Ольга Вивчарик
Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация экологического образования дошкольников
в соответствии с ФГОС»
В документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» есть пункт о необходимости отражения задач экологического образования во ФГОС всех уровней. Как известно, что во ФГОС дошкольного образования слов «экологическое образование» нет. Однако в стандартах есть ряд положений, которые тесно связаны с экологическим образованием.
Публикация «Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности.
Ценность здорового образа жизни, несомненно, связана с проблемами здоровья и окружающей среды, что должно находить отражение в ряде примерных образовательных программ. Современная концепция культуры личности ребёнка, формирование его экологической культуры.
Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Экологическое образование, например, тесно связано с патриотическим. Любовь к своей малой родине начинается с того, что ты стараешься сохранить её природу, свою окружающую среду. Нельзя любить свою малую родину и при этом, например, оставлять мусор на улицах и в парках.
Духовно-нравственные и социокультурные ценности всегда включали ценность природы, а принятые в современном обществе правила и нормы поведения в интересах человека и общества сегодня не могут не предполагать правила и нормы поведения по отношению к окружающей среде.
Во ФГОС ДО выделяются пять образовательных областей. Экологическое образование тесно связано с каждой из них. Более того, экологическое образование способствует реализации задач всех указанных образовательных областей и объединяет их.
Образовательная область «социально-коммуникативное развитие».
Эта область направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и нравственных ценностей, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, высказывание своей точки зрения; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, социальной, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, размере цвете, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве, и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы; многообразии стран и народов мира.
Образовательная область «Речевое развитие». Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры (во время экологических занятий педагоги создают ситуацию, в которой дети должны выражать своё мнение, свою точку зрения, описывать свой опыт, свои впечатления, учатся выслушивать точку зрения других и т. д.); обогащение активного словаря (благодаря включению детей в разную деятельность их активный словарь постоянно обогащается); развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества (в процессе выполнения заданий дети нередко придумывают новые слова, например,придумывая деревьям имена); развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (процессе экологического образования используется научно-популярная и художественная литература, дети сами сочиняют сказки, рассказы, оформляют собственные книжки вместе с родителями).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Во ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Образовательная область «Физическое развитие».
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, (развитию указанных качеств способствуют прогулки, экскурсии на природу, походы по экологической тропинке); становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
Экологическое образование в современных программах ДО.
ФГОС - это, прежде всего, стандарты для образовательных программ.
Каждая дошкольная организация составляет свою образовательную программу, 60% из которой - это обязательная часть, и 40% - часть, формируемая участниками образовательных отношений. Для составления обязательной программы педагоги используют различные образовательные программы дошкольного образования, для второй части - парциальные.
Экологическое образование может быть отражено :
а) в содержании обязательной части программы (если выбрана примерная образовательная программа, в которой рассматриваются эти проблемы);
б) в части, формируемой участником образовательных отношений, если выбирается парциальная программа экологического образования.
Несколько примерных образовательных программ дошкольного образования с точки зрения направленности в них экологического образования.
Программа «Истоки».
Здесь выделены следующие психологические возрастные категории: раннее детство (от рождения до 3 лет) и дошкольное детство (от 3 до 7). Их можно поделить на стадии. Для каждого возраста определено своё содержание. В содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» отмечается необходимость «формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
В содержании образовательной области «Познавательное развитие» к главным задачам относится и «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. о планете Земля как общем доме людей, людей, об особенностях её природы». «Мир природы» упоминается также в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Для каждого возраста выделены задачи, связанные с изучением окружающего мира, природы, рассматриваются экологические аспекты и проблемы.
Программа «От младенчества до школы».
Для категории младенческого и раннего возраста: «проявляется интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях».
На завершающем этапе дошкольного образования : «ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать и экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, проявляет уважение к жизни и заботу об окружающей среде».
В содержании познавательного развития для детей 6-7 лет выделен ряд вопросов, среди которых: «расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелётных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы. Дать детям более полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде. Учить обобщать и систематизировать представления о временах года. Формировать представление о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и наоборот. Закреплять умение передавать своё отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности. Объяснить, что в природе всё взаимосвязано. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды : чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека. Закреплять умение правильно вести себя в природе
Образовательная программа «Мир открытий».
Это единственная на сегодняшний день примерная образовательная программа, в которой среди основных концептуальных идей указываются идеи образования для устойчивого развития.
В преамбуле отмечается, что «эта первая отечественная программа дошкольного образования, в которой отражены современные положения стратегии для устойчивого развития: образование ребёнка для его будущего через его деятельность; интегрированное содержание работы с детьми, соблюдение прав ребёнка, в том числе права на игру, на здоровую, безопасную и комфортную окружающую среду, доступность качественного образования; формирования умения учиться и самостоятельно добывать информацию; развитие детской инициативы и самостоятельности, познавательной мотивации, активное вовлечение ребёнка в социум».
Проблемы экологического образования рассматриваются достаточно разносторонне в различных подразделах: «Природа и безопасность», «Познавательное развитие», «Труд в природе», «Познавательно-исследовательская деятельность».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время есть ряд примерных образовательных программ, которые включают проблемы экологического образования и, соответственно, могут быть использованы в образовательной программе ДОО.
Проект по образованию для устойчивого развития в подготовительной к школе группе
Тема проекта: «Дары осени».
Автор проекта: воспитатель Вивчарик Ольга Александровна.
Тип проекта: исследовательско-творческий.
По содержанию: обучающий.
По времени проведения: краткосрочный с 15.09.2017 г. по 30.10.2017 г.
По числу участников: 28 детей, групповой.
Цель: сформировать у детей 6-7 лет гуманное и бережное отношение к природе и окружающему нас миру; вовлечение детей и родителей в совместную работу над проектом, создание радостной атмосферы; воспитание толерантности.
Задачи:
- развивать у детей способы познания, наблюдения, обследования предметов и экспериментирования;
- развивать фантазию и творчество.
- привлечь родителей и детей к активному участию в жизни группы.
- формирование начальной экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.
Этапы подготовки по реализации проекта:
«Подготовительный этап» :
Деятельность педагога:
-создание условий;
-подбор оборудования и материалов;
-мотивация детей к целостности, ценности окружающего мира;
-мотивация детей к познавательной и исследовательской деятельности.
Деятельность детей:
-возникновение интереса к окружающему миру природы;
-осознание и осмысление актуальности и цели деятельности, проявление познавательного интереса;
-рассматривание иллюстрации, картин;
-чтение и обсуждение сказок, загадок, стихов, пословиц, поговорок.
«Основной этап» :
Деятельность педагога:
-мотивация детей к познавательной деятельности;
-активация внимания посредством включения их познавательную экологическую деятельность.
Деятельность детей:
-накопление информации;
-изобразительная деятельность : рисование, лепка, аппликация, оригами;
-знакомство детей со вкусом овощей (моркови, свёклы, история овощей;
-дидактические игры(«чудесный мешочек», игра «самый быстрый», «собери овощи»);
-разучивание тематических стихов;
-драматизация сценки «спор овощей» в костюмах;
-дома вместе с родителями посадить семена овощей и наблюдать за их ростом;
-просмотр видеофильма «как появился росток», обсуждение;
-рассматривание семян под лупой, посадка рассады;
-рассматривание корнеплодов (корень- через него растение получает воду и пищу из земли,листья у всходов;
-пробуем на вкус корнеплоды (морковь, свекла, картофель, сравниваем;
-исследование почвы: рассматривание обитателей- жуков, червей;
-опыты с почвой: «есть ли в Земле воздух?»;
«Заключительный этап» :
-стимулирование детей к самоанализу и самооценке своей деятельности;
-помощь в формировании выводов;
-подведение итогов.
Деятельность детей:
-уборка урожая,выставка работ;
-коллективная работа, «Наш урожай» оригами;
-праздничный концерт.
Предполагаемый результат:
Будет сформирована единая система становления нравственных качеств личности дошкольника посредством экологического воспитания на основе принципа преемственности всех звеньев образовательной цепи.
Будет организована развивающая среда, способствующая нравственно-экологическому развитию детей.
Будет разработана и внедрена функциональная модель экологизации дошкольников, система критериев и показателей оценки сформированности у них ценностных ориентаций.