Елена Шеховцова
Организация дидактической игры детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация дидактической игры детей младшего дошкольного возраста.
Проблема организации игровой деятельности привлекала и привлекает в настоящее время к себе внимание педагогов и психологов. Представителей научных отраслей в игровой деятельности интересуют свои аспекты, но все они сходятся во мнении, что она - неотъемлемая часть человеческой культуры. На протяжении всего дошкольного детства игра для ребенка остается ведущим видом деятельности, и это является одним из неоспоримых фактов. Основная особенность дидактической игры определена их названием – это прежде всего обучающие игры, которые были созданы взрослыми с целью обучения и воспитания подрастающего поколения.
Публикация «Организация дидактической игры детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Организация дидактической игры в младшем дошкольном возрасте требует от педагога знаний возрастных особенностей детей, методики ее проведения, т. к. от этого зависит ее результативность. Положительных результатов в обучении и воспитании детей можно достичь при условии направленности каждой игры на выполнение программных задач.
Дидактические игры имеют большое значение в развитии ребенка младшего дошкольного возраста. Содержание дидактических игр формирует у детей, правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет его знания (лото «Растёт, цветёт, зреет», «Тут и там», «Прятки», «Разрезные картинки» и др.) В игре дети отражают окружающую жизнь и познают доступные их восприятию и пониманию факты, явления (игры с куклой «Оденем Катю на прогулку», «Напоим куклу чаем», «В гости» и др.). Также дидактические игры развивают сенсорные способности детей («Цветные кубики» «Подбери фигуру» и др., а игры с дидактическими игрушками, укрепляют мелкую моторику рук («Матрёшка большая и маленькая» «Спрячь в ладошке», «Сделаем кукле бусы», «Спрячь мышку», «Игра с тестом» и др.).
Дидактические игры развивают мышление и речь детей («Где круг, а где квадрат?», «Назови правильно», «Что сначала, что потом» и др.). Пополняется словарь ребенка, формируется правильная, речь, умение правильно выражать свои мысли.
Организация дидактических игр, по мнению Ю. Д. Керейтовой, педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. К подготовке проведению дидактической игры входят :
отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др. ;
При отборе дидактической игры педагог должен четко представлять себе требования, которым она должна отвечать:
а) дидактическая игра должна отражать реальную картину окружающего мира и быть доступной дошкольникам;
б) обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и не большой группе детей;
в) позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;
г) материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать эстетическим нормам.
установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки);
подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
подготовка к игре детей : обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
С помощью дидактических игр дети младшего дошкольного возраста учатся обследовать предметы, знакомятся с их различными признаками. Дидактические игры также требуют от детей словесного обозначения этих признаков, что способствует развитие активного словаря. Одни игры дают представление о различных формах, цветах и размерах предметов («Чудесный мешочек», «Найди такой же предмет, как у меня», «Собери цветок», «Спрячь ежика» и др.). Другие игры учат ребенка группировать предметы по тому или иному признаку («Большой и маленький», «Найди домик зверятам (соответствующего цвета). Дети учатся сравнивать предметы, обладающие сходными и различными признаками. Таким образом дети подводятся к овладению сенсорными эталонами с помощью дидактических игр.
В конце дидактической игры подводятся итоги по результатам, которых можно выявить какие приемы, при подготовке и проведения дидактической игры, оказались наиболее эффективными для достижения поставленных задач. А также о том будет ли она с интересом использоваться детьми в самостоятельной игровой деятельности.
ФГОС ДО предъявляет ряд требований к эффективной организации и проведению игры. При этом рекомендуется две модели поведения взрослого во время проведения дидактической игры в частности, и организации игровой деятельности в целом.
Первая модель предполагает, что взрослый является вдохновителем, организатором и координатором игры на основе заранее подготовленного сюжета и подручных средств.
Вторая модель предполагает, что взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимая равную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздействие на ход игры общими для всех способами. Он может предложить новый персонаж, придумать поворот сюжета и т. д.
С детьми младшего возраста воспитателю целесообразно самому включиться в игру. Необходимо вызвать интерес ребёнка к дидактическому материалу, научить его играть с ним. Например, с матрёшками. Раскрыть матрёшку, вынуть одну из другой, внимательно рассмотреть их. Затем поставить в ряд, по росту, после чего предложить собрать матрёшек в одну. Воспитатель направляет игровое действие «сбор матрёшек» на выполнение задачи: закрепить понятие «большая – поменьше – самая маленькая».
Внося дидактические игрушки и игры в группу, воспитатель должен обязательно познакомить детей с ними, показать, как складывать части, как и в каком порядке нанизывать кольца на стержень, как подбирать картинки, а также как складывать материал после игры и куда убирать его. Затем следует поддерживать самостоятельные действия детей, умение сосредоточиваться на игре, доводить ее до конца: нанизать на стержень все колечки, сложить всех матрешек, разложить все геометрические фигуры по соответствующим отверстиям в ящике и т. д.
В проведении дидактических игр с детьми младшего возраста необходима активность воспитателя в обучении детей приёмам игровых действий, например, брать предметы правой рукой, раскладывать слева направо.
Организуя игры с различными дидактическими игрушками, надо следить, чтобы дети больше двигались. Полезны и интересны игры со свободной организацией детей. Например, воспитательница рассыпает на ковре шары разных цветов (или величины) и просит принести какой-либо один. В другой раз воспитатель ставит разноцветные ворота и предлагает детям прокатывать через них мячи такого же цвета, как и ворота.
Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слово воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками. Наглядность в игре, прежде всего и представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры.
Длительность игры во первой младшей группе составляет 10 минут. За это время педагог с детьми прорабатывает четыре этапа:
Вводная часть — до 2 минут. Воспитатель мотивирует ребят на игровую активность. Ознакомление с игровыми условиями — до минуты. Педагог объясняет задание и демонстрирует порядок выполнения.
Игровая деятельность малышей — до 5 минут. Этот этап включает также усложнение задания, как вариант индивидуализации игры.
Завершающий этап — до 2 минут. Воспитатель оценивает результаты, хвалит малышей за работу, внимательность и аккуратность
Существуют три основных метода руководства детской игрой. Первый метод был разработан Д. В. Менжерицкой. Основной путь воздействия на детскую игру и воспитание детей в игре – влияние на её содержание (т. е. выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и т. п.) Педагог должен войти в игру, взяв на себя одну из ролей, в качестве партнера.
Второй метод – метод формирования игры как деятельности принадлежит Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой. Он основан на реализации трех основных принципов.
1) Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.
2) Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру особым образом, чтобы дети усваивали более сложные способы построения игры.
3) Начиная с раннего детства и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо одновременно ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.
Еще один метод комплексного руководства игрой был предложен Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой. Этот метод применяется при наличии и взаимосвязи следующих педагогических условий:
– активная деятельность детей, направленная на ознакомление с окружающим;
– обучающие игры (дидактические, театрализованные и др.);
– своевременное изменение предметно-игровой среды, активирующее общение с детьми в процессе самой игры.
Все компоненты комплексного руководства формированием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми.
В ходе игры воспитатель должен использовать вопросы, давать советы и предложения, поощрять детей, контролировать действия детей.
Для проведения дидактических игр, как и в любой другой образовательной деятельности, педагог пользуется тремя группами приёмов. Прежде всего это могут быть словесные методы и приемы. Слово взрослого для детей 3-4 лет, активно осваивающих речь, играет ведущую роль. При этом ребенок не только воспринимают смысловую составляющую речи педагога, но и формируют свой собственный коммуникативный образ, то есть пополняют словарный запас, формируют набор невербальных компонентов (мимики, жестов, манеры разговаривать). В дидактических играх применяется три вида словесных приё мов: объяснение, загадки, короткие рассказы и др.
Объяснение безусловно, самый важный приё м в работе над обучающими забавами: педагог не только детально описывает все этапы игры, но и даёт рекомендации, указания по ходу.
Загадки – это мотивационный приём, использующийся перед началом игры. Часто загадками педагог делает переход от непосредственной учебной деятельности к игровой. Так, при изучении темы «Птицы» перед тем, как давать задание на поиск сходств и отличий между отдельными пернатыми, но после того, как воспитатель описал животных и дал прослушать издаваемые ими звуки, малышам предлагаются загадки о птицах.
Важны также наглядные методы и приемы. Образно-зрительное восприятие у детей является ведущим, поэтому для полного понимания условий игры малышам нужно видеть: картинки, на которых изображены персонажи игры или играющие ребята; образец действий, то есть игру, от начала и до конца выполненную педагогом; эстетичные и удобные материалы для игры.
Огромную роль играют практические методы и приемы. После того как воспитатель продемонстрировал все игровые действия, дети переходят к самой игре, что само по себе является практическим осмыслением деятельности. Кроме того, после игры дети могут выполнять рисунки, аппликации по мотивам дидактической игры.
Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнениях игр, расширениях их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).
Дидактическая игра-это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают знания тем полнее, чем шире их можно применить на практике в различных условиях.
Таким образом, проведение дидактической игры предполагает соблюдение следующих этапов: 1) подготовка к проведению дидактической игры; 2) проведение игры; 3) анализ проведенной игры.
При проведении дидактической игры в работе с детьми дошкольного возраста воспитателю необходимо соблюдать условия и требования, предъявляемые к дидактическим играм. Организуя дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста, воспитатель обязательно должен учитывать индивидуальные особенности детей. При выборе игры необходимо учитывать возрастные особенности детей и уровень их подготовленности.
Выбрав игру, воспитатель приступает к ее непосредственному проведению. В работе с детьми младшего дошкольного возраста очень важно не превратить дидактическую игру в сухое дидактическое упражнение или в стихийные неорганизованные действия детей. Для этого: воспитатель должен четко объяснить правила игры, убедиться в том, что дети их хорошо поняли и запомнили, постоянно возбуждать и поддерживать их интерес к игре, при необходимости и самому становиться участником. Педагог должен активно руководить дидактической игрой на всех ее этапах: организовывать игру и следить за ее ходом, принимать непосредственное участие в игре, наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим. Важно побудить детей к активности и самостоятельности, способствовать их объединению и самоорганизации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Электронный ресурс] / Д. В. Менджерицкая. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1653978.
2. Методика организации дидактических игр в разных возрастных группах ДОУ [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/metodika-organizaci-didakticheskih-igr-v-raznyh-vozrastnyh-grupah-dou.html.
3. Михайленко, Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – Москва : Академический Проект, 2002. – 160 с.
4. Новоселова, С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст] / С. Л. Новоселова. – Москва : Просвещение, 1985. – 156 с.
5. Овчинникова, О. Особенности организации дидактических игр у младших дошкольников [Электронный ресурс] / О. Овчинникова. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-organizaci-didakticheskih-igr-u-mladshih-doshkolnikov.html .
6. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст] / Е. И. Удальцова. – Минск : Народная асвета, 2007. – 120 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – Москва : Перспектива, 2014. – 32 с.