Папки-передвижки

Организация детской исследовательской практики. Опыт работы

Татьяна Никонова
Организация детской исследовательской практики. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд «Организация детской исследовательской практики»

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами своими наработками в организации детской исследовательской практики.

2 слайд

В настоящее время одна из задач педагога – это формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников.

3 слайд И один из ее компонентов – это естественно-научная грамотность, которая формируется в процессе познавательной деятельности детей.

Публикация «Организация детской исследовательской практики, Опыт работы» размещена в разделах

Детям свойственно быть любопытными и интересоваться происходящим вокруг. То, что взрослым кажется привычным и обыденным, ново и незнакомо ребёнку.

4 слайд Исследовательская активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить. Поэтому исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» «почему?» Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

5 слайд (фото книги «Говорящий» дом)

В своей работе я стремлюсь применять новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень.

С недавних пор в образовательном пространстве детского сада появилось новое понятие «говорящая среда».

На внедрение в практику своей работы «Говорящей среды» меня вдохновили опыт краснодарских коллег и методическое пособие Юлии Илюхиной «Говорящий» дом или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада».

6 слайд ( автодидактическая среда это: самообучение, самообразование, саморазвитие)

Для развития познавательно-исследовательской деятельности очень важно обеспечить в развивающей предметно – пространственной среде возможность для самостоятельного экспериментирования детей. Для этого нам нужна автодидактичная среда. Что же это такое?

Автодидактичность – это такое свойство среды, которое позволяет ребёнку самообучаться, без взрослого рядом.

Знания, навыки, полученные в результате собственного экспериментального поиска значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем.

7 слайд ( Требования к проведению экспериментов: - связь с повседневной жизнью; - безопасность; - восприятие всеми органами чувств; -использование недорогих материалов)

При выборе и проведении экспериментов следует учитывать ряд требований:

- Связь с повседневной жизнью детей. Эксперименты должны иметь отношение к природным, математическим и техническим явлениям, встречающимися детям в повседневной жизни. Следует выбирать такие эксперименты, которые отражают интересы и вопросы детей, а также предоставляют детям возможности для дальнейшего углубления этих интересов и поиска ответов на вопросы.

- Безопасность при проведении экспериментов. Все расходные материалы не должны наносить никакого вреда здоровью.

- Осуществление экспериментов должно быть направлено на то, чтобы дети приобретали познания с помощью наблюдения, сравнения и измерения, воспринимали происходящее всеми органами чувств.

- Использование недорогих материалов, которые можно приобрести в количестве, достаточном для экспериментирования. Это позволит детям повторять эксперимент несколько раз подряд, до тех пор, пока они не утолят свою жажду исследования.

Кроме того, использование материалов, которые можно найти в любом домашнем хозяйстве, даёт детям стимул выполнять дома эксперименты, проведённые в детском саду. Таким образом, эксперименты связываются с повседневной жизнью детей, а родители вовлекаются в образовательную деятельность дошкольной организации.

Как же создать и чем наполнить автодидактичную среду?

8 слайд (фото «задачи познавательного развития в программе)

Шаг1. Нужно найти в своей программе задачи образовательной области «Познавательное развитие» для возраста своих воспитанников.

9 слайд (фото карточки с изображениями опытов : «плавает или тонет?», «окрашивание воды», «передвинь предметы», опыт с магнитом, опыт с часами)

Шаг2. Найти подходящие опыты и эксперименты, позволяющие достичь этих задач и не представляющих технических сложностей при проведении для детей. Составить по этим опытам иллюстрированные картинки-подсказки, позволяющие детям не только понять последовательность действий при проведении опыта или эксперимента, но и самостоятельно отобрать нужное оборудование.

Очень важно соответствие фотографий оборудования на карточке- подсказке и реального оборудования. Если линейка на фотографии розовая, то именно розовая линейка должна лежать. Если нужен фломастер, он должен лежать, за ним не надо идти в центр рисования. На первых порах ребенку будет непросто от начала до конца самостоятельно прожить весь цикл деятельности. Ребенок может просто забыть, зачем шел, что-то его отвлечет.

Поэтому задача такая: поначалу дать все необходимое в руки, показать, как это работает, буквально привести его к первой ситуации успеха. «Я это могу! Я справился! Я так уже делал!»

Очень важно, чтобы на фотографии было ваше оборудование, а не фото из интернета.

Обязательно нужно проследить, чтобы все пошаговые алгоритмы были логичными и очень подробными.

10 слайд (фото карточек-фиксаций опытов)

Шаг 3- Разработать карточки-фиксации опыта (эксперимента). На таких карточках ход эксперимента фиксируется с помощью рисунков детей. Эти карточки индивидуальны: ребята на них подписывают дату проведения опыта и своё имя.

Детям очень важно поделиться своими достижениями, это видимый результат их деятельности, они могут поделиться своими эмоциями.

Нужно сделать так, чтобы ребенок мог этот самый след оставить, чтобы его «голос» зазвучал!

11слайд (фото кейса «всё для опыта»)

Шаг 4 -Сформировать кейс опыта (эксперимента). Для этого нужно взять любую емкость (корзинку, контейнер, и сложить туда всё, что нужно для проведения опыта, включая карточки-подсказки, карточки-фиксации и предметы-партнеры.

Предметы-партнеры — это предметы, которые не являются основными, но без которого невозможно осуществить действие в полном объеме. (Фломастер, чтобы подписать карточку, совок, мусорное ведро.

12 слайд Рассмотрим пример. Ребенок хочет провести опыт и узнать «Как передвигаются предметы». Он находит карточку с изображением предметов под номером 4. Далее он понимает, что для проведения опыта ему необходимо выбрать контейнер под номером 4. Он берет карточку фиксации опыта под номером 4 и самостоятельно проводит опыт, согласно алгоритму карточки-схемы. А результат фиксирует в карточке результатов.

13 слайд (фото коллекций)

Ещё одна модель исследовательской деятельности – коллекционирование. Метод коллекционирования позволяет расширить кругозор детей, развить их познавательную и творческую активность. Коллекции можно изучать и исследовать : по-своему их располагать, классифицировать, сравнивать по цвету, форме, величине

14 слайд (фото детей за экспериментами)

Такой подход направлен на развитие у ребёнка способности к учению и постоянной готовности учиться. В таком самоорганизуемом учении мы побуждаем детей внимательно исследовать окружающий мир, решать проблемы, устанавливать закономерности и причинно-следственные связи. Нам необходимо всего лишь предоставить в распоряжение детей богатую стимулами образовательную среду и разрешить детям самим проводить исследования и эксперименты.

15 слайд ( компетенции:)

Если говорить о компетентностях, то безусловно у детей развиваются

Все базовые компетентности, которые закладывают фундамент физического и душевного здоровья и являются условием для психологического благополучия и успеха в семье, детском саду, школе, в последующей профессиональной деятельности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей»Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей» Тресина Лариса Юрьевна, воспитатель Шишова Светлана Викторовна, воспитатель «Организация непосредственно - образовательной деятельности.

Сценарий детской научно-исследовательской конференции «Я — исследователь»Сценарий детской научно-исследовательской конференции «Я — исследователь» Цель: пропаганда научных знаний и развитие у старших дошкольников интереса к научной деятельности. Развивать мотивацию каждого ребёнка к.

Опыт работы «Организация элементарной исследовательской деятельности с использованием игрового оборудования Ultimate»Опыт работы «Организация элементарной исследовательской деятельности с использованием игрового оборудования Ultimate» Активизация речемыслительной деятельности детей дошкольников при организации элементарной исследовательской деятельности с использованием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация детской исследовательской практики. Опыт работы
Опубликовано: 12 ноября 2024 в 13:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация детской исследовательской практики. Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Никонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД