Ирина Черепанова
Организация двигательной активности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: организация развития двигательной активности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с инновационными подходами развития двигательной активности детей 4 - 5 лет в ДОУ.
2. Систематизировать работу по совершенствованию форм развития двигательной активности детей и укрепления здоровья детей.
Публикация «Организация двигательной активности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
Дошкольное детство – уникальный период в жизни ребёнка, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма является двигательная активность.
Двигательная активность - это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течении дня.
ФГОС определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
у ребенка развита крупная и мелкая моторика,
он подвижен, вынослив, владеет основными движениями,
может контролировать свои движения и управлять ими.
Роль двигательной активности для детей :
- развитие физических качеств
- формирование личностных качеств
- укрепление здоровья.
Причины заболеваний детей дошкольного возраста – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности.
«Двигательный режим» включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня.
Последовательность двигательного режима по ФГОС :
Первая половина дня
Лучше планировать игры малой или средней подвижности «Куда пойдёшь, то и найдёшь» и т. д.
Индивидуальная работа, игры, упражнения оздоровительного характера.
Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика - маленькая ступенька в образовательный день, которая направлена на решение оздоровительных задач.
Формы гимнастики:
традиционная (ОРУ с предметами и без предметов, игровая, сюжетная, оздоровительный бег, с использованием полосы препятствий, ритмическая гимнастика.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно, до завтрака. Комплекс утренней гимнастики выполняется 2 недели. В весеннее - летнее время гимнастикой полезнее заниматься на открытом воздухе, на площадке.
В младших группах общеразвивающие упражнения носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, а в старшей группе - для выполнения отдельных элементов упражнения.
Необходимо так же позаботиться о музыкальном сопровождении.
2. Физминутки
Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в процессе образовательной деятельности, в игровой форме.
Она состоит из 2-3 упражнений (разгибание туловища, движение рук, шаги на месте, выполняется в течение 1-3 минут. Обязательным условием при проведении физкультминутки является свежий воздух (открытые фрамуги, окна).
3. Двигательная разминка
Проводится в перерывах между образовательной деятельностью в средней, старшей, подготовительной группе. Состоит из 3-4 игровых упражнений или подвижной игры.
Игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, доступны детям с разным уровнем двигательной активности.
По длительности не менее 10 минут.
4. Прогулка
Проводятся прогулки 2 раза в день: утром и вечером.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой оптимального двигательного режима
(зимой - хоккей; весной, летом, осенью - футбол, баскетбол, бадминтон, городки и спортивные упражнения;
зимой - катание на санках, скольжение по ледовым дорожкам, ходьба на лыжах; весной, летом, осенью - катание на велосипедах, самокатах).
Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность.
Вторая половина дня
5. Гимнастика после сна – комплекс гимнастических упражнений (как традиционных и нетрадиционных, закаливающих и лечебно - профилактических мероприятий проводимых с целью подготовки детей к активной деятельности, оздоровления и физического развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к программам дошкольного образования в содержании двигательного режима предлагает обязательное включение гимнастики после дневного сна. Впервые эта форма работы по оздоровлению и физическому развитию детей предложена в программе Алямовской В. Г. «Здоровье».
Закаливающие процедуры сочетаются с другими оздоровительными процедурами:
дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, пальчиковой гимнастикой, самомассажем и другими упражнениями.
Проведение оздоровительной гимнастики после дневного сна:
1. Общеразвивающие и оздоровительные упражнения в постели (лежа и сидя, или стоя у кроватки.
2. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки.
3. Закаливающие процедуры.
Главное предназначение гимнастики после дневного сна – повысить жизнедеятельность всего организма : мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы.
В основе подбора комплекса упражнений гимнастики после сна лежит имеющийся у детей двигательный опыт и небольшую нагрузку.
В соответствии с требованиями возрастной адекватности гимнастика должна проводиться в виде игр и игровых упражнений во всех возрастных группах. Это может быть сюжетного или образного типа гимнастика, или гимнастика с элементами логоритмики.
6. Организованная двигательная активность включает в себя занятия по физической культуре.
Занятия по физической культуре
Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:
- обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма;
- формировать двигательные умения и навыки, физические качества;
- создать условия для разностороннего развития детей.
Формы проведения занятий по физической культуре разнообразны. В работе используются следующие формы проведения занятий:
учебно - тренирующего характера, сюжетные, игровые, тематические, интегрированные, ритмическая гимнастика, занятия с использованием тренажеров и тренировочных устройств, контрольно - учетные, занятия на воздухе (можно использовать степ – логоритмику).
Правильное чередование нагрузки и активного отдыха на занятии обеспечивает сохранение оптимальной возбудимости внимание и эмоций ребенка, предупреждает естественно развивающееся утомление.
Интерес к занятиям в любой возрастной группе обеспечивается новизной упражнений и игр и постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активизацию действий, положительные эмоции, желание достичь результата. Для того чтобы занятия физкультурой приносили еще большую пользу для здоровья, ежедневно используются упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия, проводится работа по укреплению дыхательной системы.
Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики.
7. Самостоятельная двигательная активность
Не менее важное значение имеет самостоятельная двигательная деятельность в течение дня. При этом берется во внимание возрастные и психо - эмоциональные особенности детей.
Воспитатель, организуя двигательную деятельность, должен учитывать половые особенности детей. Для мальчиков старшего дошкольного возраста благоприятен режим большой двигательной активности, а для девочек средний режим двигательной активности. Поэтому необходимо продумать дополнительные двигательные занятия для мальчиков. Следует помнить, что девочки нуждаются в побуждении к двигательной деятельности, поэтому следует их привлекать к организации подвижных игр.
Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Для активизации самостоятельной двигательной активности значительную роль играет двигательная среда.
ФГОС ставит к развивающей предметно - пространственной среде определенные требования: насыщенность, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, трансформируемость.
Итак, жизнь детей в течение дня должна протекать в рамках установленного оптимального двигательного режима, без спешки и постоянных «поторапливаний», противоречащим основам нервной системы реб нка.
Задачи воспитателя заключаются в том, чтобы дети ежедневно сумели научиться чему-то новому, усовершенствовали уже знакомое, обогащали свои знания и чувства, а уходя домой, имели интересную перспективу на завтра - поиграть в обещанную интересную игру пойти на интересную прогулку.
Спасибо за внимание!