Мищенко Ольга
Организация двигательной активности на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Организация двигательной активности на прогулке
Что означает двигательная активность?
Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Актуальность темы
Публикация «Организация двигательной активности на прогулке» размещена в разделах
Грамотная организация двигательной активности детей заключается в учете особенностей высшей нервной деятельности детей дошкольного возраста. Воспитатель должен правильно организовать прогулки и другие режимные процессы, чтобы ребенок в течении всего дня мог удовлетворить потребность в движении.
Таким образом, данная тема является актуальной, так как развитие двигательной активности, ее организация имеет непосредственное влияние на физическое и нервно-психическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также на становление его поведения
Задачами развития двигательной активности детей дошкольного возраста являются:
Формировать и укреплять здоровье детей.
Развивать интерес к физическим упражнениям и подвижным играм.
Способствовать рациональному становлению двигательной активности на свежем воздухе.
Оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях.
Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
Появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.
Значение прогулки
Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. В ходе прогулки решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки, повышается двигательная активность.
С помощью прогулок можно наладить состояние здоровья, укрепить иммунную систему, стимулировать работу мозга, предотвратить переутомление, увеличить кругозор воспитанников, развить их познавательные навыки, научить организации и дисциплинированности.
В детском саду используем разные формы двигательной активности на прогулке :
• Физкультурные занятия
• Дни здоровья
• Физкультурные праздники и досуги
• Подвижные игры
• Самостоятельная двигательная активность
• Индивидуальная работа
При планировании прогулки учитываю множество разнообразных факторов:
-погодные условия;
-возраст и контингент детей;
-наличие инвентаря и соответствующего оборудования;
-предыдущие занятия в группе и многое другое.
В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры (на веранде, которые не требуют большого пространства.
Каждый месяц разучиваются 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год). Каждая подвижная игра должна повторяться 4-5 раз в течение месяца, в зависимости от ее сложности. Это позволяет детям хорошо освоить и закрепить правила игры, а также сохранить интерес к ней.
Подбирая игры для дневной прогулки, обязательно учитываем предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисование, лепка) проводим игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий проводим игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки.
Таким образом план должен включать игры:
Малоподвижные;
Игры средней активности;
Игры с высокой двигательной активностью.
Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. (особенно в зимний период). Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры. Слежу за тем, чтобы дети не перегревались и не переохлаждались во время прогулок. Прогулки не рекомендуется завершать подвижной игрой, поэтому мы в конце прогулки играем в малоподвижные, спокойные игры( «Зоопарк», «Дедушка водяной»). По завершению прогулки дети спокойные поднимаются в группу, у них хороший аппетит, здоровый сон.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке провожу в различное время дня в соответствии с общепринятым режимом: утром, в середине дня и на вечерней прогулке. Время проведения подвижных игр и физических упражнений в старших группах:
на утренней прогулке – 20-25 минут.
На вечерней прогулке 12-15 минут.
Общее время двигательной активности детей на прогулке не менее 60 – 70 % от ее продолжительности при условии разнообразия движений.
Старшие дошкольники.
Старший дошкольный возраст является наиболее важный периодом для формирования двигательной активности. Дети 5 – 7 лет более самостоятельны и активны, чем младшие дошкольники. Их движения становятся более точными, быстрыми, ловкими, они лучше ориентируются в пространстве, увереннее действуют в коллективе.
Несмотря на достаточный двигательный опыт, самостоятельность и активность, дети старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи и руководстве взрослого при организации подвижных игр и развлечений. Поэтому во время прогулок должна быть четкая организация детей и в тоже время детям должны представляться определенная свобода и самостоятельность действий.
Во время их проведения надо приучать воспитанников выполнять определенные правила. Дети должны научиться:
• начинать и прекращать игры по сигналу воспитателя;
• быстро и четко занимать места для начала игры;
• играть честно без обмана: если был пойман или осален во время игры - быстро
• выходить на определенное место;
• во время ловли не ударять товарищей, а легко касаться рукой;
• не наталкиваться во время бега на других, уметь ловко увертываться, а если кто-то нечаянно толкнул – не обижаться;
• не убегать за границы площадки;
• не смеяться над тем, кто во время игры поскользнулся, упал, а, наоборот, подбежать и помочь товарищу подняться;
• играть дружно, не зазнаваться при победе, но и не унывать после проигрыша;
• выбирать ведущего с помощью считалки.
Игры, используемые на прогулке.
Прежде всего – подвижные.
Организуем их со всей группой, с подгруппами или индивидуально с детьми. «У медведя во бору», «Волк и зайцы», «Машина едет- стоп», «Лохматый пес», «Ровным кругом», «Мышеловка», «Пустое место», «Сороконожка», «Хитрая лиса», «Веселый гном», «Выше ноги от земли», «Змея», «Подбрось – поймай», «Пройди не задень» и другие.
Проводим дидактические игры и движения : «Угадай, что задумали», «Преодолей препятствие», «Найди свой домик», «Найди движение», «Кто знает больше движений?» и др.
А так же - спортивные игры: городки, футбол, хоккей, бадминтон. Эти игры подготавливают детей к ознакомлению с правилами этих игр и занятию спортом. Кто дальше прыгнет?», «Кто дальше бросит мешочек?», «Снайперы», «Через ручеек», «Попади в круг».
Игры в природе – это игры-экспромты с простыми правилами и незамысловатым сюжетом: «Прятки», «Жмурки», «Найди по следу», «Проползи-подпрыгни», «Сколько шагов (больших, маленьких?«Как прыгает зайка?» «Ветер веточки качает», «Ветер и снежинки», «Ходит кошка», «Море волнуется…» и др.
Игры-закаливания проводим: зимой – со снегом на участке; летом – с водой. Игры требуют строгой дозировки и разрешаются только здоровым детям.
На прогулке планируем и спортивные упражнения: весной, летом, осенью - катание на велосипедах, самокатах, добежать до березы, проскакать по дорожке до определенного ориентира, допрыгнуть до веревки и т. д.
Зимой - катание на санках, скольжение по ледовым дорожкам, ходьба на лыжах, пройти по снежному валу, перелезть через него, пройти по тропинке из снега, пройти след в след, перебросить снежок через снежный вал, съехать с горки и т. д. (Учитываем климатические условия) При этом мы учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка и его самочувствие.
Важную роль в активизации двигательной деятельности играет спортивный инвентарь, который устанавливаем на участке или выносим из группы в соответствии с погодными условиями. Выходя на прогулку, дети помогают мне выносить игрушки и материал для игр и занятий на воздухе. Наличие должного оборудования на участке создает условия для совершенствования основных движений (бега, ходьбы, лазания, метания, прыжков, спортивных игр и упражнений, а также подвижных игр.
Физкультурные занятия на улице
Физкультурные занятия проводим 1 раз в неделю, на улице. Они способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей. Во время физкультурных занятий на улице происходит постоянное чередование видов деятельности: более интенсивные упражнения чередуются с менее интенсивными, что позволяет поддерживать высокую работоспособность детей на протяжении всего занятия.
Дни здоровья
Дни здоровья проводим с детьми в соответствии с общеобразовательным планом. Они призваны содействовать оздоровлению детей и предупреждению утомления. Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью детей, самостоятельными играми, развлечениями.
В холодное и в теплое время года – проводим на свежем воздухе. День здоровья начинаем с утреннего приема детей, который может проходить в шуточной форме (при помощи «Клоунов» и других шуточных героев). Детям предлагаем выполнить различные веселые задания, прежде чем они попадут в группу ( Например: это может быть «полоса препятствий», загадывание загадок о спорте и т. д.).
Физкультурные досуги и праздники
Широко применяем в течение года с детьми такую форму, как физкультурные досуги.
Физкультурный досуг – одна из форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения в форме веселых игр, эстафет, забав, развлечений.
При проведении досугов детей приобщаем к участию в различных соревнованиях. Дети с увлечением выполняют двигательные задания, при этом они ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и это раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. Хорошо когда физкультурные досуги сопровождаются музыкой.
Они повышают интерес к занятиям, оказывают благотворное воздействие на организм ребёнка, закрепляют двигательные умения и навыки, развивают двигательные качества (быстроту, ловкость, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.
Не менее важное значение, мы уделяли самостоятельной двигательной деятельности детей в течение дня. Самостоятельная двигательная активность возникает по инициативе детей. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Мы старались, чтобы стимулом самостоятельной двигательной активности детей служили, прежде всего на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий.
Большое место в самостоятельной деятельности детей у нас в группе занимают подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, сближают детей. Объединяя детей в небольшие группы при проведении подвижных игр с правилами, мы старались выделить застенчивых детей, в роли ведущих, вовлечь малоподвижных детей в двигательную деятельность.
Индивидуальная работа на прогулке
Во время прогулок ежедневно проводим индивидуальную работу с детьми: для одних организуем игры с мячом, метание в цель, для других - упражнения в равновесии, для третьих –упражнения с прыжками. Стоять на одной ноге, прыжки в длину, метание, ходьба по канату и т. д., в зависимости от того, в каком виде движений ему необходимо поупражняться, какие группы мышц потренировать.
Работа с родителями
Наши родители принимают активное участие в любых спортивных мероприятиях, досугах, квестах. А также - в маршруте выходного дня.
Мы в том году проводили мероприятие в парке отдыха под названием: «Мышкины развлечения», где дети играли в подвижные игры: «Кот и мыши», «Мышки в домике», «Кто больше соберет листьев» и танцевали с листочками, тем самым создали положительный эмоциональный настрой и у детей и у родителей.
А в этом году в п. Гончарка на территории дендропарка провели мероприятие под названием: «Осень в гости просим», где «Осень» пришла с играми песнями и танцами, а родители с детьми участвовали во всех конкурсах: тем самым отдых получился не только активным, но и веселым.
Заключение
В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр, утренней гимнастики, физкультурных занятий, дней здоровья, физкультурных праздников и досугов, расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях, развиваются ловкость, быстрота, выносливость, формируется самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.