Ольга Крючкова
Организация детской проектной деятельности. Проект «Оренбуржье многонациональное»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация детской проектной деятельности. Проект
муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 63»
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Название проекта: «Оренбуржье многонациональное»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Выполнили: воспитатель первой квалификационной категории Крючкова О. Г.
Публикация «Организация детской проектной деятельности, Проект „Оренбуржье многонациональное“» размещена в разделах
г. Оренбург
2019 г.
Как повезло тебе и мне
На Оренбургской мы земле!
Люди все – одна семья,
Куда ни глянь – кругом друзья.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Оренбургская область многонациональна, на ее территории проживают представители разных народов: русские, татары, башкиры, казахи, немцы, и др. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и уважать их. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Дети разных национальностей должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Оренбуржье. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.
Проблема: дети не задумываются о том, что город, в котором они живут это их малая родина. Не знают историю своего города, достопримечательности. Какие национальности проживают в нем. Какие обычаи у разных народов.
ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
Идея проекта
Через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов Оренбуржья, национальных традиций и обычаев, гостеприимство, вежливость в общении, благодарность за помощь.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формирование у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Расширить знания о жизни людей, живущих в Оренбургской области, их обычаях, традициях, фольклоре.
2. Познакомить с национальной одеждой народов живущих в Оренбургской области;
3. Дать представление о национальных жилищах русских;
4. Приобщать детей и родителей к играм народов Южного Урала;
5. Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей в своей группе и в общем, чувство гордости за свой народ и его культуру.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Методы и приёмы, используемые в работе над проектом.
1. Методы повышения познавательной активности: элементарный анализ; наблюдение; сравнение; метод вопросов; метод повторения; метод моделирования; решение логических задач.
2. Методы повышения эмоциональной активности: словесный; игровой (воображаемая ситуация); придумывание сказок, загадок, рассказов; сюрпризные моменты и элементы новизны; пример взрослого, родителя; юмор и шутки; сочетание разнообразных средств на одном занятии.
3. Методы обучения и развития творчества: эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности; исследование предметов и явлений неживой природы (обследование); прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее, будущее); игровые приемы; проблемные ситуации и задачи; неясные знания (догадки); предположения (гипотезы).
Приемы: показ с пояснением; игровой прием; прием вопросов; использование игрового персонажа; речевой (процесс говорения как образец); действенное соучастие детей; применение выразительных средств речи; демонстрация иллюстраций; рассматривание; использование ТСО; рассказ воспитателя; рассказ детей; чтение.
Тип проекта: тематический, познавательный, творческий
Срок проекта: краткосрочный с 11.03 по 22.03
Участники проекта: педагоги, дети, родители
Сценарий совместной деятельности по решению задач:
Итоговое мероприятие: фестиваль «Оренбуржье многонациональное»
Виды деятельности
Педагоги
1. Организация работы над проектом
• Составление плана
• Подбор программно-методического обеспечения-литературы, иллюстраций, игр.
2. Консультация для родителей; оформление родительского уголка
3. Анкетирование
4. Проведение итогового мероприятия совместно с родителями.
Детей:
1. Участие в играх, занятиях.
Продуктивная деятельность (аппликация, лепка, рисование по данной теме)
2. Беседа на тему «Что такое семейные традиции»
3. Рассматривание книг, иллюстрации.
4. Разучивание песен, стихов, хороводов, игр.
5. Рассказывание о культуре, традициях, обычаях народа.
6. Участие в итоговом мероприятии.
Родителей:
1. Просвещение: через родительский уголок, через папки-передвижки.
2. Участие в итоговом мероприятии
Итог:
Ребенок знаком с культурой и традициями населения, живущих в Оренбуржье. У него сформированы представления о родном крае, о семье, традициях, праздниках народа, доброжелательное отношение к окружающим, он с уважением относится к взрослым и детям. Дети знакомы с национальным фольклором (сказки, пословицы, песни, поговорки и т. д.) . Дети узнали больше о народно-прикладном искусстве.
Данный проект способствует социально-личностному развитию ребенка в современных условиях, к формированию самосознания принадлежности к данной национальной культуре.
Вывод: Целенаправленно развивая любовь и привязанность к родному дому закладывается первая ступень патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
«Родной дом» - сложное и многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но и с родным городом, с окружающей природой. Позже происходит осознание причастности к краю и к России, огромной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины.
Этапы реализации проекта
Этапы проекта Состав действий Ожидаемые результаты Участники
1. Подготовительный 1. Подбор и изучение научной литературы по данному вопросу.
2. Подбор интернет - ресурсов по теме.
3. Анкетирование родителей на тему «Гражданско-патриотическое воспитание ребенка».
4. Беседа с детьми: «Большая и малая Родина». Расширение знаний по теме проекта.
Формулировка проблемы. Определение продукта деятельности.
Привлечение родителей к проблеме патриотического воспитания дошкольников. Воспитатели, дети, родители
5. Определение целей и задач, актуальность темы.
6. Планирование совместной деятельности. Разработка плана реализации проекта. Воспитатели
7. Подбор дидактических пособий.
8. Анализ предметной среды группы.
9. Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, физминуток, пословиц, чистоговорок по теме проекта. Пополнение предметно - пространственной развивающей среды. Воспитатели, родители
2. Основной 1. Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Что должен знать ребенок о родном городе». «Воспитание детей на традициях русской народной культуры», «Русские народные подвижные игры», «Как приобщить ребенка к русской культуре», «Роль родителей в возрождении русских традиций», «Приобщение детей к народным традициям» Повышение педагогической компетенции родителей. Воспитатели, родители
2. Чтение различной художественной литературы по теме: «Лучше нет родного края» П. Воронько, «Родное гнездышко», «С добрым утром» Г. Ладонщиков, «Здравствуй, Родина моя» В. Орлов, «Главные слова» Л. Олифиров, «Наш край» А. Пришелец, «Что мы Родиной зовем» В. Степанов, «Рисунок», «Родная песенка» П. Синявский; разучивание пословиц, чистоговорок. Ознакомление детей с произведениями о Родине. Воспитатели, дети
3. Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по другому». Расширение у детей знаний о себе, о городе (герб, улицы, достопримечательности, о профессиях родителей Воспитатели, дети
4. Беседы с детьми: «Я люблю тебя, Оренбург», «Символы города», «Традиции семьи», «Чем помочь родному городу?», «Традиции русского народа». Ознакомление детей с историей возникновения города, с символикой города Воспитатели, дети
5. Пальчиковая игра «Здравствуй», «Дом и ворота», «Дом на горе», «Транспорт». Развитие речи и моторики рук. Воспитатели, дети
6. Составление рассказа (из личного опыта) «Дорога в детский сад», «Дом, в котором я живу». Развитие умения слушать и слышать собеседника, развитие речи и образного мышления. Воспитатели, дети
7. Рисование на тему «Мой дом – моя крепость», «Там, где я живу, красиво», «Моя дружная семья», «Я и моя семья», картинки – раскраски «Русские костюмы», лепка дымковской игрушки. Развитие творческих способностей детей, привитие аккуратности в работе, воспитание любви к труду. Воспитатели, дети
8. Прогулки «Моя улица», «Белая береза под моим окном». Расширение кругозора детей, привитие любви к родному городу. Воспитатели, дети,
родители
9. Домашние задания для детей совместно с родителями «Русские – быт, культура, традиции, игры» Вовлечение родителей в совместную работу по патриотическому воспитанию детей. Воспитатели, дети,
родители
10. Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников. Педагогическое просвещение родителей. Воспитатели,
родители
11. Оформление родительского уголка, «Масленица пришла», «Пасха». Педагогическое просвещение родителей. Воспитатели, дети,
родители
12. Конструирование «Русская изба». Создание макета своего микрорайона. Воспитатели, дети,
родители
3. Заключительный 1. Фестиваль «Оренбуржье многонациональное» Обобщение и систематизация знаний детей о своей «малой» Родине. Воспитатели, дети
2. Презентация проекта. Обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Воспитатели
Проектная карта
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Дни недели
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
11.03 18.03 12.03 19.03 13.03 20.03 14.03 21.03 15.03 22.03
1 Непосредственно образовательная деятельность Моя малая Родина – Оренбург Мой любимый город «Дом, улица, адрес» Мой город
2 Ознакомление с худ. литературой Рассматривание альбома «Моя семья»
«Родное гнездышко», «С добрым утром» Г. Ладонщиков «Лучше нет родного края» П. Воронько «Здравствуй, Родина моя» В. Орлов, «Главные слова» Л. Олифиров Чтение стихов и рассказов о семье. «Наш край» А. Пришелец, «Что мы Родиной зовем» В. Степанов Рассматривание фотографий с изображением достопримечательностей города Оренбурга «Рисунок», «Родная песенка» П. Синявский; Объяснение значения пословиц о Родине разучивание пословиц, чистоговорок
3 Коммуникативная Рассказы детей о членах семьи
Беседа «Где работают родители» Беседа «Знакомство с историейрусского костюма, сарафан, рубаха» Беседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей дома» Беседа «Знакомство с головными уборам: женским, мужским» Рассказы детей о членах семьи.
Беседа «Знакомство с крестьянской избой, и домашней утварью: ухват, чугунок, кочерга» Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».
Беседа «Русское искусство: песни, былины, приметы, пословицы, поэзия, загадки» Рассматривание альбома «Моя семья»
Рассказ о прялке, о том, какое место она занимала в жизни женщины на Руси
4 Игровая Дидактическая игра «Как зовут тебя по другому».
Подвижная игра «Уголки»
Сюжетно – ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада) Пальчиковая игра «Здравствуй», «Дом и ворота» Дидактические игры «Для чего человеку имя Игра «Башмачки» Пальчиковая игра «Дом на горе», «Транспорт». Хороводная игра «Ручеек» Сюжетно – ролевая игра «Семья»
Хороводная игра «Золотые ворота»
8 Продуктивная деятельность
рисование «Там, где я живу, красиво» "Моя дружная семья" Картинки раскраски «Русские костюмы»
«Мой дом – моя крепость» «Я и моя семья»
конструирование «Русская изба»
лепка Лепка дымковской игрушки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.
Литература:
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова.
2. Дошкольник 4-5 лет в детском саду: Как работать по программе "Детство" Библиотека программы "Детство".
3. Мосалова Л. Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
4. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа.
5. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников.
6. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию.)
7. Шорыгина Т. А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие.
Консультация для родителей
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни начинается в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий.
Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт. Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму и папу. В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства. Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются.
Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость. Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий.
В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи. Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколении семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнениями других членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплоченность. Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся донести до взрослых, что детям нужны не только еда, памперсы и яркие игрушки, но и ласковая мама, и заботливый папа.
Детям нужна любящая дружная семья. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В работе с детьми следует больше внимания уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности. Игра в «семью» - самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного домашнего вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. В «семью» можно играть по- разному. Все зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут выбрать не только «настоящую» семью, но и «кукольную», «звериную».
Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики.
Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности). Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольногоучреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.
Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность