотаблица, картинки со словами на буквы З и С, картинки со словами, начинающимися на разные буквы
Планируемый результат: знает правильную артикуляцию звуков З и С и их характеристику, различает звуки З и С на слух, обладает установкой положительного отношения к письменной речи, умеет формулировать свои мысли.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Задачи Содержание ННОД Образовательная область,
вид деятельности Формы реализации Программы Средства реализации ООП
Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия.
Создать эмоционально положительный настрой. Учитель-логопед : Каждый день – всегда, везде –
На занятиях, в игре
смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Сейчас каждый изобразит с помощью пантомимы подарок и передаст своему соседу справа и скажет приятное слово. Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Речевая и
социально-коммуникативная деятельность Чтение стихотворения Художественное слово
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Задачи Содержание ННОД Образовательная область,
вид деятельности Формы реализации Программы Средства реализации ООП
Уточнить правильную артикуляцию звуков с последующей характеристикой
Продолжать развивать фонематический слух
Развивать умение дифференцировать буквы в письменной речи
Развивать умение дифференцировать звуки в слогах
Повысить двигательную активность
Развивать умение дифференцировать звуки в словах
Ребята посмотрите, чем отличаются эти две буквы?
Что будем сегодня изучать, о чём будем говорить?
Запишем и сформулируем тему как «Буквы и звуки [с] – [з]».
Давайте уточним как их произносить?
Игра расскажи о звуке (с пневмотаблицей).
Учитель-логопед :
В чем же похожи эти звуки?
Зубы в улыбке кончик языка за нижними зубами.
И чем различаются?
Звук 3 — звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку — чувствуется вибрация.
Воздух теплый. Позвеним как комар. «З-З-З-З»
С — глухой звук, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют. Воздух холодный. Ветер подул «С-С-С-С»
Звуки похожие.
А если звуки похожи мы можем их перепутать!
Тогда нашего занятия цель: научиться правильно произносить слова с этими звуками, читать и писать их.
Задание 1.
Игра “Угадай звук”
Задание 1.
Учитель-логопед :
1: Какой одинаковый звук слышите в слогах са, со, су, сы? (Дети называют звук [c])
2. Какой одинаковый звук слышите в слогах за, зо, зу, зы? (Дети называют звук [з])
Задание 2.
1. Выделите начальные звуки из слов сани, зайка.
(Показать после произношения.)
Задание 3.
Игра “Поймай звук”. Задание: дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится звук [c], и топнуть, когда слышится звук [з],
“сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”.
Задание 4.
Чем отличаются буквы С и З, когда мы их пишем?
Как вы думаете, на что похожа буква 3? (Например, на зонтик) На что похожа буква С? (Например, на месяц).
Задание 5.
Назовите начальные звуки в словах.
Назовите начальные звуки в названиях картинок.
(учитель-логопед только предъявляет картинки.)
а) Зубы, сук, сыр, зонт, сани, самолет;
б) стакан, звонок, стул, змея;
Задание 6.
а. Я назову слова, со звуками «С и З», а вы запишите соответствующие буквы.
роса, гусак, возок, песок, поясок, музыка, осина, красивый, музей, воздух, резиновый, полезно, веселый.
б. я покажу картинку, а вы запишите соответствующие буквы.
Не называя
коза, роза, лиса, хвост, береза, косы, усы, гуси, хвост, свинья.
Задание 7.
Игра «Пишущая машинка»
Сейчас мы поиграем в игру «Пишущая машинка»
Каждый из вас будет буквой.
По хлопку машинка начинает писать, то есть вы будете печатать,
первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.
Газета, иголка, Маруся (любые слова, в соответствии с индивидуальными особенностями детей)
Задание 8. Игра «Эхо».
Повтори слоги:
Са — за, за — са, за — са — за, за — за — са, са — за — са, со — со — зо.
Са — за — са — за, са — за — за — са, за — са — за — са.
Задание 9. Чтение слоговой таблицы
аса-аза ста зва
осо-озо сто зво
уса-уза сту зву
иса-иза сты зве
осы-озы сте взя
Задание 10. Прослушайте, запомните, повторите: (интонация)
са-за—за! за-са--са! са!-за-са-за
ся!-зя-зя зя-ся!-ся си-зи-си-зи!
Физкультминутка
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре – Полетел наш самолет
Задание 11.
Запишите слоги в две колонки, в одну слоги со звуком «С», в другую слоги со звуком «З».
ЗА ЗУ ЗЕ ЗЫ ЗО ЗЯ ЗИ ЗЮ
СО СЮ СЕ СЫ СУ СЯ СА СИ
Задание 12.
Назови первый звук в словах :
Слава, стакан, забота, скала, золото, скатерть, звон, сыр, знание.
Задание 13.
Определи место звука «с и з» в слове.
Спорт, оса, рис, маска.
Зуб, узы, таз, езда.
Задание 14.
Запишите слова в две колонки (в одной слова со звуком с, в другой з) :
зонт, лоза, везла, звон.
сад, осы, лотос, маска. Познавательное развитие Коммуникативная деятельность
Познавательное развитие, речевое развитие
Коммуникативная деятельность
Речевое развитие
Игровая, двигательная, коммуникативная деятельность
Художественно-эстетическое, речевое развитие, игровая деятельность, коммуникативная деятельность
Художественно-эстетическое, речевое развитие, игровая деятельность, коммуникативная деятельность
Речевое развитие, игровая деятельность, коммуникативная деятельность
Физическое развитие; Двигательная, игровая деятельность
Речевое развитие
Коммуникативная деятельность
Разговор
Игра «расскажи о звуке»
Упражнения на развитие фонематического слуха
Упражнения на дифференциацию букв в письменной речи
Упражнения на дифференциацию звуков в слогах
Упражнения на дифференциацию звуков в словах Картинки с буквами
Пневмотаблица
Разговорная речь
Картинки со словами на буквы З и С
Картинки со словами на буквы З и С, картинки со словами, начинающимися на разные буквы, ручки, тетради
Слоговая таблица
Физминутка (картотека
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Задачи Содержание ННОД Образовательная область,
вид деятельности Формы реализации Программы Средства реализации ООП
Побуждать детей к общению с взрослым,
формировать умение высказывать свои умозаключения. Ребята, какая была цель нашего занятия?
научиться правильно произносить слова со звуками С и З, читать и писать их.
Для чего нам нужно уметь правильно произносить звуки? (чтобы правильно говорить, читать, писать)
- На каких уроках вам пригодятся сегодняшние знания и умения?
- Оцените каждый свою работу? Что было труднее всего?
- Посчитайте полученные фишки. Что увидели? Молодцы! Познавательное развитие Речевое развитие, социально-коммуникативное; Игровая, коммуникативная деятельность Разговор Разговорная речь