наталья табаленкова
Организация центра сенсорного развития в группе для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития наших воспитанников, развивает наблюдательность, внимание, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, дает детям возможность овладеть новыми способами предметно- познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, влияет на расширение словарного запаса, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Публикация «Организация центра сенсорного развития в группе для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсомоторный центр предназначен :
• для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
• развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
• снятия мышечного и эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
• создания положительного эмоционального фона, повышения
работоспособности ребенка;
• активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия,
памяти);
• повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной
деятельности детей.
ОБОРУДОВАНИЕ ЦЕНТРА СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ.
«Баночки с запахами» (методика Монтессори)
В баночки от «киндер – сюрпризов» мы положили различные ароматные наполнители (кофе, кусочек мыла, ватку, пропитанную духами,
апельсиновую кожуру и др.). Даем ребенку понюхать баночки, воспитатель показывает, как это делать правильно. Акцентируем внимание на ощущениях: для начала – приятный или неприятный запах; затем расширяем словарный запас – ароматный, сладкий и т. д. Когда ребенок запомнит, как называется источник аромата, - можно разложить перед ним карточки с изображениями этих предметов (апельсин, духи, мыло и т. д.). Малыш нюхает и ставит баночку возле соответствующей карточки. На третьем этапе ребенок с закрытыми глазами нюхает поднесенную к нему баночку и называет источник. Можно сделать баночки парными, и тогда просим ребенка найти такой же аромат.
В работе с детьми используем, на наш взгляд, очень интересную игру
«Кольца Луллия» (её ещё называют «Волшебными кругами Луллия). Играя дети закрепляют свойства предметов и материалов, понятия о цвете, форме, количестве (много, мало, один, размере (большой, маленький) предметов.
Бизиборды или развивающие доски.
Цель данного пособия: развитие мелкой моторики рук, сенсорных способностей, памяти, внимания, творческого и логического мышления, речи.
Сенсорнае коврики - это многофункциональная вещь: здесь можно застегивать и расстегивать пуговицы, открывать и закрывать молнии, липучки, пользоваться кнопками, крючками и шнуровкой, познакомиться с основным цветом. Сенсорный коврик развивает мелкую моторику, координацию, тактильные ощущения и логическое мышление. Регулярные
занятия с данными ковриками помогают нам развивать у детей произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость. Дети с большим удовольствием играют и обмениваются ковриками.
Для развития мелкой моторики детей имеются специальные дидактические игрушки:
вкладыши,
пирамидки,
шнуровки,
разнообразные мозаики: деревянные, крупные пластиковые,
игры с прищепками (так же способствуют цветовосприятию, фантазии и учат считать, манипулировать с предметами по образцу, по словесному
указанию,
игры с цветными пробками и закручивающими предметами.
Здесь у нас расположены пирамидки из колец, цилиндров, «Грибочки»,
матрешки, конструктор «Логика». Кубики в картинках, цветные крышки,
домик, грибок с вырезными отверстиями разной формы, различные деревянные игрушки с втулками для нанизывания и подбора по цвету,
размеру.
Для восприятия цвета изготовлены игры: «Оденем кукол», «Найди свою
пару», «Подарим куклам бусы», «Найдем бантик к платью»,«Разноцветные ленточки», «Найди бантик к платью», «Наложи заплатку» и т. д. Для дидактической игры «Оденем куклу» мы обшили кукол в платья разных цветов, сделали банты.
Закрепление форм, цвета и величины происходит посредством действия
с разнообразными наборами кубиков и развивающих игр : «Собери дорожку», «Сложи узор», «Сложи картинку», «Заштопай штанишки», «Подбери заплатку», рамок-вкладышей с разными геометрическими формами. Дети имеют возможность играть с предметами замещения: пластиковыми бутылочками и контейнерами с крышечками, картонными коробочками, крупными пуговицами и другими хозяйственными
предметами.
С целью развития тактильно - двигательного восприятия изготовлены
игры: «Найди свою игрушку в мешочке», «Постучим – погремим», «Кто, как
кричит?», «Чудесный мешочек» и т. д.
Каждый центр в группе мы стараемся оформить так, чтобы он
способствовал сенсорному воспитанию детей. Чтобы в окружении детей
находились предметы и атрибуты с ярко выраженными сенсорными
признаками, разные по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны. Так в центре природы для развития тактильных ощущений собрано большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох, камешки и многое другое. Центр природы оснащен наборами для экспериментирования с водой и песком, емкостями разной формы, предметами – орудиями для переливания и вылавливания предметов. Ванночки для воды и песка наполняем фасолью, горохом, некрупными камешками, разноцветными пуговицами. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов. Поливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку и т. д. малыши получают новые
впечатления, испытывают положительные эмоции.
Малыши очень любят такие игры-эксперименты, которые оказывают большое влияние на сенсорное развитие детей.
В центре есть игры по усвоению и закреплению детьми форм, размеров,
величины, например, «Найди такой же», «Большие и маленькие», «Чьи детки?». Над уголком улыбается солнышко с косичками, завязанными разноцветными бантиками. Недавно, мы сделали игру «Накорми колобка». Что и делают дети с большим удовольствием, развивая пальчики рук.
А ещё, в центре природы мы учим детей различать не только цвет, форму
и размер предметов, но и знакомим их с запахами. Для этого мы высушили лепестки любимых цветов, листьев, семян и поместили их в марлевые мешочки.
Задача воспитателя - создать условия для развития сенсорных
способностей детей, которые обеспечивают самостоятельную,индивидуальную и совместную деятельность. Среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Не секрет, что все, что окружает ребенка, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому так важно создать условия, которые в полной мере будут способствовать реализации развития детей, их возможностей, способностей.