Наталья Карпова
Организация активного отдыха детей и родителей в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания здорового ребёнка была и остаётся актуальной в нашем обществе. Данную проблему в нашем детском саду мы стараемся решать при взаимодействии педагогов и родителей. Ведь здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая его окружает дома. И положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей. В работу родители вовлекаются поэтапно.
На первом этапе выявляется уровень осведомленности взрослых в вопросах оздоровления детей, отношения родителей к занятиям физической культурой в детском саду.
Чаще всего это происходит путем анкетирования.
Публикация «Организация активного отдыха детей и родителей в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Второй – подразумевает составления перспективного плана и плана работы с родителями.
На третьем - знакомят родителей с данными о состоянии детей и мероприятиях по решению задач сохранения и укрепления их здоровья.
На четвертом – устанавливаются партнерские отношения с целью организации физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Организуя взаимодействие с семьей по вопросам двигательной активности детей, используются следующие формы работы:
-Совместный досуг с родителями по обучению играм, в которые можно играть вместе дома «Вместе весело шагать…»
-Проведение мастер-класса для родителей «Волшебная дорожка» по изготовлению массажных ковриков.
-Распространение среди родителей буклетов по интересующей теме «Дома-тоже весело», «Поиграй со мной, мама», «Папа, мама, я- здоровая семья» и др.
-Участие детей и родителей в летних и зимних спартакиадах ДОУ.
-Совместные физкультурно-оздоровительные праздники и развлечения.
-Пропаганда лучшего опыта семейного воспитания.
- Создание в ДОУ «Древо спортивных достижений»
Содержание мероприятий активного отдыха мы выстраиваем в соответствии:
• возрастными особенностями,
• состоянием здоровья, физической подготовленностью детей;
• содержанием программы по физической культуре и объёмом пройденного учебного материала;
• временем года, погодными и климатическими условиями;
Формы организации активного отдыха
-физкультурные праздники;
- физкультурный досуг;
- дни здоровья;
- недели здоровья;
- дошкольный туризм (прогулки – походы, экскурсии, путешествия, занятия в кружках);
- малые формы активного отдыха (физкультминутки, физкультурные паузы)
Основу всех мероприятий составляет двигательная деятельность детей. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворить естественную биологическую потребность в движении.
Условия:
• активизизация каждого участника;
• широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений;
Тематика определяет содержание мероприятия, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.
Подбираются упражнения, освоенные детьми в процессе образовательной деятельности. Их можно обновить путём введения неожиданных условий, необычных пособий и способов организации. Широко используются приёмы контроля и регулирования нагрузки.
Результаты экспериментальных исследований Г. Ленерта и И. Лахмана свидетельствуют: различные виды активного отдыха обеспечивают восстановление ряда физиологических функций, а также предупреждение невротических состояний, связанных с перенапряжением.
Необходимо отметить, что активный отдых, органично сочетающий разные виды деятельности (двигательная, игровая, познавательная, трудовая, общение, способствует как оздоровлению, так и обогащению общекультурного развития ребёнка.
Активный отдых, построенный на преимущественном использовании игровых упражнений и подвижных игр, является эффективным средством формирования интереса к физической активности,развивает основные физические качеств: выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность,воспитывает чувство коллективизма, дружбы. Активный отдых, предусматривающий коллективные двигательные действия, открывает большие возможности для формирования социального поведения детей, поскольку обеспечивает высокую степень их взаимодействия.
Физкультурные досуги и праздники
- наиболее эффективные формы активного отдыха дошкольников.
Основные отличия физкультурного досуга и праздника:
- физ. досуг проводится 1-2 раза в месяц, праздник – 1-2 раза в год;
- физ. досуг предназначается 1-2 группам детского сада, праздник – детям всего дош. учреждения (для других садов -2 и более);
- длительность досуга –длительность НОД, праздника – 1 час (не более – 90 мин);
- досуг проводится в обычной обстановке, в помещении или на участке, с обычными атрибутами, праздник – на воздухе: на участке, на стадионе, на лесной поляне, в парке;
В последнее время получили распространение спартакиады детей дошкольного возраста, малые олимпийские игры. Анализ наблюдений показал, что увлекаться проведение таких массовых мероприятий не всегда целесообразно с дошкольниками, т. к. отрицательно сказывается на здоровье детей, наступает переутомление еще не окрепшей нервной системы ребенка.
Дни здоровья, неделя здоровья
Режим дня насыщается активной двигательной активностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В холодное время года пребывание на открытом воздухе по возможности удлиняется. В теплое время года - вся жизнь детей переносится на открытый воздух.
День здоровья начинается утренним приемом детей, который может проходить в занимательной, шуточной форме. Детям и родителям предлагают выполнить, различные веселые, задания, прежде чем они попадут в группу: это может быть «полоса препятствий», загадывание загадок о спорте и так далее.
На утреннюю гимнастику приглашаются родители, работники детского сада.
Дальнейшая программа первой половины дня здоровья для каждой группы своя. В неё включаются простейшие туристские походы, подвижные игры и упражнения, соревнования, конкурсы и так далее. Целесообразно к этому приурочить внесение новых физкультурных пособий, двигательных игрушек. Красочное, необычное оформление территории детского сада, групповых участков способствует подъему настроения, повышению активности детей в играх.
Во второй половине дня может быть проведен физкультурный праздник или физкультурный досуг.
В дни каникул создаются оптимальные условия для ежедневной, самостоятельной двигательной и художественной деятельности детей, проводятся пешие походы, другие физкультурные мероприятия.
Цель проведения Дня здоровья, Недели здоровья — профилактика нервной системы, оздоровление организма и поддержание положительно-эмоционального состояния психики ребенка.
День здоровья проводиться со второй младшей группы.
Проводиться не реже одного раза в квартал.
В этот день обеспечивается его пребывание на воздухе, на природе. В этот день не проводятся обучающие формы работы с детьми, требующие интеллектуального напряжения. Дети играют в интересные, любимые игры, слушают музыку, поют, занимаются творческой деятельностью, трудовой деятельностью, весело общаются друг с другом. В группах царит праздничная, радостная атмосфера, педагог старается предотвратить конфликты, обеспечивает спокойное общение детей друг с другом.
Неделя здоровья (каникулы)
Следующей формой активного отдыха является – каникулы или неделя здоровья как сейчас принято называть.
Неделя здоровья в соответствии с ФГОС может проводится в рамках тематической недели.
Содержание таких недель состоит в организации художественно-творческой, музыкальной и физкультурной деятельности.
Проводятся 2-3 раза в год: в начале января, летом (третий раз может быть в конце марта).
Организация каникул требует тщательной подготовки педагога, продуманности и творческой атмосферы.
Дошкольный туризм
Эту форму активного отдыха мы как – то еще совсем неуверенно внедряем в педагогическую деятельность в силу разных причин: в основном по причине безопасности, сложности в организации.
Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышают мотивацию на здоровый образ жизни.
Виды дошкольного туризма:
• туристская прогулка
• туристская экскурсия
• туристский поход.
Под туристической прогулкой понимается непродолжительный по времени групповой выход с активным способом передвижения по территории детского сада или Микрорайона в целях отдыха и познания.
Туристская экскурсия рассматривается как групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно-познавательных целях.
Туристический поход – это прохождение группы по определенному маршруту активным способом познания, физического развития, выполнения общественно – полезной и краеведческой работы в пути, определенных спортивно –туристских нормативов, содержательного отдыха.
Прежде чем отправится с детьми в туристический поход, необходимо познакомить их с этим увлекательным видом спорта. Через серию мероприятий образовательной деятельности дети должны узнать, кто такие туристы, для чего люди занимаются туризмом, что нужно знать и уметь, чтобы стать туристом. На практических занятиях дети овладевают умениями правильно уложить рюкзак, пользоваться компасом и маршрутной картой.
Наиболее приемлемыми являются учебно – тренировочные походы.
Исходя из содержания всех видов туристской подготовки, к основным средствам туризма в работе с дошкольниками относятся:
• физические упражнения с максимальным использованием природного и социального окружения, направленные на развитие физических качеств, координационных способностей, рациональное преодоление естественных препятствий и овладение техникой движения в пешеходных и лыжных прогулках;
• специальные двигательные задания для развития пространственных ориентировок;
• подвижные игры с поисковыми ситуациями в помещении и на местности;
Походы осуществляются регулярно, начиная со 2 младшей группы, с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка данной группы, состояния его здоровья, индивидуальных показателей и рекомендаций врача. К проведению походов воспитатель тщательно готовится, планирует их в календарном плане. Нередко приглашают школьников, старших братьев и сестер, выдающихся спортсменов и других интересных людей.
Все родители прекрасно понимают, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья ребенка необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Но следует помнить, что в формировании у дошкольника потребности быть здоровым нотации и поучения не приносят успеха. Лучше показать ребенку, как нужно относиться к физической культуре и спорту, на собственном примере. Если дети видят, что родители испытывают удовольствие от ходьбы на лыжах, катания на коньках, пеших прогулок, т. е. от любого здорового активного досуга, они будут им подражать. ДОУ ежедневно взаимодействует с семьей, поэтому имеет возможность оказывать непосредственное влияние на родителей воспитанников.
Литература:
1. Антонова, А. Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию. // Дош. воспитание. - 1986. - №4. - С. 12-14.
2. Аркин Е. Закаливание в системе физического воспитания дошкольников. // Дош. воспитание. - 2008. - №1. - С. 11-16.
3. Баранов А. Состояние здоровья детей дошкольного возраста. // Дош. воспитание. - 2009. - №9. - С. 6-11.
4. Бочарова, Н. И. В поход всей семьёй// Ребёнок в детском саду. - 2007. -№3. - С. 83 - 89.
5. Бочарова Н. И., Тихонова О. Г. Организация досуга детей в семье: Учеб. пособие для студ. высшей пед. учеб. заведений. - М. : Изд. центр «Академия», 2001. - 208с.
6. Бочарова, Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: Пособие для родителей и воспитателей. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ. - 2003. - 96с.
7. Глазырина Л. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М. - 2001. - 156 с.
8. Гранильщиков, Ю. В. Семейный туризм. - М. : Профиздат. - 1983. - 112 с.
9. Евсеева Н. Физкультурный досуг. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 6. - С. 123-125.