Анфиса Данильченко
Организация деятельности учителя-дефектолога по формированию правильной речи у детей раннего возраста средствами логоритмики
▼ Скачать + Заказать документы
Организация деятельности учителя-дефектолога по формированию правильной речи у детей раннего возраста средствами лого ритмики
Речь детей развивается лучше при условии высокой двигательной активности ребенка. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Публикация «Организация деятельности учителя-дефектолога по формированию правильной речи у детей раннего возраста средствами логоритмики» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Младшая группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Логоритмика (логопедическая ритмика) – это игры и упражнения, направленные на разучивание движений под определённые стихи или музыку.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом.
Опираясь на связь музыки, движения и речи логоритмические игры и упражнения позволяют решать разнообразные задачи:
• развитие слухового и зрительного внимания;
• развитие фонематического слуха;
• развитие пространственной организации движений;
• развитие общей и тонкой моторики, мимики;
• развитие физиологического и фонационного дыхания;
• формирование артикуляционной базы звуков;
• развитие чувства ритма;
• развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое
• развитие коммуникативных качеств.
На этой консультации мы обсудим, когда начинать занятия логоритмикой и какие именно логоритмические упражнения стоит включить в ваши занятия с ребенком.
При формировании правильной речи у детей раннего возраста в логоритмики используются следующие методы и приемы:
Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей, их физического состояния, возрастных особенностей.
Так, при обучении движению используются различные приемы:
а) наглядно-зрительные - показ педагогом образца движения или отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (фотографий, телепередач и т. п.) ;
б) тактильно-мышечные - включение в двигательную деятельность различных пособий. Напр., при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу.
в) наглядно-слуховые - звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме двух-четырехстиший, звуки бубна и т. п.
Словесные методы обращены к сознанию детей, помогают осмысливать поставленную задачу и выполнять двигательные упражнения.
При словесном методе используются приемы (можете ознакомится на слайде) :
1) краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт детей;
2) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его элементы;
3) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений детьми;
4) беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т. д. ;
5) вопросы детям до выполнения им движения для осознания последовательности действий, проверки его представлений об образах сюжетной подвижной игры, игровых действий и т. п. ;
6) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, игровые зачины;
7) образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ в 1, 5 - 2 минуты вызывает воссоздающее воображение, способствует зрительному восприятию всей ситуации, стимулирует эмоциональное воспроизведение;
8) словесная инструкция, с помощью которой происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность с помощью словесных указаний и объяснений образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.
Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на мышечно-моторных ощущениях.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми :
1 направление- предусматривает развитие неречевых процессов:
совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса;
развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
2 направление– развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений.
При проведении логоритмических игр и упражнений включаются различные виды деятельности :
• пальчиковые игры или массаж пальцев;
• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
• стихотворения, сопровождаемые движениями
• упражнения, регулирующие мышечный тонус;
• речевые упражнения без музыкального сопровождения;
• чистоговорки;
• речевые и музыкальные игры;
• упражнения для развития музыкального слуха;
• различные виды ходьбы и бега под музыку
• ритмические упражнения, пение;
• упражнения в игре на музыкальных инструментах;
• подвижные игры, драматизации;
• мимические упражнения;
• упражнения на релаксацию под музыку.
Когда начинать занятия логоритмикой Можно уже с рождения! Делайте игровой массаж, попутно рассказывая или напевая потешки. Например, массаж стоп и пяточек. А вот отличный стишок для занятий на фитболе:
Ребенок сидит (или лежит на спинке или на животике) на фитболе, взрослый держит его за ручки. Каждый слог стишка соответствует одному подпрыгиванию
Какие занятия включает логоритмика
• Ходьба и бег под стихи или музыку
Этими занятиями развиваем чувство темпа.
Варианты упражнений:
1. Включайте поочередно то быструю, то медленную музыку. Под быструю музыку побуждайте малыша бегать по кругу, под медленную – ходить.
2. Расстелите массажную дорожку или широкий длинный шарфик.
Медленно скажите: «Большие ноги идут по дороге» (руки на поясе, ребёнок поочерёдно высоко поднимает ноги, медленно идёт по дорожке).
Быстро проговорите: «Маленькие ножки бежали по дорожке»
(ребёнок бежит мелкими шажками по дорожке).
Повторите несколько раз.
• Музыкально-ритмические игры
• Самый популярный среди мам, да и малышей, вариант — занятия по методике Железновых «Музыка с мамой». Авторами методики разработаны музыкальные диски и методические рекомендации к каждой песенке. Занятия проходят в игровой форме и достаточно разнообразны: это и пальчиковая гимнастика под музыку, и игры с предметами, и игры-потешки, и хороводы, и игры-шумелки, и даже знакомство с нотной грамотой. Методика рассчитана на детей от 6 месяцев до 3 лет.
• Стихи с движениями
Это один из самых любимых детьми видов логоритмики. «Ладушки» и «Мишку косолапого» знают большинство малышей. Стихи с движениями легко запоминаются, расширяют словарный запас ребёнка, развивают координацию и образное мышление. А ещё это прекрасный способ взаимодействия с мамой. Ведь стихи с движениями можно разучивать, когда малыш ещё даже не умеет говорить. Мама рассказывает стих, а ребёнок показывает движения.
• Артикуляционная и мимическая гимнастика
Это неотъемлемая часть занятий логоритмикой. От развития мышечно-артикуляционного аппарата лица во многом зависит качество произношения звуков. С малышами чаще практикуйте обычные гримасничанья, надувания щёк, просите изображать разные эмоции. С детьми старше 3 лет занятия должны быть более осмысленными и выполняться перед зеркалом.
Игровые упражнения для артикуляционной гимнастики смотрите здесь.
Рекомендации по занятиям логоритмикой
1. Занимайтесь не чаще 2-3 раз в неделю по 10-15 минут.
2. Не принуждайте малыша к занятиям и по максимуму предлагайте упражнения в игровой форме. Используйте любимые ребёнком игрушки, песенки и картинки.
3. Все логоритмические упражнения требуют многократного повторения. Только в этом случае можно добиться желаемого эффекта.
Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах
1. Утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к образовательной деятельности.
3. Динамические паузы.
4. Физкультурные сюжетные формы с использованием речевого материала.
5. Логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса.
6. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
7. Подвижные игры с речетативом
Не относитесь к этим занятиям как к учебно-образовательному процессу. Помните, что самое главное – весело провести с ребёнком время, а польза и результаты не заставят долго себя ждать.