Светлана Январева
Организация деятельности в парах как средство развития старших дошкольников в условиях логопункта ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Трудности общения дошкольников, страдающих стойкими нарушениями речи, со сверстниками и взрослыми нередко становятся причиной задержки их личностного развития, низкого статуса в группе сверстников, дезадаптации, тревожности, препятствуют полноценному развитию ребенка. Навыки общения у таких детей спонтанно не образуются. Поэтому суть логопедического воздействия заключается, с одной стороны, в целенаправленном формировании коммуникативных умений и навыков, а с другой стороны, в создании условий для развития таких нравственных качеств, как дружелюбие, отзывчивость, забота.
Публикация «Организация деятельности в парах как средство развития старших дошкольников в условиях логопункта ДОУ» размещена в разделах
Взаимодействие с детьми реализуется в различных организационных формах: занятия (индивидуальные, подгрупповые, игры (обучающие, развивающие, коммуникативные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные, речевые развлечения и праздники. В рамках проводимых занятий мы стараемся формировать у детей умение работать в группе, в паре.
Работа в парах как нельзя лучше соответствует целям развития коммуникативных умений и нравственных качеств. Благодаря наличию общей цели, чёткому распределению обязанностей, вниманию к усилиям и успехам друг друга, ответственности за общий и лично свой результат, дети осваивают элементарные способы сотрудничать, помогать, поддерживать, принимать совместные решения, разрешать конфликты, оценивать свои и общие достижения.
Вариантов объединения детей в пары может быть множество:
- пары, включающие детей с одинаковым уровнем речевых возможностей;
- пары, включающие детей с разным уровнем речевых возможностей;
- пары, сформированные по единообразию коррекционной задачи.
Так, например, в самом начале года мы выявили группу детей, которые достаточно быстро достигают хороших результатов по всем направлениям коррекционной работы (звукопроизношение, развитие фонематических процессов, связной речи, старательно выполняют домашнее задание с родителями, активно работают на занятии. Эти дети хорошо организованы, обладают сравнительно высоким уровнем речевого развития.
Другая группа детей требует к себе большего внимания, так как у них слабо развит познавательный интерес, слабо выражены волевые качества, трудности вызывают растерянность. Они изначально не уверены в собственных силах, пассивны.
Объединяя детей из этих двух групп для совместной работы в парах, мы даем возможность сильным реализоваться в роли «учителя», проявить такие нравственные качества, как ответственность за выполнение порученной работы, отзывчивость, стремление оказать помощь другому. У менее подготовленных детей при такой работе постепенно формируются основы организованности, активности, инициативности и взаимопомощи.
Перед тем как организовать работу в парах, мы провели подготовку: дети учились сотрудничать друг с другом при выполнении заданий в группе. Использовались следующие приемы:
- в случае затруднения при ответе ребенок сам выбирал себе помощника;
- для оценки своего ответа сам назначал «учителя»;
- организовывались игры, развивающие умение слушать друг друга (например, «Снежный ком»);
- совместно с детьми педагогом устанавливались и формулировались правила работы в паре, которые способствуют развитию у детей требовательности к себе и друг к другу.
Затем мы организовали следующие виды работы в парах: обсуждение темы, игровое обучение друг друга, тренировка навыков и закрепление материала.
Работа в парах постоянного состава может быть организована, например, на занятиях по формированию фонетической стороны речи. Рассмотрим пример парной работы детей с ОНР третьего уровня на подгрупповом занятии по теме «Звуки С – Ш» (дифференциация в словах).
Технологический процесс парной работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению задания
а) Постановка проблемной ситуации (научить шуструю старушку Стешу различать звуки С - Ш в словах)
б) Инструктаж о последовательности работы.
в) Раздача дидактического материала парам:
- картинки с изображениями предметов (например, «усы- уши, миска-мишка»);
- схемы слова;
- символы звуков.
2. Парная работа
а) Знакомство с материалом, планирование работы в группе («Назовите слова, над которыми вы будете работать»).
б) Распределение заданий внутри группы («Решите между собой, кто первый будет «учеником» - будет выполнять задание, а кто «учителем» - проверять выполнение»).
в) Индивидуальное выполнение задания «учеником» (звуковой анализ первого слова из пары предложенных).
г) Проверка выполнения «учителем» («Что ты делал сначала? - Что потом»? «Ученик» рассказывает последовательность выполнения звукового анализа слова).
Большое внимание на этом этапе отводится совершенствованию навыков ведения диалога; развитию свойств внимания, памяти, мышления; рефлексии (умению проанализировать свою работу, что сделал); развитию самооценки.
д) Дети меняются ролями. Повторяются пункты в, г).
На этом этапе дети учатся формировать (уточнять) поставленную перед ними задачу, учатся сотрудничать, выступать, вести диалог.
В предварительной работе дети уже научились использовать варианты фраз для построения диалога («Что мы будем делать?
Мы будем сравнивать слова. Кто будет составлять схему первого слова? Ты или я? Можно, я буду.
Хорошо, ты будешь., а я буду … Начинай первый».)
е) Обсуждение индивидуальных результатов работы в паре (сравнение схем слов, выяснение отличий одного слова от другого)
ж) Обсуждение общего задания пары (замечания, дополнения, уточнения, обобщения)
з) Подведения итогов парного задания.
3. Заключительная часть
а) Сообщение о результатах работы в паре.
б) Анализ проблемной ситуации, рефлексия.
в) Общий вывод о работе в паре и достижении поставленной задачи («Что мы делали сегодня на занятии?» «Учились различать звуки С – Ш в словах». «Как мы это делали»)
На данном этапе при оценке работы пары педагог подчёркивает качества, проявленные детьми: дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивается всегда общая работа в паре (удалось поработать в паре или не получилось сотрудничества).
При работе в паре дети научились сдерживать свой эгоизм, уступать, договариваться, подчиняться правилам, которые регламентируются содержанием игровой ситуации и педагогом:
- внимательно слушать задание;
- оказывать помощь друг другу;
- работать дружно, не ссориться;
- оценивать свои действия и товарища.
При организации самооценки и оценке работы пары педагог обязательно подчёркивает качества, проявленные детьми: дружелюбие, отзывчивость, забота.
Таким образом, применение методики парной работы позволяет логопеду решать, помимо коррекционных задач (формирование коммуникативных навыков, задачи нравственного воспитания детей.