МААМ-картинки

Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС

Ольга Вивчарик
Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

«Организация экологического образования дошкольников

в соответствии с ФГОС»

В документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» есть пункт о необходимости отражения задач экологического образования во ФГОС всех уровней. Как известно, что во ФГОС дошкольного образования слов «экологическое образование» нет. Однако в стандартах есть ряд положений, которые тесно связаны с экологическим образованием.

Публикация «Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности.

Ценность здорового образа жизни, несомненно, связана с проблемами здоровья и окружающей среды, что должно находить отражение в ряде примерных образовательных программ. Современная концепция культуры личности ребёнка, формирование его экологической культуры.

Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Экологическое образование, например, тесно связано с патриотическим. Любовь к своей малой родине начинается с того, что ты стараешься сохранить её природу, свою окружающую среду. Нельзя любить свою малую родину и при этом, например, оставлять мусор на улицах и в парках.

Духовно-нравственные и социокультурные ценности всегда включали ценность природы, а принятые в современном обществе правила и нормы поведения в интересах человека и общества сегодня не могут не предполагать правила и нормы поведения по отношению к окружающей среде.

Во ФГОС ДО выделяются пять образовательных областей. Экологическое образование тесно связано с каждой из них. Более того, экологическое образование способствует реализации задач всех указанных образовательных областей и объединяет их.

Образовательная область «социально-коммуникативное развитие».

Эта область направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и нравственных ценностей, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, высказывание своей точки зрения; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, социальной, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, размере цвете, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве, и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы; многообразии стран и народов мира.

Образовательная область «Речевое развитие». Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры (во время экологических занятий педагоги создают ситуацию, в которой дети должны выражать своё мнение, свою точку зрения, описывать свой опыт, свои впечатления, учатся выслушивать точку зрения других и т. д.); обогащение активного словаря (благодаря включению детей в разную деятельность их активный словарь постоянно обогащается); развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества (в процессе выполнения заданий дети нередко придумывают новые слова, например,придумывая деревьям имена); развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (процессе экологического образования используется научно-популярная и художественная литература, дети сами сочиняют сказки, рассказы, оформляют собственные книжки вместе с родителями).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Во ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Образовательная область «Физическое развитие».

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, (развитию указанных качеств способствуют прогулки, экскурсии на природу, походы по экологической тропинке); становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

Экологическое образование в современных программах ДО.

ФГОС - это, прежде всего, стандарты для образовательных программ.

Каждая дошкольная организация составляет свою образовательную программу, 60% из которой - это обязательная часть, и 40% - часть, формируемая участниками образовательных отношений. Для составления обязательной программы педагоги используют различные образовательные программы дошкольного образования, для второй части - парциальные.

Экологическое образование может быть отражено :

а) в содержании обязательной части программы (если выбрана примерная образовательная программа, в которой рассматриваются эти проблемы);

б) в части, формируемой участником образовательных отношений, если выбирается парциальная программа экологического образования.

Несколько примерных образовательных программ дошкольного образования с точки зрения направленности в них экологического образования.

Программа «Истоки».

Здесь выделены следующие психологические возрастные категории: раннее детство (от рождения до 3 лет) и дошкольное детство (от 3 до 7). Их можно поделить на стадии. Для каждого возраста определено своё содержание. В содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» отмечается необходимость «формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

В содержании образовательной области «Познавательное развитие» к главным задачам относится и «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. о планете Земля как общем доме людей, людей, об особенностях её природы». «Мир природы» упоминается также в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Для каждого возраста выделены задачи, связанные с изучением окружающего мира, природы, рассматриваются экологические аспекты и проблемы.

Программа «От младенчества до школы».

Для категории младенческого и раннего возраста: «проявляется интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях».

На завершающем этапе дошкольного образования : «ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать и экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, проявляет уважение к жизни и заботу об окружающей среде».

В содержании познавательного развития для детей 6-7 лет выделен ряд вопросов, среди которых: «расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелётных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы. Дать детям более полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде. Учить обобщать и систематизировать представления о временах года. Формировать представление о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и наоборот. Закреплять умение передавать своё отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности. Объяснить, что в природе всё взаимосвязано. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды : чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека. Закреплять умение правильно вести себя в природе

Образовательная программа «Мир открытий».

Это единственная на сегодняшний день примерная образовательная программа, в которой среди основных концептуальных идей указываются идеи образования для устойчивого развития.

В преамбуле отмечается, что «эта первая отечественная программа дошкольного образования, в которой отражены современные положения стратегии для устойчивого развития: образование ребёнка для его будущего через его деятельность; интегрированное содержание работы с детьми, соблюдение прав ребёнка, в том числе права на игру, на здоровую, безопасную и комфортную окружающую среду, доступность качественного образования; формирования умения учиться и самостоятельно добывать информацию; развитие детской инициативы и самостоятельности, познавательной мотивации, активное вовлечение ребёнка в социум».

Проблемы экологического образования рассматриваются достаточно разносторонне в различных подразделах: «Природа и безопасность», «Познавательное развитие», «Труд в природе», «Познавательно-исследовательская деятельность».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время есть ряд примерных образовательных программ, которые включают проблемы экологического образования и, соответственно, могут быть использованы в образовательной программе ДОО.

Проект по образованию для устойчивого развития в подготовительной к школе группе

Тема проекта: «Дары осени».

Автор проекта: воспитатель Вивчарик Ольга Александровна.

Тип проекта: исследовательско-творческий.

По содержанию: обучающий.

По времени проведения: краткосрочный с 15.09.2017 г. по 30.10.2017 г.

По числу участников: 28 детей, групповой.

Цель: сформировать у детей 6-7 лет гуманное и бережное отношение к природе и окружающему нас миру; вовлечение детей и родителей в совместную работу над проектом, создание радостной атмосферы; воспитание толерантности.

Задачи:

- развивать у детей способы познания, наблюдения, обследования предметов и экспериментирования;

- развивать фантазию и творчество.

- привлечь родителей и детей к активному участию в жизни группы.

- формирование начальной экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.

Этапы подготовки по реализации проекта:

«Подготовительный этап» :

Деятельность педагога:

-создание условий;

-подбор оборудования и материалов;

-мотивация детей к целостности, ценности окружающего мира;

-мотивация детей к познавательной и исследовательской деятельности.

Деятельность детей:

-возникновение интереса к окружающему миру природы;

-осознание и осмысление актуальности и цели деятельности, проявление познавательного интереса;

-рассматривание иллюстрации, картин;

-чтение и обсуждение сказок, загадок, стихов, пословиц, поговорок.

«Основной этап» :

Деятельность педагога:

-мотивация детей к познавательной деятельности;

-активация внимания посредством включения их познавательную экологическую деятельность.

Деятельность детей:

-накопление информации;

-изобразительная деятельность : рисование, лепка, аппликация, оригами;

-знакомство детей со вкусом овощей (моркови, свёклы, история овощей;

-дидактические игры(«чудесный мешочек», игра «самый быстрый», «собери овощи»);

-разучивание тематических стихов;

-драматизация сценки «спор овощей» в костюмах;

-дома вместе с родителями посадить семена овощей и наблюдать за их ростом;

-просмотр видеофильма «как появился росток», обсуждение;

-рассматривание семян под лупой, посадка рассады;

-рассматривание корнеплодов (корень- через него растение получает воду и пищу из земли,листья у всходов;

-пробуем на вкус корнеплоды (морковь, свекла, картофель, сравниваем;

-исследование почвы: рассматривание обитателей- жуков, червей;

-опыты с почвой: «есть ли в Земле воздух?»;

«Заключительный этап» :

-стимулирование детей к самоанализу и самооценке своей деятельности;

-помощь в формировании выводов;

-подведение итогов.

Деятельность детей:

-уборка урожая,выставка работ;

-коллективная работа, «Наш урожай» оригами;

-праздничный концерт.

Предполагаемый результат:

Будет сформирована единая система становления нравственных качеств личности дошкольника посредством экологического воспитания на основе принципа преемственности всех звеньев образовательной цепи.

Будет организована развивающая среда, способствующая нравственно-экологическому развитию детей.

Будет разработана и внедрена функциональная модель экологизации дошкольников, система критериев и показателей оценки сформированности у них ценностных ориентаций.

Публикации по теме:

Презентация «Особенности предмета «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС начального образования» «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь.

Формирование толерантности у дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования Государственная политика в области дошкольного образования на современном этапе обусловила необходимость важных изменений в определении.

Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации.

Консультация для воспитателей «Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС» Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы.

Круглый стол «Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование.

Методическая рекомендация «Организация опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с ФГОС» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями,.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Предметно- пространственная среда ДОУ является одним.

Предметно развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования .

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования» МБДОУ «Центр развития ребенка №5 «Родничок» Г. Владивостока Приморского края Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 17 апреля 2019 в 17:56
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Вивчарик в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД